ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 июня 2019, 05:16

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
836 (516)
835 (515)
834 (514)
833 (513)
832 (512)
831 (511)
830 (510)
829 (509)
828 (508)
827 (507)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:38
Раздел: Общество

Возрождение алтаистики

ИСТОРИЯ НАРОДА – ЕЕ ИСТОКИ

Самоопределение, самоидентификация всегда являлась жизненно важной проблемой для всех народов. Но особенно остро она стояла для тех этносов, которые вели кочевой образ жизни. Суровые условия жизни, постоянные перекочевки в поисках лучших пастбищ, а также захватнические и оборонительные войны ставили под угрозу не только физическое выживание народа, но и духовное, интеллектуальное сохранение. В этой связи кочевые народы всегда ревностно относились к своей истории, к своим истокам. Их передавали из поколения в поколение путем создания богатого устного народного творчества, традиций и философии, которые совершенствовались веками. Например, кыргызы, слушая историю героя Манаса или состязания акынов, получали не только духовную поддержку и нравственное воспитание, но и ответы на вопросы, кто и откуда они, какой путь им выбрать в будущем. Однако поколение, прожившее большую часть своей жизни в советское время, задавая эти же вопросы, уже не находило ответов на них. На то было много причин. Современный уклад жизни, а также политика той эпохи, по логике которой история народа начиналась только после октябрьской революции, не позволяли искать истину, изучая прошлое, к тому же в школах не преподавались уроки истории Кыргызстана и народов, живущих в нашей стране. В результате этого в сознании народа образовался вакуум, который оказывал отрицательное влияние на развитие общества в целом. После развала Союза народ, толком не знающий своих корней, практически перестал интересоваться своими истоками и стал больше задумываться над тем, как жить в условиях экономического и политического коллапса. Несмотря на это, прогрессивно думающие люди нашей страны понимали и понимают, что без знания собственной истории, без создания должного подхода к ней, без поддержки на государственном уровне образовательной и научной базы вряд ли возможно успешное развитие страны. Именно в этот период были сделаны первые попытки по восстановлению утраченных корней. Например, в учебных заведениях были введены уроки истории Кыргызстана и даже выпущены скромные по содержанию и объему учебники. Но они не отвечали всем поставленным требованиям и не соответствовали намеченным целям.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Сегодня в мире происходят большие геополитические и экономические изменения. Кыргызстан вошел в ЕврАзЭС и другие объединения. Порой это становится причиной различного рода конфликтов, народы теряют свою самобытность, свои корни...

Между тем ученые утверждают, что для любого успешного объединения необходимы взаимопонимание и согласие народов. И этого, по их мнению, можно добиться с помощью таких факторов, как родство в языке, культуре, обычаях, истории, которые являются своеобразной визитной карточкой страны. Сохранение и изучение перечисленных факторов может стать альтернативой любым радикальным явлениям и послужить делу мира.

Учитывая это, в 2017 году в Кыргызстане был организован форум, посвященный алтайской цивилизации. На масштабное мероприятие приехали ученые, отечественные и зарубежные, а также высокопоставленные лица родственных стран, которые говорили о значении алтайской цивилизации в мировой истории, о необходимости ее возрождения. На форуме было подчеркнуто: сегодня, когда существует угроза столкновений между народами мира по расовым, этническим признакам, по цвету кожи, разрезу глаз, религиозным убеждениям, именно народы алтайской языковой семьи являются примером и доказательством кровного родства и общего происхождения людей на планете Земля. Вместо политических идей, разделяющих народы по цвету кожи, религиозным убеждениям или языку, вместо идей панславизма и пантюркизма, сама история, сама Земля нас подталкивает объединиться под идеей евразийства. Представители алтайской цивилизации могут дать новый толчок укреплению мира и согласия на евразийском континенте. Были сформулированы следующие предложения: поддержать алтаистику как науку, которую невозможно использовать в качестве политического оружия для пропаганды этнического превосходства; открыть в Бишкеке Институт изучения алтайской цивилизации; провести 61-ю Международную Алтаистическую конференцию в Бишкеке, приурочив ее к Всемирным играм кочевников.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ АЛТАИСТИКИ

Сегодня в научном мире алтаистика занимает особое место и имеет своих приверженцев по всему миру. Между тем, прежде чем стать наукой международного значения, алтаистика прошла тернистый путь. Впервые изучение вопросов алтайской цивилизации началось в XVIII в., когда на территории Сибири были обнаружены кек-тюркские руны. В конце XIX в. их дешифровал датский лингвист Вильгельм Томсон. Более серьезный подход к изучению алтаистики начался в 40-х годах, при этом мотивы изучения носили геополитический характер. Например, в США после вступления страны во Вторую мировую войну в 1942 году была создана специализированная армейская Программа по изучению евразийских языков.

В связи с этим стоит отметить огромный вклад в развитие алтаистики профессора Дениса Синора. Профессор из США Алисия Кампи, которая приехала на конференцию ПИАК в Бишкек, рассказала: «Денис Синор родился в Венгрии. Во время Второй мировой был членом французского Движения Сопротивления, жил во Франции, также работал в Кембриджском университете. Однако затем переехал в США, и в Блумингтоне, штат Индиана, в 1948 году стал одним из основателей алтаистики и впоследствии выдающимся профессором по вопросам Центральной Азии».

Профессор из Японии Мияваки Окада-Юнко на форуме выступила с докладом на тему «Кыргызский народ в Джунгарском ханстве». Она в частности рассказала, что в Японии алтаистикой заинтересовались после джунгарской войны. В результате этой войны некоторые народы вынуждены были переселиться в Японию.

Сильные школы, изучающие вопросы алтаистики, существуют в Германии, Франции, Венгрии, Польше. Например, одна из известных школ, изучающая восточные языки и культуру, находится в Париже. Между тем в России становление алтаистики как науки имело вполне закономерные предпосылки, так как на территории РФ насчитывается свыше 30 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской семьи. Таким образом, изучение этой темы и языков этой группы ведется во многих крупных городах. На развитие алтаистики оказала большое влияние Постоянная Международная Алтаистическая конференция – одна из старейших и авторитетнейших научных организаций. Она на постоянной основе объединяет крупных специалистов-востоковедов. Кстати, с 1962 года в течение долгого периода конференцию бессменно возглавлял профессор Денис Синор. Настоящий руководитель ПИАК, профессор из Германии Барбара Хейнеке, рассказала, как работает конференция: «У нас нет определенного офиса или бюро. ПИАК существует на добровольных началах, не получает финансовой поддержки. Раньше, чтобы оповестить ученых о предстоящей конференции, приходилось вручную писать приглашения и отсылать их по почте. Сейчас можно без каких-либо затрат сделать это по электронной почте». Алисия Кампи добавила: «Эта конференция, куда приезжали ученые из разных стран, во многом способствовала снятию напряжения в политических отношениях между Западом и Советским Союзом во время «холодной войны». Ученый из Франции Као Ксианг-Тай, который вошел в число лучших докладчиков на конференции в Бишкеке, также отметил: «Научная конференция ПИАК имеет большое значение, так как служит своеобразным мостом между людьми».

Мы задали несколько вопросов председателю Оргкомитета ПИАК-61 Сынаре Кадыровне, д.и.н., профессору.

– Расскажите, пожалуйста, о научном направлении алтаистика.

– Алтай – это огромная территория, которая была колыбелью очень многих народов, прародина финно-угорских, тюрко-монгольских, маньчжуро-тунгусских, корейского, японского и других народов. Кыргызы, кыпчаки, уйгуры появились задолго до появления тюрков, которые вышли на историческую арену в пятом веке нашей эры. В связи с этим ученые давно говорили, что правильнее назвать ученых, изучающих историю и культуру этих народов, алтаистами, а не тюркологами. Впервые как термин и как направление алтаистика возникла в Германии. В 1957 году ученые, изучавшие алтайский мир, собрались в городе Майнц. Эта встреча была настолько интересной, что растянулась на четыре дня. На следующий день было решено собраться снова через год. И с 1958 года постоянная алтаистическая конференцию ПИАК традиционно проходит в течение четырех дней. 61-я по счету конференция была проведена в Кыргызстане в 2018 году, с 27 августа по 30 августа. Принявшие участие в работе конференции ученые-алтаисты высоко оценили организацию и гостеприимство кыргызского народа.

– Каковы особенности нашей конференции?  

– Учеными она была воспринята с воодушевлением, так как наши исследователи давно хотели примкнуть к мировой алтаистике. Раньше такой возможности не было, потому что не все могли выезжать за границу из-за отсутствия субсидирования зарубежных поездок. Кроме того, не все владеют языком конференции – английским. В некоторых странах конференция проводилась по 9-10 раз, и в основном в Германии, Америке.

В советское время конференция проводилась в Ташкенте, в постсоветское время в Алматы, Москве, во Владивостоке и Казани по одному разу. Кыргызстан – 26-я страна, в которой проводилась конференция. Здесь встретились две школы алтаистики. Первая, как я сказала, была основана в Германии. Вторую школу основали в конце 90-х годов такие страны, как Южная Корея, Япония, Турция, Монголия. Ученые этих стран тоже изучают колыбель их предков – Алтай. И это направление назвали «Центрально-Азиатские учения». 6-10 августа 2018 г. вторая школа провела очередную конференцию в Улан-Баторе, затем ее участники остались на полевые исследования, а после этого они приехали к нам. Получилось так, что две мировые школы встретились у нас. На конференции был господин Дитер Мауи, ученый из Германии, он воспитал алтаистов из Японии, Турции, США и Франции. Именно в Бишкеке ему была вручена награда – серебряная медаль
ПИАК, которую ему присудили по единодушному мнению ученых из разных стран. Ценность исследований этих ученых с каждым годом возрастает. Кстати, к исследованиям наших ученых тоже возник немалый интерес. Сразу по итогам доклада нашего ученого Гульнару Джамашеву пригласили в Германию. После конференции алтаистика также стала пользоваться популярностью в Кыргызстане. Например, после форума меня стали приглашать в ВУЗы, чтобы рассказать об истории развитии этого научного направления.

– Какие дисциплины изучает кыргызская алтаистика?

– Кыргызоведение – это часть алтаистики. Раньше было много скептиков, которые говорили, зачем нам изучать государственный язык, зачем нам писать научные труды на кыргызском. Но сейчас кыргызский язык вызывает интерес, и те, кто за рубежом изучает наш язык, едут к нам, в далекие кыргызские села, не только чтобы выучить язык, но и познакомиться с культурой, историей, обычаями. А затем изучить экономику, политику и т.д. В этой связи конференция для развития кыргызского языка имела большое значение, так как многие ученые-алтаисты, ежегодно посещающие ПИАК, делятся своими исследованиями. И из этих исследований можно почерпнуть новые методики изучения языков, особенно тех, будущее которых вызывает опасение исчезновения.

Я недавно приехала из Москвы, где проходила заключительная конференция, посвященная году Чынгыза Айтматова, и была благодарным свидетелем того, насколько высоко ученый мир ценит нашего писателя и эпос «Манас». Очень много говорилось о том, что писатель обогатил через кыргызский язык русский язык. Например, такие слова, как «ташчайнар», «таранар», прочно вошли в русский язык без перевода.

– Предусматривается ли в будущем преподавание алтаистики в учебных заведениях, издание специальной литературы? 

– Да, очень много таких предложений поступало и в 2017 г., и во время прохождения ПИАК-61 в Бишкеке. В данное время готовится к публикации сборник материалов этой конференции, и не только ученые, но и широкий круг читателей смогут ознакомиться с интересной и разнообразной палитрой тем докладов и прикоснуться к многостороннему и богатому наследию кочевой цивилизации. Естественно, что обогащение междисциплинарных предметов, уже преподающихся, таких как культурология, манасоведение, история и культура отдельных регионов, имеющих большое значение для формирования алтайских этносов; таких, как языки алтайских народов – будет несомненным. Кроме того, еще четче вырисовывается структура центра алтайской цивилизации, проект создания которого не один год будоражит умы наших и зарубежных ученых.

Кстати, очередная после Улан-Батора конференция алтаистов состоится 18-23 августа 2019 г. у нас в Бишкеке.

Жылдыз САКИШЕВА

24 января 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 1 комментарий
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей