№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Адиль Сейталиев: «Дух, энергия автора оживляют его работы»Столица нашей страны носит имя исторической личности – Бишкек баатыра, который заложил основу будущего города. Как известно, в настоящее время проходит открытый конкурс на разработку архитектурно-художественного эскизного проекта памятника Бишкек баатыру, объявленный мэрией. Всего поступило 18 эскизов. На этой неделе уже начались общественные обсуждения. Мы пригласили к беседе известного и уважаемого отечественного художника, скульптора Адиля Кенешбековича Сейталиева, автора полюбившегося всем памятника великому писателю Чингизу Айтматову, расположенного в этнокомплексе «Рух ордо» на побережье Иссык-Куля. А одной из последних его масштабных работ является памятник Жайыл баатыру, установленный в городе Кара-Балта Чуйской области. – Адиль Кенешбекович, недавно был повторно объявлен открытый конкурс на разработку архитектурно-художественного эскизного проекта памятника Бишкек баатыру. На ваш взгляд, каким должен быть Бишкек баатыр? – Устроители конкурса были правы в поставленных условиях – нужен образ созидателя, мирного человека без оружия. Думаю, что место, где будет установлен памятник, тоже налагает и свои требования к высоте, исполнению скульптуры. К примеру, в парковой зоне нет надобности установки на большой, высокий пьедестал. В монументальных работах ответственность большая, работа должна быть живой и передавать образ. Работа скульптора очень сложная и трудоемкая. Скульптор должен выложиться, отдать свою энергию, передать дух своей работе. На каждом этапе необходимо работать скрупулезно, не позволяя себе поверхностного отношения. Вначале готовится эскиз, работа с пластилином, а затем проходишь еще несколько ступеней, чтобы получить окончательную версию. Каждый раз автор вносит свои поправки и старается держаться образа. Кроме того, автор должен неустанно контролировать работу своих помощников, число которых при большой работе может достигать 10 человек. Наверное, некоторым кажется, что здесь нет ничего сложного: сделал форму и залил бронзой. На самом деле все не так-то просто и легко. Первая работа – творческая работа над эскизом проекта скульптуры. Затем идет процесс создания модели скульптуры в пластилине. После чего начинается изготовление каркаса и снятие формы с модели скульптуры, создание восковой модели скульптуры, и только потом приступаешь к литью. Каждый этап – дело недешевое и трудоемкое. К сожалению, у нас в республике только две литейные мастерские. Кроме дороговизны материалов, затратна и подготовка к литью, и сам процесс литья. – Ваша работа – памятник Чингизу Айтматову в «Рух ордо» на Иссык-Куле – выполнена необычно для нашей страны. Наверное, у любого, кто посещал этнокомплекс, найдется фото. При его сооружении вы привлекли много помощников? – Идея образа Чингиза Торекуловича была в том, чтобы максимально приблизить его к народу. Чтобы он не был в недосягаемости, ведь его произведения настолько понятны и любимы всеми. Борис Анатольевич Сан предложил мне сделать скульптуру нашего великого писателя в 2009 году. Мне помогали скульпторы Саринжи Сооронов, Эмиль Турдалиев и на тот момент студент Академии Художеств Азамат Абдрахманов, а также литейщики Александр Волков и Багдад Калчаев. Я очень благодарен им за помощь. В целом, изготовление монументальных и парковых скульптур – это настоящее производство. Поэтому привлекается команда специалистов. В 2010 году мы с Борисом Анатолиевичем Сан провели первый симпозиум скульпторов, посвященный памяти Ч. Айтматова, в котором приняли участие мастера из стран СНГ. Участники симпозиума за полтора месяца создали аллею скульптур по произведениям писателя, которые выставлены в «Рух ордо» имени Чингиза Айтматова. Затем в 2017 году было проведено аналогичное мероприятие. Я благодарен Борису Анатольевичу за такой большой вклад в развитие монументального искусства и в увековечение памяти Чингиза Айтматова. Также по просьбе Адахана Мадумарова я изготовил три работы, которые выставлены в «Рух ордо». Это памятники прославленным Исхаку Раззакову, Баялы Исакееву, Жусупу Абдрахманову. Там же есть еще одна работа, посвященная Кемалю Ататюрку, она изготовлена по заказу Посольства Турции в КР. В 2012 году Динара Исаева (прямой потомок Жайыл баатыра – прим. ред.) попросила меня изготовить памятник Жайыл баатыру в честь 20-летнего юбилея Жайылского района Чуйской области. Скульптура является первым памятником такого большого размера (высота скульптурного произведения составляет 4,75 м – прим. ред.), которая была отлита в нашей стране. В монументальном искусстве необходимо проявить 90% мастерства и только 10% творчества. А когда работаешь над выставочными работами, то даешь себе волю и раскрепощаешься, не обременяя себя обязательствами, неся ответственность только перед собой. – Творческие люди имеют иной взгляд на жизнь. И в этой связи мне очень интересно спросить, что сегодня вас беспокоит или тревожит? – Не может не беспокоить повсеместный упадок уровня культуры в обществе. Необходимо обратить самое серьезное внимание на поддержку и обслуживание творчества, искусства. Искусство – это огромный пласт общественного сознания, который не имеет национальности, границ. У нас культура не развивается со времен перестройки. Эта сфера пребывает в глубоком кризисе, а для того чтобы её поднять, потребуются годы и десятилетия. Уровень культуры, образования есть основа нашей страны. Экономика государства не поднимется, пока сознание человека не достигнет определенного уровня. Когда человек духовно богат и имеет богатый внутренний мир, разве будет он способен на низкие поступки, преступления? Очень много зависит от личности правителя государства и представителей исполнительной ветви власти. На них лежит ответственность за продвижение духовной культуры в стране. И конечно, мы – деятели культуры – также несем за это большую ответственность. Беседовала 24 января 2019 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |