ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
27 марта 2019, 00:49

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
826 (506)
825 (505)
824 (504)
823 (503)
822 (502)
821 (501)
820 (500)
819 (499)
818 (498)
817 (497)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:34
Раздел: Общество

В современном обществе есть место для истинно кыргызской дисциплины

Социально-экономическое положение в стране немного напоминает послевоенную разруху с неработающими промышленными объектами. Села в регионах тоже близки к этому образу: заброшенные дома, разграбленные постройки, мрачные и грустные жители, молодых и здоровых почти нет. Однако надо отметить, что на одной улице найдется несколько добротных домов. Дома тех, чьи дети на заработках. Читайте наш материал, в котором мы постарались осветить жизнь селян и события последнего месяца уходящего года.

В начале декабря все вспомнили об инвалидах и даже решили, наконец, платить матерям, которые вынуждены ухаживать за своими детьми с ограниченными возможностями здоровья. Было множество разовых акций благотворительности, ведь Третьего декабря отмечался Всемирный день инвалидов.

12 декабря, казалось, везде и всюду говорил Чингиз Айтматов. Это поистине было изумительно. Его произведения читали, инсценировали, декламировали от мала до велика. Возможно, все сошлись в едином, что поднятые писателем вопросы актуальны и в наши дни. В чем мы убедились и сами.

Частенько Жогорку Кенеш подбрасывает в общество различные темы, чтобы еще раз показать народу свою оторванность от него. В этом месяце появилась тема запрета на проведение пышных тоев и похорон. Описанные в нашем материале события показывают, что все члены общества предоставлены сами себе, и вопросы решают каждый на своем уровне без вмешательства извне.

ПОХОРОНЫ

Тои и похороны у кыргызов – мероприятия, на которых волей-неволей происходит демонстрация состояния, статуса и уровня семьи, клана. Откровенно говоря, все сходятся в одном – чтобы все прошло достойно, без эксцессов.

Итак, накануне прошли похороны одной замечательной женщины. Печаль и боль утраты смешались с чувством радости за её долгую и достойную жизнь. Но одно наблюдение перевернуло отношение к современным кыргызам и отечественным сёлам.

Как правило, похороны проводят в сельской местности, в доме, где некогда жили родители. На похороны съезжаются родственники, сваты, друзья, коллеги и другие, а также приходят жители села. Опустим приезд, пребывание и отъезд сватов и других родственников, поскольку хотелось бы заострить внимание на жителях села. Они, как айтматовские герои, участвуют в жизни друг друга, помогают в организации, проведении и завершении похорон, оплакивают, предоставляют свой дом для встречи вышеупомянутых гостей, вплоть до забивания скота и приготовления бешбармака. Но самое важное, что бросилось в глаза, это их умение оставаться достойными людьми, несмотря на торжество разрухи на селе и тяжелого положения дел.

«ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ» В ПЛЕМЕНИ

Мне почти сорок лет, и я представляю титульную нацию, но мне никогда раньше не приходилось видеть (или просто не обращала внимания?) на по-настоящему кыргызскую дисциплину. Слово «дисциплина» имеет негативную окраску в том смысле, что человек якобы подчиняется правилам поведения не по своей воле. В этом случае дисциплина больше как порядок, устой в сельской общине, переплетенный с субординацией.

В каждом селе живут представители разных племен. В деревне, которая описывается в нашем материале, проживают представители трех кыргызских племен. В каждом племени по очереди избирается главный – башчы. Он руководит и несет ответственность за всех, как полагается настоящему лидеру. Его слово имеет вес.

ДИСЦИПЛИНА ПО-КЫРГЫЗСКИ

Мужчины, которые и так немногочисленны, были поделены старшим на фронты работ в соответствии с их умениями: одни должны были забить скот, они же несли ответственность за правильное деление на устукан, другие устанавливали юрту, третьи кололи дрова и обязаны были обеспечивать дом водой, кипятком и др.

Задачи среди женщин делились также по справедливости и по статусу. Старшая из снох определила, кто и за что отвечает: кто-то месит тесто и отвечает за боорсоки, другие чистят потроха, третьи помогают по дому: встречают приезжающих, разливают чай, кто-то варит лапшу и так далее.

Вся община действовала как единое целое. Несмотря на холод и отсутствие элементарных условий, не жалуясь, каждый на своем уровне старался не осрамиться и исполнить поставленную перед ним задачу наилучшим образом. Они как члены одной большой дружной семьи, в которой друг друга любят и принимают со всеми недостатками.

Когда на фоне усталости, недосыпа и тягот от некоторых мыслей отдельные люди позволяли себе некорректные фразы или действия, селяне, словно на уровне бессознательных рефлексов, пытались сгладить назревающий конфликт и разрешить вопрос на месте.

Между делом мужчины обсуждают проблемы села, женщины говорят о проблемах детей, и о тех своих детях, которые живут на их попечении – дети родственников-мигрантов.

ПОМИНКИ

Старшему племени сообщается время и дата проведения поминок, а он в свою очередь озвучивает соплеменникам. Когда наступает день и час, все собираются у ворот дома и вместе заходят в дом. Все разговаривают вполголоса, звучат вежливые приветственные слова, сопровождаемые небольшим поклоном как проявление уважения к встречающему хозяину и его близким родственникам. Далее проходят в комнату, где накрыт достархан. В комнате старейшины садятся на свои места – во главе стола, затем рассаживаются остальные в соответствии со своим возрастом, статусом.

Одна из женщин оказалась скромна и села ниже положенного ей места. Женщина, что младше её, вежливо попросила занять место выше, поскольку она не может позволить себе сесть выше неё. Когда все располагаются вокруг достархана, по указанию главы зачитывается молитва. Затем старейшина произносит красивый, продуманный и благородный бата. Затем все пьют две пиалы чая и ждут, когда младшая сноха хозяев дома, которая разливала чай, пригласит в соседнюю комнату для подачи бешбармака.

Каждый гость, несмотря на уровень заработка и социального положения, имел свое место за достарханом и получал свой устукан и отношение, коего заслуживал. Устукан – это не просто мясо с косточкой, а проявление уважения к гостю.

ДОСТОИНСТВО АЙТМАТОВСКИХ ГЕРОЕВ

Не секрет, что на селе многие семьи недоедают. Поведение представителей из самых нуждающихся семей за столом вызывало у меня глубокое уважение. Они держатся скромно и строго, даже их дети.

Городские детки, как маньяки, хватают красочные шоколадки с игрушкой внутри, а у этих детей за спиной опыт работы на полях, знание цены своего труда и стоимости школьных принадлежностей. Глаза у них улыбаются, а когда они улавливают любопытный взгляд на себе, скромно прячутся, укрываясь рукавом мамы.    

Никто не хватает со стола и не складывает в карманы. Можно заметить, как самые старшие по возрасту женщины, словно оценивая и одобряя подобранные конфеты, могут положить пару штук в карман. Но не более того. Две пиалы чая община распивает достаточно быстро, и мужчины бросают строгий взгляд на своих женщин. По их взгляду можно прочесть, что они указывают на то, что это поминки, а не той, где позволительно вести беседы, говорить шуточки и пить чай дольше.

БЕШБАРМАК – БЛЮДО, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ КЫРГЫЗОВ

Селяне переходят в соседнюю комнату, где располагаются на тошоках – красивых мини-матрацах, которые стелются на полу поверх ковров, ала-кийиз или шырдак. После того как все расположились, заходит в комнату самый младший из мужчин (подросток) семьи, которая проводит поминки. Он из небольшого кувшина рядом с каждым гостем наливает на руки воду. Каждый моет руки и говорит свои пожелания, произносит бата. Так происходит церемония подготовки к подаче бешбармака. Сноха после выхода подростка с водой накрывает скатерть, и начинается подача шорпо. Его подают традиционно в пиалах.

Снохи приносят тарелки, ножи, ложки и салфетки. Затем вносят несколько табак – большие тарелки (поднос), на которых разложены устуканы, подается и отваренная лапша. Одни мужчины начинают делить устуканы, другие резать мясо для размешивания с лапшой, чтобы получить бешбармак.

Во всем этом действии есть своё волшебство – единение. Один из мужчин распределяет устуканы в соответствии с возрастом и местом человека в племени. Соплеменники вместе готовят бешбармак: мужчины мелко нарезают мясо, женщины могут помогать, но это необязательно. Затем они вместе размешивают ингредиенты и едят. Бешбармак всех объединяет и делает равными, укрепляя дружбу между ними.

ВЗАИМОПОМОЩЬ

Когда наступает завершение трапезы, снова читается молитва, и женщинам раздаются пакеты с гостинцами, поскольку из куттуу – счастливого дома кыргыза – гостя не отпускают с пустыми руками. Также складываются устуканы – отварное мясо. Женщинам раздают памятные платки, шарфики.

Среди пришедших на поминки была многодетная мама, которая, как принято говорить, относится к незащищенным слоям населения. Хозяйка дома налила бульон в тару, положила тесто и другие продукты и передала детям соплеменницы. Это нормальное явление. Они поддерживают семью всей общиной – ежедневно. Каждый день проявляется внимание, участие и сострадание самыми различными способами. А не так, что в год один раз, к примеру, на День инвалидов принести подарок и год хвалиться своей благотворительностью.

Увидев устройство жизни маленького племени в маленьком селе, я почувствовала надежду, что современные кыргызы смогли сохранить, пронести через века в сердцах свою истинную кыргызскую сущность. Кыргызский народ и в 21 веке остается преданным своим исконным традициям: проявлять уважение к страшим, сохранять доброе имя своих предков, беречь и заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, не унижая при этом за ошибки.

Чынар Маана кызы

20 декабря 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:45 // Общество
Парламентская республика Алмазбека Атамбаева, или Зачем экс-президент «будит» политическую элиту?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей