ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
23 марта 2019, 03:04

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
826 (506)
825 (505)
824 (504)
823 (503)
822 (502)
821 (501)
820 (500)
819 (499)
818 (498)
817 (497)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:16
Раздел: Политика

Игорь ПАНКРАТЕНКО: «Ох уж эта борьба с коррупцией… знаете, у меня возникают серьезные подозрения, что она сместилась в область мифологии, где сказочный герой борется со сказочным чудом-юдом»

Интервью с экспертом Центра стратегических оценок и прогнозов, востоковедом Игорем ПАНКРАТЕНКО (Россия). 

– Игорь Николаевич, как бы вы охарактеризовали текущую политическую ситуацию в республике?

– Как достаточно стабильную, но традиционно эта стабильность не носит устойчивого характера. Наступающий 2019 год из-за нарастающего кризиса на пространстве ЕАЭС будет достаточно сложным в социально-экономическом плане, а политическая ситуация в республике очень тесно завязана на бюджет и экономические показатели. Следовательно, ухудшение экономического положения, проблемы с финансами тут же повлекут за собой политические конфликты и разборки между элитами.

– Можно ли назвать правление экс-президента А. Атамбаева исторически оправданным? Да, нет и почему? И какими итогами завершилась политическая каденция А. Атамбаева?

– Давайте, прежде чем говорить о такой монументальной вещи, как «историческая оправданность», коротко рассмотрим те претензии, которые сейчас крайне модно выдвигать в адрес Алмазбека Шершеновича, причем, что меня умиляет больше всего, только персонально. Если коротко, то их суть сводится лишь к одному – он не сотворил чуда и не смог на пустом, по сути, месте построить цветущую экономику республики, преодолеть все социальные язвы, ту же коррупцию, о которой поговорим чуть ниже, не смог встроить страну в мировую экономику. То есть – не чудотворец Атамбаев, не легендарный герой, и не сложат о нем эпос. И все остальные политики, чиновники, депутаты Жогорку Кенеша, в большинстве своем и ныне пребывающие в прежнем статусе, – здесь абсолютно ни при чем. Их некомпетентность, непомерные амбиции, политиканство, безынициативность, сильно смахивавшая порой на саботаж, – она ведь ничуть не мешала Атамбаеву в реализации его планов, не так ли? Не буду вдаваться в тонкости некоторых экономических показателей, хотя здесь есть что разобрать. Скажу лишь, что уже то, что при Атамбаеве республика сумела встроиться в ЕАЭС, сумела сделать серьезные шаги по сопряжению с китайской стратегией «Пояс и Путь», приблизилась к стабильности, которая является залогом экономического развития, – вполне достаточно для того, чтобы говорить об Атамбаеве как государственном деятеле первого ряда...

...Не Турдакун Усубалиев, конечно, но так и исторические условия, и масштаб несколько иной. И коли уж мы об «исторической оправданности» вопрос ставим, так давайте тогда откажемся от привычки смотреть на ситуацию только с республиканской точки зрения. И давайте сравним показатели за период Атамбаева с аналогичными показателями в том же Таджикистане или Туркменистане. Весьма поучительное сравнение получится, уверяю вас.

– Прошёл первый год президентства нового главы государства. Какими вехами, на ваш взгляд, он отмечен?

– Про вехи не буду. У нас же все-таки беседа, а не обсуждение тезисов отчета на политико-хозяйственном активе. Скажу о том, что лично меня беспокоит. Знаете, вот как не было, так и нет некоей стратегии развития, понятной всем политическим и экономическим элитам. А главное – прозрачной, то есть содержащей в себе набор вполне конкретных количественных показателей, по которым можно было бы сказать – да, вот здесь мы работаем хорошо, здесь бы надо подтянуться, здесь у нас ничего не получается.

Сколько киловатт-часов на душу населения республика должна производить к 2024 году? Сколько кубометров воды должна обеспечивать? Сколько рабочих мест и в каких отраслях должна создать – ну и так далее. Какие конкурентоспособные направления нужно развивать, сколько на это нужно денег, где их взять? Проблема в том, что вот это неумение генерировать внятную стратегию развития – оно вообще больное место на постсоветском пространстве. Но и без него никак, поскольку в противном случае государство обречено плыть по течению, совсем как бревно в речке – то во что-то упрется, то обо что-то ударится, ну, вы поняли. Даже когда критикуют сейчас Атамбаева – это все происходит на каком-то «кухонно-лавочном» уровне. Или слабо собрать научно-практическую конференцию, на которой, отбросив амбиции и обиды, серьезно поговорить – вот здесь и здесь не получилось, а почему, как исправить? А вот это нужно республике или нет? Впрочем, это ни в коем случае не поучения, так – мысли вслух…

– Произошла ли смена политической формации за минувший политический год?

– А какая смена должна была произойти? Какая на какую? Депутаты витийствуют, политики чешут свои амбиции, все вместе – ругают исполнительную власть. Все как обычно, без перемен.

– Одним из главных постулатов политики нового президента республики стала борьба с коррупцией. Как вы оцениваете ее результаты?

– Ох уж эта борьба с коррупцией… Знаете, у меня возникают серьезные подозрения, что она сместилась в область мифологии, где сказочный герой борется со сказочным чудом-юдом. Причем облик этого чуды-юды остается тайной. И это не только в Киргизии, в России все обстоит еще более сказочно. Что же до вашего вопроса, у меня есть статистика времен Атамбаева. За пять лет было возбуждено 6 311 уголовных дел по преступлениям коррупционного характера, то есть каждый день, условно говоря, возбуждалось три дела. Государству был возмещен ущерб в размере более 8 миллиардов 500 миллионов сомов, к ответственности привлекались 4 115 человек, из которых – семь депутатов Жогорку Кенеша, 12 судей и 152 руководителя правоохранительных и иных государственных органов страны. Теперь то, что сообщил на днях Сооронбай Жээнбеков в своем обращении, посвященном Международному дню борьбы с коррупцией: «Несмотря на противостояние тех, кто хочет незаконно обогащаться за счет простых граждан и государственной казны, за год сделано многое». Ну и далее – сплошной канцелярит: «уделяется внимание, принимаются меры, придается дополнительный импульс». Вот какие конкретные результаты здесь можно оценить, как думаете? Если первое лицо в государстве не может привести конкретных цифр? Если таковых нет – то это не про борьбу с коррупцией, это про то, что Сооронбай Шарипович помнит, что тема «горячая», волнует общество и о ней надо иногда что-то говорить, не более того.

– В последнее время очень много критических замечаний раздаётся в адрес правительства и лично главы кабмина. Оправдана ли подобная критика?

– Это судьба у них такая – критике подвергаться. И беспокоиться им надо тогда, когда их критиковать перестанут, поскольку это будет означать, что их либо уволили, либо их уже нет в этом мире… Критика – это такое своеобразное и неотъемлемое обременение, которое прилагается к любой должности во власти. Что же касается обоснованности – то каждый случай требует конкретного рассмотрения.

– Внешняя политика республики – ваши комментарии?

– Здесь все достаточно благополучно. Думаю, что дипломаты республики – это как раз та категория государственных служащих, которые полностью отрабатывают свою заработную плату. Курс на стратегическое партнерство с Китаем, на углубление сотрудничества с Узбекистаном, грамотное соблюдение баланса в отношениях с Москвой и готовность к самому широкому диалогу с внешними системными игроками, без оглядки на то, с Запада они или с Востока – наиболее грамотная позиция, выбранная Бишкеком.

– Прогнозные оценки кратко— и среднесрочной политической перспективы?

– Выше я уже говорил, что экономический кризис, поразивший Россию, неизбежно и неблагоприятно отразится и на республике. И властям Киргизии готовиться нужно к этому уже сейчас, то есть работать над созданием соответствующих компенсаторных механизмов. Удастся это сделать, удастся включиться в масштабные экономические проекты, не связанные с российской стороной – значит, удастся избежать и политических передряг. Но накануне Нового года нам хочется надеяться, что в наступающем 2019-м всем будет чуть лучше, чем в году уходящем. И я искренне и от всей души желаю этого всем читателям и всему народу Кыргызстана. Мира и благополучия в наши дома, здоровья нашим детям и родителям, чуть-чуть больше счастья каждому из нас, дорогие мои! Жаны жылыныздар менен!

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

13 декабря 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей