ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
22 апреля 2019, 20:23

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
830 (510)
829 (509)
828 (508)
827 (507)
826 (506)
825 (505)
824 (504)
823 (503)
822 (502)
821 (501)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:31
Раздел: Интервью

Адиль Сейталиев: «Дух, энергия автора оживляют его работы»

Столица нашей страны носит имя исторической личности – Бишкек баатыра, который заложил основу будущего города. Как известно, в настоящее время проходит открытый конкурс на разработку архитектурно-художественного эскизного проекта памятника Бишкек баатыру, объявленный мэрией. Всего поступило 18 эскизов. На этой неделе уже начались общественные обсуждения.

Мы пригласили к беседе известного и уважаемого отечественного художника, скульптора Адиля Кенешбековича Сейталиева, автора полюбившегося всем памятника великому писателю Чингизу Айтматову, расположенного в этнокомплексе «Рух ордо» на побережье Иссык-Куля. А одной из последних его масштабных работ является памятник Жайыл баатыру, установленный в городе Кара-Балта Чуйской области.

– Адиль Кенешбекович, недавно был повторно объявлен открытый конкурс на разработку архитектурно-художественного эскизного проекта памятника Бишкек баатыру. На ваш взгляд, каким должен быть Бишкек баатыр?

– Устроители конкурса были правы в поставленных условиях – нужен образ созидателя, мирного человека без оружия. Думаю, что место, где будет установлен памятник, тоже налагает и свои требования к высоте, исполнению скульптуры. К примеру, в парковой зоне нет надобности установки на большой, высокий пьедестал. В монументальных работах ответственность большая, работа должна быть живой и передавать образ.  

Работа скульптора очень сложная и трудоемкая. Скульптор должен выложиться, отдать свою энергию, передать дух своей работе. На каждом этапе необходимо работать скрупулезно, не позволяя себе поверхностного отношения.

Вначале готовится эскиз, работа с пластилином, а затем проходишь еще несколько ступеней, чтобы получить окончательную версию. Каждый раз автор вносит свои поправки и старается держаться образа.

Кроме того, автор должен неустанно контролировать работу своих помощников, число которых при большой работе может достигать 10 человек. Наверное, некоторым кажется, что здесь нет ничего сложного: сделал форму и залил бронзой. На самом деле все не так-то просто и легко. Первая работа – творческая работа над эскизом проекта скульптуры. Затем идет процесс создания модели скульптуры в пластилине. После чего начинается изготовление каркаса и снятие формы с модели скульптуры, создание восковой модели скульптуры, и только потом приступаешь к литью. Каждый этап – дело недешевое и трудоемкое.

К сожалению, у нас в республике только две литейные мастерские. Кроме дороговизны материалов, затратна и подготовка к литью, и сам процесс литья.

– Ваша работа – памятник Чингизу Айтматову в «Рух ордо» на Иссык-Куле – выполнена необычно для нашей страны. Наверное, у любого, кто посещал этнокомплекс, найдется фото. При его сооружении вы привлекли много помощников?

– Идея образа Чингиза Торекуловича была в том, чтобы максимально приблизить его к народу. Чтобы он не был в недосягаемости, ведь его произведения настолько понятны и любимы всеми. Борис Анатольевич Сан предложил мне сделать скульптуру нашего великого писателя в 2009 году. Мне помогали скульпторы Саринжи Сооронов, Эмиль Турдалиев и на тот момент студент Академии Художеств Азамат Абдрахманов, а также литейщики Александр Волков и Багдад Калчаев. Я очень благодарен им за помощь. В целом, изготовление монументальных и парковых скульптур – это настоящее производство. Поэтому привлекается команда специалистов.  

В 2010 году мы с Борисом Анатолиевичем Сан провели первый симпозиум скульпторов, посвященный памяти Ч. Айтматова, в котором приняли участие мастера из стран СНГ. Участники симпозиума за полтора месяца создали аллею скульптур по произведениям писателя, которые выставлены в «Рух ордо» имени Чингиза Айтматова. Затем в 2017 году было проведено аналогичное мероприятие. Я благодарен Борису Анатольевичу за такой большой вклад в развитие монументального искусства и в увековечение памяти Чингиза Айтматова.
Б. А. Сан является первым общественным деятелем Кыргызстана, кто открыл культурный центр «Рух ордо» имени Чингиза Айтматова. Там же он открыл музей им. Ч. Айтматова, поставил первую парковую скульптуру писателя и провел два значимых симпозиума по произведениям Чингиза Айтматова. Прошлый год у нас прошел под знаком Ч. Айтматова. Было бы хорошо, если бы наше государство отметило большой вклад Б. А. Сан в развитие духовной культуры Кыргызстана. 

Также по просьбе Адахана Мадумарова я изготовил три работы, которые выставлены в «Рух ордо». Это памятники прославленным Исхаку Раззакову, Баялы Исакееву, Жусупу Абдрахманову. Там же есть еще одна работа, посвященная Кемалю Ататюрку, она изготовлена по заказу Посольства Турции в КР.

В 2012 году Динара Исаева (прямой потомок Жайыл баатыра – прим. ред.) попросила меня изготовить памятник Жайыл баатыру в честь 20-летнего юбилея Жайылского района Чуйской области. Скульптура является первым памятником такого большого размера (высота скульптурного произведения составляет 4,75 м – прим. ред.), которая была отлита в нашей стране. 

В монументальном искусстве необходимо проявить 90% мастерства и только 10% творчества. А когда работаешь над выставочными работами, то даешь себе волю и раскрепощаешься, не обременяя себя обязательствами, неся ответственность только перед собой.

– Творческие люди имеют иной взгляд на жизнь. И в этой связи мне очень интересно спросить, что сегодня вас беспокоит или тревожит?

– Не может не беспокоить повсеместный упадок уровня культуры в обществе. Необходимо обратить самое серьезное внимание на поддержку и обслуживание творчества, искусства. Искусство – это огромный пласт общественного сознания, который не имеет национальности, границ. У нас культура не развивается со времен перестройки. Эта сфера пребывает в глубоком кризисе, а для того чтобы её поднять, потребуются годы и десятилетия. Уровень культуры, образования есть основа нашей страны. Экономика государства не поднимется, пока сознание человека не достигнет определенного уровня. Когда человек духовно богат и имеет богатый внутренний мир, разве будет он способен на низкие поступки, преступления? Очень много зависит от личности правителя государства и представителей исполнительной ветви власти. На них лежит ответственность за продвижение духовной культуры в стране. И конечно, мы – деятели культуры – также несем за это большую ответственность. 

Беседовала
Канышай АБЗЕЛОВА

24 января 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей