ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 19:36

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:36
Раздел: Общество

Экмат БАЙПАКПАЕВ: «Каждый кыргызстанец должен понять, что Кыргызстан – это наша родина, наша неописуемая природа, наши священные земли»

Интервью с депутатом Жогорку Кенеша Экматом БАЙПАКПАЕВЫМ.

– Экмат Джурукпаевич, вы предлагаете установить экологический сбор за загрязнение окружающей среды с каждого литра потребленного автотранспортом топлива. Насколько такое предложение рационально? Может ли оно вызвать возмущение у народа, тем более у малоимущего населения, учитывая, что скоро будут выборы?

– Я считаю, что устанавливать экологические сборы необходимо. Если я раньше из микрорайона доезжал до работы за 15-20 минут, то сегодня из-за пробок доезжаю за час. Ко мне пришла мысль, если я еду в машине, а от нее идут вредные выбросы, то я сам же дышу этим загрязненным воздухом. Ведь сколько людей на сегодняшний день страдают онкологическими заболеваниями органов дыхания!

Все любят употреблять слово «малоимущие», говорят, мол, бедный водит старую машину, таксует, зарабатывает, как может, поэтому его не надо трогать. Я, конечно, прошу прощения, но почему мы должны позволять ему на «драндулете» зарабатывать во благо себе, тем самым загрязняя воздух свинцом. В то время как мы, мои близкие и другие люди, это поглощаем. Никто над этим не задумывается, мы думаем только о том, как социально уязвимые на это отреагируют. Мы должны, прежде всего, думать о здоровье человека. С такой позиции я хочу поднять этот вопрос.

Если сделать расчеты, то это не такая уж большая сумма, в среднем, если тратить 10 л топлива в день – по 50 тыйын за каждый литр, в месяц выходит 150 сомов. Думаю, из-за 150 сомов народ возмущаться не будет. Тем более этот закон уже принят давно, мы вносим только постановление. Возможно, правительство решит сделать по 20, 30, а то 40 тыйын, мы этого не знаем. Хватит содержать бензиновых магнатов. Раз уж пользуетесь этими благами, будьте добры, думайте о здоровье других людей тоже.

– Куда будут направлены собранные средства?

– На эти средства мы хотели бы в разных точках города поставить приборы, которые будут определять уровень загрязнения, чтобы люди видели, насколько воздух заражен. Если народ будет после этого возмущаться, электорат откажется голосовать – и на этом спасибо, не стану депутатом, другим делом займусь.

– Вы предложили вынести проект постановления ЖК о деятельности правительства КР по сокращению загрязнения окружающей среды и атмосферного воздуха. Получены ли первые результаты обсуждения, какие существуют мнения о его эффективности? Каковы шансы на то, что он будет принят?

– Я надеюсь, что ЖК примет этот проект, ведь это увеличение доходной части на окружающую среду. Это сейчас нам нужно, так как больше негде взять необходимые средства. Если народ и депутаты будут против, будут сидеть сложа руки, тогда что будет дальше?! Будем ходить все больные и кривые.

– Отмечено, в Кыргызстане нет современной госсистемы наблюдения и контроля над состоянием природной среды и атмосферного воздуха. Как вы можете охарактеризовать такое отношение государства к вопросу загрязнения экологии, в целом его политику? Ведь в последнее время в основном общественность била тревогу о загрязнении окружающей среды, а госорганы, отвечающие за это, отмалчивались.

– У нас очень хороший и сильный гражданский сектор. Я рад, что у нас есть отличные экологи, я с ними много беседую, благодаря их участию я выхожу с этими инициативами. К сожалению, правительственные органы сильно отстают в этой части, но в целом роль гражданского общества сейчас очень сильна, и я считаю, это хорошо, ведь мы строим правовое, демократическое государство. Что касается системы наблюдения, как я уже сказал, наша задача именно на эти экологические сборы, то есть 850 миллионов сомов, поставить приборы, определяющие уровень загрязнения воздуха. Процесс пошел, и мы идем к этому. Если собранные средства целевым путем будут направлены на систему контроля атмосферного воздуха, то это будет идеально, потому что других источников для этого нет.

– Эффективно и целенаправленно ли используются сборы в республиканский бюджет?

– Сложно ответить на такой вопрос. Конечно, утверждение и формирование бюджета – это одна из основных функций ЖК и правительства. Есть счетная палата, которая проверяет эффективность использования бюджета. Безусловно, есть нарушения, в таких случаях правоохранительные органы должны возбудить уголовное дело. Наш бюджет можно назвать социально ориентированным, мы не имеем бюджета развития. Я считаю, что мы не развиваемся, а проедаем, что не совсем правильно. Все средства из бюджета мы направляем на строительство детских садов, школ, иногда дорог и так далее, забывая про развитие, про то, что только развитие и реальный сектор может дать налоговые сборы, рабочие места. Только реальный сектор может стать локомотивом развития экономики. К сожалению, мало внимания обращаем на это, что сильно огорчает.

– Вы предлагаете запретить ввоз старых автомобилей. Разработан ли законопроект по поводу старых автомобилей? Если да, что вы можете сказать? Будут ли противники (оппоненты) у законопроекта? Ведь большая часть населения не может приобрести новые автомобили. К тому же Конституция защищает право на частную собственность…

– Ввоз старых автомобилей никто не планирует запрещать. Запрет – это всегда лазейка для коррупции. Мы должны повысить налоги на старые автомобили. Люди не должны дышать воздухом, который они отравляют. Мы покупаем старые автомобили, ездим на них, зарабатываем. Но мы должны думать об экологии, о здоровье нашей семьи, страны. Нужно поднимать налоги на старые автомобили, чтобы было невыгодно пользоваться ими. Но пока будем ездить на старых машинах, нам нужно напрочь забыть про экологию. Между тем с каждым днем углекислый газ все больше и больше влияет на здоровье. Я считаю, что законопроект со временем будет разрабатываться. Например, в соседних странах повышают налог на машины, срок эксплуатации которых выше семи лет. Мы тоже должны внести такой проект. Другая сторона медали в сфере экологии – это здоровье.

– Начался туристический сезон. Иссык-Куль – основное место отдыха туристов. Между тем Иссык-Куль подвергается загрязнению со стороны пансионатов и простых отдыхающих: нет очистных сооружений, озеро загрязняется пластиковыми бутылками, пакетами, твёрдыми отходами. Предпринимает ли государство конкретные шаги, чтобы озеро действительно оставалось биосферной зоной? Есть ли в проекте пункты, предусматривающие это?

– Я не только депутат, а являюсь еще председателем общественного совета в рамках Зеленой экономики. В прошлом году приняли концепцию по развитию Зеленой экономики, которая была утверждена Жогорку Кенешем. Сегодня в рамках этой концепции правительство разработало ответ по дальнейшему внедрению принципов развития Зеленой экономики в нашей республике. Один из самых важных законопроектов, которые приготовил общественный совет, касается озера Иссык-Куль. Если мы сегодня закроем глаза на состояние озера, то через несколько десятков лет оно превратится в болото, потому что, как мы знаем, Иссык-Куль – бессточное озеро. Также наряду с этим поднимаем вопрос об очистных сооружениях. Будут приняты жесткие меры к пансионатам и отдыхающим за накопление и свалку мусора, вплоть до уголовного дела. Начнём вводить запрет для частных предприятий работать без очистных сооружений. Второй законопроект, который мы уже поставили на общественное обсуждение, – это запрет на использование пластиковых бутылок и пакетов в биосферной зоне озера Иссык-Куль. В данное время совместно с международной организацией ищем варианты защиты территории.

– Дно озера очищали частные организации. Государство предпринимает меры по очистке дна озера от мусора? Как можно организовать работу структур и общественности так, чтобы озеро и территории оставались чистыми?

– К сожалению, государство не сможет поддержать этот проект из-за недостатка государственного бюджета. В данное время дно озера очищают Финское сообщество и активисты. Но самый большой вклад в сохранение озера – это наше сознание. Иссык-Куль – драгоценное озеро, каждый патриот должен беречь его как зеницу ока.

– Ваши пожелания в области защиты экологии?

– Каждый кыргызстанец должен понять – это наша Родина, наша неописуемая природа, наши священные земли. Должен осознавать, что нельзя выбрасывать мусор где попало и куда попало. Сознание должно быть в сердце человека. Без этого, сколько бы мы ни запрещали, он не осознает свои действия.

Беседовали Жылдыз САКИШЕВА
Акылай АКМАТОВА
Аделина АНАРБЕКОВА

27 июня 2019 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:41 // Общество
Может, договоримся? (несколько слов о сделках с правосудием)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg