ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 июля 2018, 12:58

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
800 (480)
№ 799 (799)
28 июня
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
794 (474)
793 (473)
792 (472)
791 (471)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:34
Раздел: Политика

Жамин АКИМАЛИЕВ: «Жогорку Кенеш должен подавать пример обществу неукоснительным соблюдением законов, а не потворствовать различным нарушениям законодательства»

Интервью с академиком Национальной академии наук КР Жамином АКИМАЛИЕВЫМ.

– Жамин Акималиевич, депутаты Жогорку Кенеша одобрили согласованный проект закона, касающийся трансформации земельных участков, застроенных до 31 июля 2009 года. Решение принято 20 июня на заседании парламента. Ваше мнение?

– Во-первых, скажу, меня очень удивляет упорство наших народных избранников в вопросе трансформации пахотных земель. Я просматривал прессу и увидел, что ровно год назад они принимали аналогичный закон. Но в августе прошлого года его не подписал экс-президент, вернув на доработку. То есть закон не вступил в силу. Казалось бы, вроде бы надо пересмотреть или перестать муссировать данный вопрос. Но нет, депутаты с ещё большим усилием взялись за это дело. Меня крайне поразил тот факт, что ярым сторонником разбазаривания сельскохозяйственных земель выступил аграрный комитет Жогорку Кенеша, который по своему назначению должен быть главным защитником наших земельных ресурсов. Что творится в депутатском корпусе? Я что-то не понимаю. Судя по всему, они надеются, что новое руководство страны не заметит сей факт и подпишет законопроект. В таком случае мы лишимся большого количества орошаемых земель! После мартовской революции 2005 года, когда к власти пришла бакиевская клика, по всей стране прокатилась волна массового самовольного захвата пахотных орошаемых земель вокруг крупных городов страны. Тогда бакиевцы сделали вид, что ничего не замечают, и позволили тем самым осуществиться данному преступлению – самовольному захвату орошаемых земель. А ведь земли сельскохозяйственного назначения являются одним из главных богатств страны, они кормят нас и будут кормить будущие поколения. Когда учёные, специалисты коллективно и резко выступили против бездействия властей, то под таким нажимом в 2009 году Жогорку Кенеш принял Закон «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий». Закон прошёл, и, благодаря мораторию, самовольный захват пахотных орошаемых земель был приостановлен. Однако депутаты пятого созыва в 2013 году принимают новый Закон «О переводе (трансформации) земельных участков». Я неоднократно выступал по данному поводу в прессе с резкой критикой такого закона, ведь он открывал шлюзы дальнейшему захвату пахотных земель. Я также заявлял, что в этом могут быть заинтересованы и сами депутаты. Все мы знаем, из кого состоит депутатский корпус, – олигархи. Видимо, в стране всё уже «прихватизировали», и последним ресурсом остаётся земля...

...А чем ещё объяснить столь скорое принятие антинародных и антигосударственных законов? И сегодня вновь парламентарии приняли противоправный закон, несмотря на действующий мораторий. В связи с этим нардепы предложили внести поправки в Законы «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», «О переводе (трансформации) земельных участков». А какими последствиями всё обернётся? Исходя из их логики, до 2009 года можно было захватывать сельскохозяйственные земли, а после 2009 года уже нельзя? Так? Где тут логика? Жогорку Кенеш должен подавать пример обществу неукоснительным соблюдением законов, а не потворствовать различным нарушениям законодательства. Но что они делают, принимая подобные проекты законов? Таким образом, получается, можно захватывать орошаемые земли, а через некоторое время депутаты каким-нибудь законом легитимируют это? Жогорку Кенеш создаёт тем самым опасный прецедент! В то время как в стране фонд пахотных земель очень маленький. Вся территория Кыргызстана составляет примерно 20 миллионов гектаров. Из них только 1,2 миллиона гектаров составляют земли, пригодные для сельскохозяйственной обработки. Приведу для сравнения статистику. В РФ на душу населения приходится один гектар пашни, в Казахстане – два гектара, в Кыргызстане же – всего тринадцать соток. Но и этот показатель не однозначен, ведь на юге нашей страны, где проживает половина всего населения, на одну душу приходится всего пять соток. И вот при таком дефиците земли сельскохозяйственного назначения её продолжают разбазаривать! В дальнейшем очень остро может встать вопрос о продовольственной безопасности. По международным стандартам, если страна обеспечивает себя продовольствием только на 60%, то это называется кризисной ситуацией. Мы такого показателя достигли. Хотя до 1990 года мы обеспечивали себя качественными продуктами на 90%, а по некоторым видам был избыток, который импортировался. Сегодня же республика зависит от тотального импорта. По неофициальным данным, в 2017 году из-за рубежа в Кыргызстан было завезено сельскохозяйственной продукции примерно на 40 миллиардов сомов. Это же ужас! Возвращаясь к теме трансформации земель, скажу, что единственной надеждой сегодня остаётся глава государства, который как гарант Конституции не должен подписывать проект закона. Хочу заметить, что, по данным Нацстаткома КР, уровень бедности в нашей стране за 2017 год достиг 26%. То есть из шести миллионов населения полтора миллиона человек живут за чертой бедности. Из них 72% проживают в сельской местности, которые кормятся за счёт земельных ресурсов. При таком уровне бедности и дефиците пашни нельзя посягать на земельные ресурсы.

– И какие пути решения данной проблемы существуют?

– Для начала СМИ должны всесторонне освещать вопрос, разъясняя обществу всю порочность проекта закона. Ведь многие наши граждане просто не придают значения этому основополагающему вопросу. Если президент подпишет законопроект, то он автоматически дезавуирует мораторий на трансформацию орошаемых земель, являющихся нашим золотым фондом. А ведь основным принципом Земельного кодекса КР, принятого ещё в 1999 году, является сохранение земли как природного объекта, основы жизни и деятельности народа Кыргызстана, как главного фактора, обеспечивающего не только продовольственную, но и государственную безопасность. А в статье 74 Земельного кодекса КР подчёркивается, что к особо ценным сельскохозяйственным угодьям относятся не только орошаемая, но и богарная пашня, залежь, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения. И на таких особо ценных угодьях не допускается строительство зданий и сооружений, кроме гидротехнических. В статье 120 Земельного Кодекса прямо говорится, что должностные лица, собственники земельных участков и землепользователи несут установленную законодательством Кыргызской Республики гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение земельного законодательства. И на этом фоне депутаты Жогорку Кенеша хотят узаконить аж 13 тысяч гектаров орошаемых земель, захваченных в 2005-2009 годах вокруг города Бишкек. А ведь даже отдельные сельские районы у нас не имеют такой площади орошаемой пашни. Полагаю, у некоторых депутатов есть какие-то корыстные интересы. Наверное, здесь присутствует и политическая составляющая. Кто-то пытается приобрести себе голоса избирателей, так как в 2020 году состоятся парламентские выборы. Возможны и досрочные выборы парламента. Так вот и разыгрывается эта политическая карта за счёт 13 тысяч гектаров поливных земель, на которых расположились около сорока тысяч проживающих. Хотя эти граждане самым грубым образом нарушили существующие законы и просто-напросто захватили орошаемую пашню для строительства жилых домов и осуществления черного бизнеса, связанного с торговлей земельными участками. Оказывается, можно продать землю за голоса избирателей. Другого определения я просто не нахожу! Я отдал сельскому хозяйству 67 лет своей жизни. Все эти годы наше поколение оберегало землю как зеницу ока. На заре моей профессиональной деятельности в стране насчитывалось всего полмиллиона гектаров орошаемых земель. К 1990 году удалось довести площадь таких особо ценных земель до одного миллиона гектаров. За годы независимости в результате губительных аграрных реформ и самовольного захвата сельскохозяйственных земель осталось восемьсот пятьдесят тысяч гектаров. Сто пятьдесят тысяч гектаров разбазарили! И всё это происходило не без помощи руководства страны! И сегодня Жогорку Кенеш открыто поддерживает самозахватчиков! В 2013 году была принята Программа устойчивого развития экономики страны на пять лет. Там значится один пункт: обеспечить за пять лет ввод новых орошаемых земель в объёме пятидесяти тысяч гектаров. На эту задачу были ассигнованы денежные средства. Так вот за эти пять лет вместо пятидесяти тысяч гектаров орошаемых земель было введено всего лишь четыре тысячи гектаров. Вот как тяжело удаётся увеличивать площадь орошаемых земель! При таком раскладе, когда идёт борьба за каждый новый гектар, на что выделяются миллиарды сомов, Жогорку Кенеш узаконивает самовольный захват 13 тысяч гектаров поливной пашни! Уму непостижимо! Удивляет и поражает такой безответственный шаг нашего высшего законодательного органа! Нам всем надо задуматься, а нужен ли нам вообще такой состав парламента, который вместо приумножения национального богатства сам создаёт «законные» основания для его разбазаривания? Ещё раз повторяю, последняя надежда – Сооронбай Шарипович, который, я надеюсь, взвесит все «за» и «против», проявляя заботу о нашем будущем. И это ожидание историческое. Стоит задуматься над земельной проблемой и поставить непреодолимый заслон самозахватчикам нашей священной земли и их высоким покровителям!

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

28 июня 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:29 // Общество
Наркомания – огромный бизнес, от которого страдают люди и, прежде всего, дети
15:23 // Общество
УБИЙСТВО «НЕВЕСТЫ» БУРУЛАЙ: иллюзии, реалии и предложения Часть II. Реалии
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей