ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 февраля 2019, 11:51

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
822 (502)
№ 821 (821)
30 января
820 (500)
819 (499)
818 (498)
817 (497)
816 (496)
815 (495)
814 (494)
813 (493)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:32
Раздел: Общество

«С Луны свалились»? (кое-что о процедуре общественного обсуждения законопроектов)

«Однажды на Луне родился необычный малыш. «Я родился!» — воскликнул он. И случилось так, что он попал на Землю и нашёл там много новых друзей. А что произошло дальше, мы сейчас и узнаем…». Из мультсериала «Лунтик»

Январь 2019 года. В Кыргызстане началось всенародное обсуждение пяти новых кодексов, которые приняты в январе 2017 года и вступили в силу по истечении двух лет отсрочки. В процессе обсуждения было установлено, что ответственность за содержащиеся них казусы и несуразности не несёт никто. Ни группа разработчиков этих проектов, ни правительство, которое выступало их инициатором, ни парламент, почти единогласно голосовавший за их принятие, ни президент (теперь уже бывший), который их подписал. Что, впрочем, никого не удивило. Учитывая, что в своё время наше государство умудрилось потерять даже Конституцию. И вспомнило об этом лишь тогда, когда собралось вносить в неё изменения. Но вернёмся к кодексам, запоздалое обсуждение которых разгорелось в парламенте через два года после их принятия…

***

«Объясните мне, что значит слово «плевание»?» – возмущённо спрашивал представителей правительства депутат Момбеков. На память пришли слова из песни группы «Несчастный случай». «Что ты имела в виду? Вот я не понял. Нет, всё понятно. Но что конкретно…».

Не думайте, что это ирония. Ничуть. Ведь «плевание» – это понятие весьма растяжимое. С точки зрения содержания выплёвываемой массы. Она может представлять собой обычную слюну. Это наиболее распространённый, но не единственный вариант. Выплёвывать можно (но не везде нужно):

– использованный насвай (после того, как он утратит свой стимулирующий потенциал);

– еду или питьё (если они испорчены или изначально были непригодны для употребления, но успели попасть в рот);

– мокроту (при аллергии, воспалительных процессах в связи с гайморитом, ОРВИ и иными заболеваниями дыхательных путей);

– воду (если человеку потребовалось сполоснуть рот из гигиенических, эстетических либо жаропонижающих соображений) и т.д.

Человек имеет право понять, все ли перечисленные (и не перечисленные) случаи являются нарушением обновлённого законодательства или только некоторые из них. Кроме того, не вполне ясно, играет ли роль (если да, то какую) наличие либо отсутствие противоправного умысла у человека, застигнутого компетентными органами в момент плевания? Вопрос не праздный, учитывая размер налагаемого штрафа...

С другой стороны, правы и те, кто говорит, что интересоваться этими деталями следовало до, а не после принятия новых кодексов. Например, при рассмотрении законопроектов в профильных комитетах парламента. Или во время первого, второго или третьего чтения на заседании Жогорку Кенеша. До того как проекты кодексов были приняты парламентом в окончательной редакции в январе 2017 года.

Но поскольку вопросы возникли именно теперь, постольку их не оставили без ответов. 28 января 2019 года организована встреча рабочей группы по мониторингу судебно-правовой реформы с депутатами Жогорку Кенеша. Цель мероприятия была в том, чтобы рассказать парламентариям о новых кодексах. Так как из обсуждений в палате у экспертов сложилось мнение, что законодатели плохо знакомы с теми нормативными актами, которые они сами приняли два года назад…

***

А поскольку депутатам дали возможность обсудить новые кодексы, то возникает вопрос о том, где и когда аналогичное обсуждение будет организовано для рядовых граждан? И вот тут нас с вами ждёт разочарование. Хотя закон дает нам такое право.

Конституция Кыргызстана закрепляет за гражданами право участвовать в обсуждении и принятии законов (статья 52). Порядок этого участия установлен законом о нормативных правовых актах, по которому проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц… подлежат общественному обсуждению посредством размещения на официальном сайте нормотворческого органа (статья 22) сроком не менее одного месяца (статья 23). В регламенте Жогорку Кенеша указано, что проект закона поступает в парламент уже со сведениями о результатах парламентского слушания, общественного обсуждения (статья 47).

Так вот. Общественное обсуждение проектов уголовного кодекса, кодексов о проступках и о нарушениях проходило в далёком 2016 году. Именно тогда каждый человек мог задать интересующие вопросы, выразить своё мнение, внести предложения. Рядовым гражданам следовало высказываться до того, как проекты внесли на рассмотрение Жогорку Кенеша. Обществу давали возможность поучаствовать, но оно этим шансом не воспользовалось…

***

Впрочем, есть и хорошая новость. До 20 февраля 2019 года все желающие могут принять участие в общественном обсуждении законопроекта об отсрочке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) до 2021 года (вместо 2019). Для этого необходимо зайти на Интернет-сайт Жогорку Кенеша, ознакомиться с проектом закона, справкой-обоснованием и отправить свои предложения в электронной или письменной форме, либо сообщить устно по телефону соответствующего отдела парламента. Между прочим, один из граждан не смог дозвониться по указанному на странице обсуждения телефону (никто не отвечал на звонки), пожаловался на ограничение его прав в прессу. Новость об этом сразу появилась на информационной ленте известного информационного агентства. Думаю, что после этого сотрудники трубку поднимают…

Надо полагать, что для правительства, парламента и аппарата президента скандал с этими кодексами послужит уроком. Потому что время и средства, которые в 2016 году экономили на обсуждении законопроектов, в 2017 и 2018 году – на проведении информационной и разъяснительной работы с населением, в 2019 году вылились в то, что несколько отраслей законодательства подвисли в воздухе, исчерпав кредит доверия людей прежде, чем начали работать на практике. Гонка только начинается, а скорости уже нет и баки почти пустые…

***

В законе о нормативных правовых актах установлен минимальный порог для организации общественного обсуждения законопроектов. Так сделали для того, чтобы не усложнять, не затягивать процедуру для относительно небольших и узко ориентированных законопроектов. Например, по проекту отсрочки ОСАГО предлагается цифру «2019» заменить цифрой «2021». Понятно, что такое изменение можно обсудить за один месяц. Для важного, но небольшого по объему законопроекта этого вполне достаточно. Но когда государство пошло на полную замену нескольких кодексов, применять минимальный вариант общественного обсуждения, информирования и разъяснений было нецелесообразным.

Тем более что в Кыргызстане ещё не сложилась традиция внимательно следить за сайтами Жогорку Кенеша или Минюста, чтобы не пропустить новые законопроекты. Разработчики и инициаторы кодексов должны были понимать, что в случае размещения только на сайте парламента реальное общественное обсуждения этих проектов не состоится. Будет только формальная, «для галочки», отметка, что они обсуждены и возражений не поступило.

Что же касается нас с вами, то мы тоже отчасти несем ответственность за эту ситуацию. О том, что стране предстоит большая судебно-правовая реформа, не раз говорил Алмазбек Атамбаев на финише президентского срока. Напоминал об этом и Сооронбай Жээнбеков, в том числе на итоговой пресс-конференции в декабре прошлого года. Если же мы не придали их словам значения, не потрудились узнать, о чём речь, то кто же в этом виноват?

Так что нечему удивляться. Какие люди, такие и законы. И первые «с Луны свалились», и вторые вдогонку…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

30 января 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
09:32 // Общество
«С Луны свалились»? (кое-что о процедуре общественного обсуждения законопроектов)
09:15 // Общество
Кодекс о нарушениях в логике? (о разумности и соразмерности наказаний)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей