ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 августа 2018, 12:29

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
802 (482)
№ 801 (801)
19 июля
800 (480)
799 (479)
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
794 (474)
793 (473)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:57
Раздел: Общество

ПРЕЗИДЕНТ В ПАРЛАМЕНТЕ: один за всех, а все за одним?

«Президент …вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша». Это пункт 3 части 2 статьи 64 Конституции Кыргызской Республики. Алмазбек Атамбаев данное право использовал крайне редко. На моей памяти он выступал в Жогорку Кенеше дважды – в 2012 и 2015 годах. В одном случае поводом было принесение присяги членами правительства при вступлении в должность, в другом – напутствие вновь избранному созыву парламента. Для программных заявлений экс-президент использовал другие механизмы и площадки…

В России ежегодные послания Президента Федеральному Собранию и народу входят в круг конституционных полномочий (обязанностей) главы государства. Причем президент не приходит в гости к парламентариям, а, напротив, выступает приглашающей стороной. В своих выступлениях он обозначает стоящие на повестке основные проблемы и вопросы, требующие внимания федеральных и местных органов власти. Глава государства излагает видение текущей ситуации, пути ее развития и тем самым дает депутатам, правительству некий ориентир для планирования дальнейших действий.

В Кыргызстане похожий механизм существовал до апреля 2010 года. Пункт 3 части 5 статьи 46 Конституции (в редакции референдума 21 октября 2007 года) гласил: «Президент …обращается к народу Кыргызстана с ежегодными посланиями о положении дел в стране, оглашаемыми на заседании Жогорку Кенеша».

В то же время эта норма вытекала из существовавшей формы правления и была логически связана с частью 3 статьи 46, которая устанавливала, что «Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, …обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом». Иначе говоря, ежегодные послания отражали тот факт, что вместе с широкими полномочиями на президента также возлагалась ответственность за деятельность (и результаты) всех ветвей государственной власти.

***

Конституционная реформа 2010 года освободила президента Кыргызстана от множества полномочий и обязанностей, распределив их между Жогорку Кенешем и правительством. За главой государства остались органы обороны и безопасности, участие в формировании судебной власти и назначение руководителя надзорного органа – прокуратуры.

Вероятно, поэтому институт президентских посланий был исключен из Конституции. Но, с другой стороны, за президентом сохранилось право выступать в парламенте. Причем не были ограничены ни условия (обстоятельства), при наступлении которых он может своим правом воспользоваться, ни содержание его выступления.

Тем не менее, Атамбаев этот инструмент использовал крайне редко. Вместо этого он ввел в традицию ежегодные пресс-конференции для журналистов. Некоторые идеи президент доводил до депутатов и правительства через выступления на адресных мероприятиях или акциях (празднование Дня независимости, встречи с послами, выпускниками школ, матерями-героинями и т.д.). Некоторым политикам, экспертам такого рода «импровизации» не нравились, поскольку воспринимались как дурной тон и смешение стилей…

На такой случай у кыргызов существует поговорка: «Керегем сага айтам, келиним, сен ук» («Говорю это тебе, дверной косяк, но слушай и ты, невестка»).

***

Первое выступление президента в Жогорку Кенеше оставило впечатление того, что оно не будет последним. Похоже, что Жээнбеков, в отличие от предшественника, общаться с депутатами на эзоповом языке и адресовать им свои идеи рикошетом не собирается. Предпочитая обращаться к палате напрямую.

В то же время заметно, что в своем выступлении президент не стал углубляться в сферу ответственности парламента и правительства, лишь обозначив некоторые контуры в части медицины, образования, сельского хозяйства и т.д. Программное выступление президента было посвящено реформе правоохранительных, судебных органов, борьбе с коррупцией и подготовке к вступлению в силу серии новых кодексов.

***

На этом фоне невольно возник вопрос о том, когда и кто презентует программу реформ и преобразований в тех областях, которые не отнесены Конституцией к сфере ответственности президента. Например, в медицине, образовании, налогообложении и т.д. Чтобы этим отраслям внимание парламента и правительства уделялось не по остаточному принципу. А то получится, как в период правления Атамбаева. Разработали и приняли гражданско-процессуальный, административно-процессуальный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный и уголовный кодексы. А «латанный-перелатанный» налоговый кодекс и поныне там. Как и законы в сфере образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Неудивительно, что реформа в образовании свелась к введению в школах единой формы. У которой, на поверку, оказалось до 20 разновидностей. Значит ли это, что реформа образования не назрела или что она не относится к государственным приоритетам?

***

Очень не хотелось бы, чтобы парламент и правительство только ждали инициатив и подсказок от президента. Парламентское правление предполагает более деятельную и активную работу законодательной и исполнительной ветвей власти. Особенно в условиях, когда в палате представлены шесть различных партий. Инициативность президента не означает, что депутаты и члены правительства могут ограничивать себя только реализацией этих идей и предложений. Парламентское правление и многопартийность изначально устанавливались именно для того, чтобы увеличить количество точек роста и развития. Чтобы обеспечить динамику реформам и преобразованиям. Нужно не только помогать президенту в борьбе с коррупцией, но и, со своей стороны, вносить и претворять новые проекты и программы.

Вообще, не хотелось бы, чтобы Кыргызстан воспринимался как страна, только борющаяся с коррупцией. Потому что наше общество не состоит только из правоохранителей, судей и тех лиц, которых они преследуют. Социальная и экономическая структура Кыргызстана намного сложнее и многообразнее. И круг проблем, требующих внимания, намного шире.

***

Парень или девушка, которые поступят в вуз в 2018 году, закончат обучение и приступят к работе по профессии раньше, чем завершится срок полномочий Сооронбая Жээнбекова. То есть в 2022 году. Возможно, сегодня, когда они только выбирают будущую профессию и специальность, им нужна некая подсказка со стороны государства. Какая отрасль будет локомотивом нашей экономики к моменту окончания их обучения? Какого рода и квалификации специалисты будут нужны к тому моменту? Какого набора знаний и навыков потребует завтрашний день?

Борьба с коррупцией – это подсказка лишь о том, что надо закончить вуз по юридической специальности, чтобы потом стать прокурором или судьей и сажать в тюрьму коррупционеров. Но все не могут быть прокурорами и судьями. Какие специалисты, кроме борцов с коррупцией, понадобятся нашей стране завтра и послезавтра?

Социально-экономические процессы в чем-то схожи с механикой крупногабаритных объектов. В них тоже большую роль играет инерция. Сначала движение сложно начать, затем его сложно остановить и скорректировать. Потому что сначала действует инерция покоя (или застоя), потом – инерция движения (или падения).

Поэтому важно запускать госполитику не только на одном, судебно-правоохранительном колесе. Колес развития общества, как и его двигателей, должно быть больше. Хорошо, что президент открыто делится с палатой своими целями и приоритетами. Так почему бы правительству и парламенту не сделать то же самое? Начать двигаться по своей повестке и по своему фронту работы. Вместо того чтобы в течение года ждать очередной подсказки.

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

19 июля 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:57 // Общество
ПРЕЗИДЕНТ В ПАРЛАМЕНТЕ: один за всех, а все за одним?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей