ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 октября 2018, 05:37

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
807 (487)
806 (486)
805 (485)
№ 804 (804)
21 сентября
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:38
Раздел: Общество

Гражданское расследование: будут ли проверять Атамбаева?

Политический сезон в Кыргызстане стартовал. Компетентные органы еще не завершили расследование по Бишкекской ТЭЦ, где в качестве обвиняемых проходит куча бывших чиновников во главе с двумя экс-премьерами, а в парламенте уже готовятся запустить проверку деятельности экс-президента…

ГРАЖДАНСКОЕ СЛЕДСТВИЕ?

Депутаты фракции «Ата Мекена» просят Жогорку Кенеш рассмотреть вопрос о создании гражданского комитета по расследованию деяний экс-президента Кыргызской Республики А. Атамбаева. Из такой расплывчатой формулировки не совсем понятен предлагаемый социалистами механизм.

Во-первых, почему гражданский комитет? Жогорку Кенеш, как правило, образует постоянные парламентские комитеты и временные депутатские комиссии. Для создания гражданского комитета постановление парламента не требуется. Достаточно решения или протокола собрания инициативной группы граждан.

Во-вторых, «расследование» («следствие») – это юридическое понятие, используемое в УПК и означающее одну из стадий уголовного процесса. Ведение следствия – прерогатива соответствующих органов (МВД, прокуратура и т.д.). Журналистские или гражданские «расследования», несмотря на схожесть звучания, в юридическом смысле следствием не являются и прямых правовых последствий не влекут.

В этой связи создание депутатской комиссии по проверке (или по изучению) деятельности экс-президента выглядело бы более логичным. Хотя, возможно, мы еще не все знаем. Ведь политические инициативы часто зависят от конъюнктуры и общего контекста.

Правоохранительные органы могли бы возбудить уголовное дело и начать расследование, не дожидаясь создания депутатских комиссий или гражданских комитетов. Однако на их пути – статья 12 закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», в соответствии с которой экс-президент Кыргызской Республики обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Впрочем, эта норма может быть отменена в ближайшее время. В парламент уже поступил проект поправок от депутатов Исхака Масалиева и Курманкула Зулушева. В предлагаемой ими редакции экс-президента можно будет привлечь к ответственности по представлению Генпрокурора, с согласия половины депутатов Жогорку Кенеша. Но будут ли приняты эти поправки и, если да, когда это произойдет – пока неизвестно.

А пока иммунитет экс-президента в силе, время идет. То самое время, которого завтра будет не хватать для ведения следствия, установления фактов и обстоятельств, сбора доказательств и подготовки представления на привлечение к ответственности. И для раскрутки громкого дела на ТВ, в прессе и Интернете...

В подобной ситуации идея создания гражданского комитета, который сможет «прокачать» главную тему и подготовить почву к голосованию по отмене иммунитета, не обязана быть случайной…

С ВОЗВРАТОМ…

Между тем сам экс-президент не раз утверждал, что привлечение к ответственности его не страшит. «Пусть меня судят, если я нарушаю закон, я никуда не уйду», – заявлял Атамбаев прошлой осенью. Попутно напоминая оппонентам, что сажал их и сажать будет, а «мест в тюрьмах хватит на всех».

Снова к теме личной ответственности Атамбаев вернулся уже в статусе экс-президента. В июне нынешнего года, когда в один день были задержаны его соратники Сапар Исаков и Кубанычбек Кулматов. Выразив возмущение действиями правоохранителей, бывший глава государства заявил, что стратегические решения по реконструкции ТЭЦ, перенаправлению гранта из Китая на школу в новостройке «Калыс Ордо», реконструкции Исторического музея, строительству подстанций и ЛЭП «Датка-Кемин», альтернативной дороги «Север – Юг» и другим нацпроектам принимал лично он, Атамбаев. Подтвердив то, о чем давно знала или догадывалась вся страна. Кто, кроме него, мог решать судьбы проектов с бюджетами в сотни миллионов долларов? Не заведующие же отделами и градоначальники (пусть даже столичные)…

Тем не менее кто должен был первым поднять и обосновать вопрос проведения проверки (расследования) деятельности бывшего главы государства? Пожалуй, логично, что с такой инициативой выступили именно атамекеновцы. Никто не удивился.

У отношений между ними давняя и непростая история. С середины 1990-х
«Ата Мекен» и СДПК шагали к своим целям, то расходясь, то объединяясь, то снова порознь. Вместе они пережили два режима, смены власти, уйму коалиций, скандалов, выборов, уличных акций. Почти всегда они были по одну сторону баррикад. Почти…

Атамекеновцев и их лидера Атамбаев недолюбливал. Правда, до поры ему удавалось это скрывать. Многие до сих пор считают, что именно с его неофициального согласия Текебаев с соратниками подвергся тотальному антипиару по так называемому делу «мародеров».

Открыто свое мнение об «Ата Мекене» Атамбаев высказал только под занавес президентского правления. Публично назвав его вонючим (сасык) и прозрачно намекнув, что члены этой партии нажились на революции 2010 года. Вскоре последовали уголовные дела в отношении Омурбека Текебаева, Аиды Саляновой, Дуйшона Чотонова, Алманбета Шыкмаматова и некоторых других. В их расследовании правоохранительная и судебная системы Кыргызстана проявили непривычную согласованность и прыть…

На таком фоне инициатива «Ата Мекена» вполне логична. Вопрос, скорее, состоит в том, почему партия, располагающая в Палате 11 голосами из 120, решила действовать именно сейчас. Кто или что обнадежило депутатов самой немногочисленной фракции парламента, что при голосовании в палате их идея «проверить Атамбаева» окажется в большинстве?

СРЕДИ СВОИХ…

За время, которое прошло с момента первых задержаний по ТЭЦ и другим скандальным делам, правоохранители должны были продвинуться в расследовании. В том числе узнать, какую роль и какое влияние имел Атамбаев на продвижение и реализацию этих проектов. Правда, пока все эти открытия покрыты следственной тайной.

В этой ситуации вопросов намного больше, чем ответов. Но в одном не стоит сомневаться. Перед нами – драма внутри очень узкого круга. На сей раз судьбу бывшего президента будут решать не конкурирующие организации, а однопартийцы. И те, что в парламенте, и те, что неподалеку. В том же здании. На «Старой площади». В СИЗО ГКНБ…

P.S.: Какое бы решение ни принял Жогорку Кенеш, хочется верить, что однажды нам всем не придется сожалеть о внедрении нового «следственного» органа в форме «гражданского комитета». Чтобы завтра страна не захлебывалась в потоке «гражданских расследований», а граждане не страдали от наплыва «гражданских следователей»…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

20 сентября 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:38 // Общество
Гражданское расследование: будут ли проверять Атамбаева?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей