ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 января 2019, 06:08

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
818 (498)
№ 817 (817)
27 декабря 2018 г.
816 (496)
815 (495)
814 (494)
813 (493)
812 (492)
811 (491)
810 (490)
809 (489)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 19:04
Раздел: Политика

Жамин АКИМАЛИЕВ: «В конце концов, в нашей стране за всё отвечает глава государства»

Интервью с академиком Национальной академии наук Кыргызской Республики, иностранным членом Российской академии наук Жамином АКИМАЛИЕВЫМ.

– Жамин Акималиевич, какая политическая картина в стране сегодня?

– Я бы не сказал, что политическая картина в стране выглядит сегодня довольно просто. Есть элементы неопределённости. В этом контексте главным фактором, определяющим текущую политическую картину, является экс-президент А. Атамбаев. Что бы ни говорили по поводу экс-президента, по поводу отсутствия его влияния на политические процессы, я считаю это демагогией. Всё-таки экс-президент плохо или хорошо проработал шесть лет в качестве главы государства. Конечно, он допустил очень много ошибок, о которых сейчас открыто говорят и много обсуждают. Хотя, на мой взгляд, об этом надо было говорить тогда, когда он работал президентом. Не хотел бы хвалить себя, но на страницах вашей газеты в свое время я крайне резко выступал и критиковал его недостатки. А когда человек ушёл, причем по собственному желанию и согласно действующей Конституции, то говорить, что он такой-сякой – это уже не уровень и свидетельство отсутствия политической культуры. Сегодня же, на мой взгляд, А. Атамбаев как фактор всё-таки влияет на политическую обстановку в стране. Заметьте, после каждой проведённой им пресс-конференции в обществе проходит бурное обсуждение, возникают отклики.

– А. Атамбаев, может, в незначительной степени и является фактором, но ведь он не может переформатировать политическое поле страны…

– Говорю об этом к тому, что надо просто разобраться с фактором Атамбаева. Если между президентом и экс-президентом есть принципиальные разногласия, то надо встретиться и постараться снять их, чтобы общество могло мирно развиваться. Либо надо расстаться с А. Атамбаевым и поставить в деле окончательную точку, исключив Атамбаева как фактор влияния на политическую жизнь Кыргызстана.

– Вариант полной нейтрализации экс-президента был бы предпочтительным для страны?

– Меня удивляет тот факт, что даже на серьёзные открытые обвинения со стороны Атамбаева Администрация президента никак не реагирует и не отвечает. И состояние неопределённости мешает как новому президенту, так и развитию страны в целом.

– Если смотреть на фактор А. Атамбаева с технологической точки зрения, то он в качестве оппозиции в принципе может выступать, так сказать, для баланса?

– Это точка зрения политтехнологов. Дело в том, что экс-президент не является оппозицией в классическом понимании этого слова, ведь он представлял нашу высшую власть вчерашнего дня. Человек знает очень много, имеет определенное влияние, политическую партию и современные средства массовой информации. С одной стороны, не считаться с ним просто нельзя, а с другой стороны, если что-то мешает созидательному развитию страны, то надо с этим что-то делать нашей действующей власти. Власть должна аргументированно отвечать на все политические заявления Атамбаева, и на каждую тезу должна быть антитеза. Об этом я веду речь.

– А. Атамбаев может вернуться в большую политику?

– По крайне мере, его горячее желание отмечено чётко. Последним свидетельством его стремления вернуться в большую политику стало то, что он начал сожалеть о Текебаеве, Бабанове и начал хвалить Мадумарова. Такой вот своего рода сигнал. А. Атамбаев умеет мыслить как опытный политик и не теряет желание вернуться во власть в другой форме, а может, и другими путями. Полагаю, он не прекратит вести политическую борьбу. Это видно невооруженным глазом.

– Похвалы и сожаления есть стремление использовать политических игроков в своих меркантильных целях?

– Абсолютно! Но это тоже одна из форм ведения политической борьбы. Текебаева посадил своими руками он сам, о чём открыто говорил. С Мадумаровым он тоже боролся. Но сейчас вдруг он меняет точку зрения и начинает их хвалить. А посмотрите на пример с Бабановым. Ведь из-за него он испортил отношения с целым государством – с соседним Казахстаном. А сейчас Атамбаев, наоборот, желает вернуть Бабанова, заявляет о необходимости прекращения его уголовного преследования.

– «Шестерки сядут не в кресло президента, а на нары», – твердо уверял А. Атамбаев…

– Теперь экс-президент твердит обратное. Таким образом, А. Атамбаев стремится сплотить целый блок политиков против С. Жээнбекова. Это же раскольническая политика. Поэтому на каждый подобный реверанс должен быть адекватный и решительный ответ с доказательными фактами. Иначе Атамбаев продолжит будоражить общество. Ведь он пока не считает себя «мёртвым» политиком.

– Вы всю жизнь посвятили сельскому хозяйству. И мы неоднократно беседовали с вами на данную тему. Как изменилось положение в этой отрасли? Наблюдается ли положительная динамика?

– По большому счёту ничего не изменилось. Несмотря на это, руководитель Минсельхоза везде и всюду рапортует о достигнутых «выдающихся» успехах. Да, согласно официальной статистике, рост производства сельскохозяйственной продукции составил 2,7%. И это заслуга прежде всего президента страны. Как только Сооронбай Жээнбеков стал главой государства, он с ходу взялся за эту важнейшую отрасль экономики, хорошо понимая, что мы аграрная страна, а на селе проживает 65% всего населения. И главное, он стал искать финансовые средства на эти цели и нашел их. Если раньше Кыргызско-Российский фонд развития с капиталом в 500 млн долларов использовался по нецелевому назначению, минуя агропромышленный комплекс, то сейчас, после прихода к власти С. Жээнбекова более половины этого богатого фонда направляется на непосредственное развитие сельскохозяйственного производства, на создание его инфраструктуры и улучшение социальных условий жителей села. Процесс пошел, и вот вам результат: почти 3% роста аграрного сектора за год. Минсельхоз же каким был, таким и остался, никаких движений, не говоря уже о кардинальных реформах. Как может что-то сделать глава Минсельхоза Н. Мурашев, если он сам не является специалистом данной отрасли? Его назначили не по призванию, а по квоте политической партии, представленной в Жогорку Кенеше. Сельское хозяйство продолжает страдать. Никакой прибавки орошаемых земель министерство также не обеспечило. При Атамбаеве была принята программа устойчивого развития страны, согласно которой до 2017 года мы должны были ввести в оборот 50 тысяч гектаров новых орошаемых земель. А практически освоили всего лишь 4,5 тысячи. Орошаемая пашня – это наш национальный золотой фонд, обеспечивающий производство 90% продукции всего полеводства страны. А как мы с ней поступили? За 27 лет независимости площадь орошаемых земель сократилась по причинам бесхозяйственности и безответственности с одного миллиона гектаров до 840 тысяч. Здесь сыграла свою роль злополучная трансформация поливной пашни, предложенная отдельными горе-депутатами Жогорку Кенеша, считающими себя «знатоками» сельского хозяйства. Отошло сразу 40 тысяч гектаров. Таким образом, создан очень опасный прецедент, грубо нарушающий Закон о моратории перевода орошаемых земель в другие категории земельных угодий. Я ещё тогда твердил, что дело на этом не остановится. Реакция не заставила себя ждать, и сейчас почти везде началось массовое движение за трансформацию орошаемых пахотных земель под строительство жилых домов и других объектов несельскохозяйственного назначения. Таким образом, с подачи Жогорку Кенеша начался необратимый процесс окончательного уничтожения наших пахотных земель!

– А какую роль в этом деле играет Минсельхоз?

– Никакую. Аграрное ведомство молчит как рыба. Зато в это время на глазах пропадает 35% выращенного урожая сельскохозяйственных культур из-за плохой организации экспорта, отсутствия сбыта, закупок и переработки готовой продукции. По вине Минсельхоза, который и обязан заниматься этими делами, труд крестьян пропадает даром, наши фермеры «горят, как шведы под Полтавой». Приведу только один пример. В начале года по настоянию того же министра сельского хозяйства Н. Мурашева наши полеводы посадили картофель, который считается у нас вторым хлебом, на площади аж 85 тысяч гектаров и вырастили 1,5 млн тонн урожая. Согласно научно обоснованным физиологическим нормам, для обеспечения потребности 6 млн населения республики достаточно было произвести 600 тысяч тонн картофеля, а мы собрали в 2,5 раза больше, так как Минсельхоз твердо обещал обеспечить своевременный сбыт выращенного урожая. По заверению министра Мурашева, только один Узбекистан должен был закупить у нас 500 тысяч тонн картофеля. Когда был собран такой богатый урожай, министр ушел в кусты. Оказалось, что с Узбекистаном не было никакого контракта, и он отказался закупать у нас высококачественный горный картофель. Цена картофеля упала до 4-5 сомов за килограмм при фактических затратах 10 сомов. Это же полное банкротство! Сейчас пошли сильные морозы, а на местах отсутствуют даже обычные картофелехранилища. А замороженный картофель не едят не только люди, но даже животные. И за такое форменное безобразие никто не понес ответственности.

– Может, этот вопрос следует задать главе государства, ведь он сам является специалистом в данной сфере?

– Нет, этот вопрос следует задавать, в первую очередь, председателю правительства, который терпит такого министра с олимпийским спокойствием. М. Абылгазиев очень добрый и вежливый премьер. К нерадивым руководителям министерств, которые являются, между прочим, членами правительства, он относится очень благожелательно. В худшем случае им объявляют выговор, а в лучшем – грозят «последними китайскими предупреждениями». А в принципе вся кадровая политика в стране должна находиться в руках президента, который избран у нас, слава Богу, не Жогорку Кенешем, а всенародно, прямым голосованием. Наш народ оказал ему высокое доверие и, по существу, предоставил неограниченные полномочия. В конце концов, в нашей стране за всё отвечает глава государства, и поэтому мы в праве ожидать от Сооронбая Жээнбекова самых решительных мер по искоренению ошибок прошлого и обеспечению стабильного развития нашей республики в самые ближайшие годы. И в реализации этих исторических задач главной опорой президента должны и могут стать настоящие профессиональные кадры, которые действительно в состоянии решать всё. Строго говоря, Администрация Президента в вопросах подготовки и расстановки кадров должна играть ту же роль, что выполняли в советское время ЦК и его первый секретарь. Ведь тогда не то что министры, но даже директора совхозов проходили через сито Первого лица страны. Это напрямую повышало ответственность работников на всех уровнях и обеспечивало порядок и дисциплину.

Главным советником главы государства должен стать народ, а не экс-премьеры и экс-спикеры, потому что простые люди всегда говорят правду в глаза. Не случайно народная мудрость гласит: «Калк айтса, калп айтпайт» (народ никогда не говорит неправду). Ну что мог посоветовать новому Президенту наш аксакал Апас Джумагулов при встрече с ним, если он дважды руководил правительством Кыргызстана при А. Акаеве и внес «достойный» вклад в разрушение нашего процветающего государства. Ведь если в первые годы независимости сельское хозяйство было на корню разрушено дилетантом Бекболотом Талгарбековым, то наша развитая тяжелая, средняя и легкая промышленность была стерта с лица земли Апасом Джумагуловым. Что же можно было ожидать от другого экс-премьер-министра Кубанычбека Джумалиева, который при Акаеве продержался на этом посту всего лишь полгода, чуть не привел страну к дефолту и ушел с высокой должности с позором. Благодаря антинародной политике сплошной приватизации всего и вся, он стал самым что ни на есть олигархом и сейчас спокойно сидит в Жогорку Кенеше, обеспечивая защиту своему огромному богатству, которым, возможно, не обладают даже отдельные государства Африки. 

Я всё-таки верю в то, что нашему президенту Сооронбаю Жээнбекову удастся открыть новую страницу в современной истории Кыргызстана. Для этого есть все предпосылки: надежный народ и благодатная земля, образованные люди и научный потенциал, огромный жизненный опыт и знающие свое дело кадры, богатая история и надежда на будущее. А надежда умирает последней. В заключение я хотел бы поздравить всех граждан республики с наступающим праздником. Хотелось бы видеть в Новом году новые изменения в жизни каждого простого кыргызстанца. Олигархи не должны обогащаться за счёт простых людей. Пусть улучшится жизнь всех людей, которые живут в это непростое время. Вот именно это я и желаю нашему народу, нашей стране!

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

27 декабря 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей