ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 17:38

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:52
Раздел: Общество

Дуэт сказителей

Интервью с господином Идзицу, вторым секретарем Посольства Японии В КР.

– Уважаемый господин Идзицу, расскажите, пожалуйста, какую работу по установлению культурных взаимоотношений японское посольство выполнило за последнее время.

– За последние годы мы провели много разных культурных мероприятий. Например, в феврале прошлого года мы пригласили актера театра «НО» и организовали представление в театре «Тунгуч», где собралось приблизительно 300 зрителей. Выступление прошло успешно. После этого на берегу Иссык-Куля в мае прошлого года был проведен фестиваль, в рамках которого прошел Турнир по Кэндо (японский вид спорта) и День Японии в г. Чолпон-Ата. Там тоже было продемонстрировано искусство игры на барабане и танец льва Сисимай с участием гостя из Японии. В марте этого года в честь 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами был организован Концерт дружбы. Японские артисты и музыканты, игравшие на традиционных музыкальных инструментах, таких как сямисэн (трехструнных инструмент) синобуэ (бамбуковая флейта), выступили совместно с кыргызским музыкальным этнографическим ансамблем «Камбаркан».

– Такие вечера дают возможность сравнить искусство и культуру стран, которые так далеки друг от друга. Например, было интересно, когда музыканты вместе играли на комузе и на сямисэн. Были видны различия и сходство в технике игры. А обмен мелодиями и песнями показал, что искусство – это область, в которой, несмотря на культурные различия, можно найти точки соприкосновения. Скажите, почему в этот раз были проведены совместные концерты?

– Как я уже сказал, этот концерт был проведен в честь юбилея. Мы хотели организовать что-то совместное, чтобы показать, насколько тесно Япония и Кыргызстан сотрудничают в сфере культуры. Но это не первый совместный концерт. Еще до этого японская оперная певица несколько раз приезжала сюда и выступала в Театре оперы и балета. На последнем концерте она вместе с кыргызскими артистами исполнила оперу «Юдзуру» (Журавлиные перья) на японском языке.

– Видно, что проводится большая работа по сближению культур двух стран! Основная причина совместных выступлений – это юбилей, или таким образом вы стараетесь установить межкультурный диалог?

– Да, это так. Но хорошо показать традиции двух стран, я думаю, удалось на встрече сказителей, которая прошла 3 июля в театре «Тунгуч». В Японии тоже есть устное народное творчество. Например, у нас так же, как и в вашей стране, есть богатая традиция сказителей. Чтобы показать сходство и различия в этом мастерстве, мы организовали вечер сказителей двух стран.

– На вечере одна из сказительниц рассказала смешную историю о женщине, которая смогла перевоспитать своего мужа-хулигана. Эта история чем-то похожа на кыргызские нравоучительные истории «санат-насыят». Интересно было бы знать, какие жанры сказительства существуют в вашей стране.

– Прочитанный на вечере рассказ – это жанр рокёку, его рассказывают в сопровождении музыкального инструмента. Есть и другие жанры. Например, ракуго и кодан. Если в ракуго рассказывают комические истории, то в кодан повествуют о воинских подвигах героев. Думаю, в этом смысле сказания о Манасе и кодан похожи. Но в любом жанре говорят о человеческих чувствах.

– Не зная языка, трудно понять искусство другого народа. Тем не менее, присутствовавшие на вечере с интересом слушали госпожу Нанафуку Тамагава. И даже посмеялись, когда она неожиданно прочитала небольшой отрывок на русском языке, используя сленг.

– Да, для того чтобы добиться взаимопонимания между японскими артистами и вашими слушателями, мы проделали огромную работу. Мы перевели рассказ с японского на кыргызский язык и постарались передать основной смысл, были также субтитры.

– Что касается манасчи, которые тоже представляли свое мастерство в Японии, то перевода не было…

– К сожалению, как «Манас» воспринимался публикой в Японии, я ничего не могу сказать, так как их поездка организовалась кыргызской стороной. Возможно, восприятие происходило на эмоциональном уровне. Поэтому я думаю, что в будущем будет лучше, если эпос будет переведен. Когда мы готовились к последнему мероприятию, то поняли, что у каждого сказителя свой вариант эпоса. Даже эпизод «Великий поход» манасчи могут рассказывать каждый по-своему. В результате, каждый вариант сказителя слушатели воспринимают по-разному.

– Что общего в сказительстве двух культур вы можете отметить? Скажите на примере госпожи Нанафуку Тамагава, как в Японии становятся сказителями?

– Рокёку и «Манас», конечно, отличаются. «Манас» (трилогия) – это эпос, рассказывающий о героях. А рокёку – это маленькие истории обычных людей. Я думаю, что у нас, как и у вас, сказительское искусство передается из поколения в поколение. По словам сказительницы, искусству рокёку можно научиться. Конечно же, чтобы стать таким рассказчиком, нужен талант, но больше всего нужны опыт и навыки. Во время многократного исполнения они сами вырабатывают технику, мимику рассказа. Чем больше практики, чем больше опыта у артиста, тем более востребованным он становится. А во время концерта многие из присутствовавших убедились в том, что манасчи Доолот Сыдыков вошел в транс, когда выступал на сцене. Даже поклонники японской рассказчицы, которые приехали вместе с ней, признались, что дар сказительства эпоса «Манас» дается Всевышним.

– Какому искусству, традиционному или современному, японцы отдают большее предпочтение?

– В Японии, как и во всех странах, идет процесс глобализации. И, к сожалению, сейчас молодые люди больше предпочитают современную культуру и искусство, заимствованные, например, у Америки или Запада. Я думаю, что именно сейчас как никогда надо защищать и хранить традиционное искусство как символ идентичности нации. Поэтому в этот раз мы хотели обратить внимание людей на наше традиционное искусство сказителей. Но это не означает, что не надо поддерживать современное искусство. И в будущем мы будем развивать сотрудничество и в этой области.

– Какую роль, по вашему мнению, играет межкультурный диалог в современном мире ?

– Есть разные сферы жизни: экономика, политика, культура. При этом, чтобы достичь взаимовыгодных соглашений в этих областях, страны всегда преодолевают определенные трудности. Но культура и искусство – это ключевой способ, который, как окно, помогает осознать и понять, что происходит не только внутри помещения, но и за его пределами. При этом здесь можно обойтись и без знания языков, а это немаловажно для установления диалога между странами.

– В Кыргызстане проводится достаточно объемная работа по сохранению и развитию устного народного творчества. Например, организуются концерты, состязания певцов-импровизаторов, манасчи, проводятся симпозиумы по изучению эпоса, где ученые разных стран поднимают вопросы сохранения творчества сказителей. В чем выражается поддержка тех же сказителей в вашей стране?

– В современном 21-м веке теряются ценности. Я считаю, что такие мероприятия играют важную роль в сохранении фольклора. В основном народное творчество в Японии поддерживается Агентством культуры Японии, а также есть ассоциации, которые поддерживают сохранение и развитие того или иного вида искусства.

– Что бы вы хотели улучшить в сфере сотрудничества наших стран?

– Каждый год мы знакомим ваш народ с разными жанрами культуры нашей страны. Думаю, что научные связи между Японией и Кыргызстаном еще не очень хорошо развиты, кроме сферы изучения японского языка и археологии. Поэтому я считаю, что нам необходимо углублять и улучшать сотрудничество в этом направлении.

Беседовала
Жылдыз САКИШЕВА

19 июля 2018 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:57 // Общество
ПРЕЗИДЕНТ В ПАРЛАМЕНТЕ: один за всех, а все за одним?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg