ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 04:28

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:13
Раздел: Общество

После/без Атамбаева. Дадут ли парламентской республике «второй шанс»?

Вы уже заметили, что временами нынешний год напоминает 2010-й? Революции не было, но в остальном много похожего. Это и война компроматов между некогда соратниками, и бывший президент, окопавшийся в родовом селе, и нерасторопность силовых структур, и воинственная риторика бывшего руководства. И самое главное, что как в 2010 году вылет Бакиева в Беларусь не закрыл политический сезон, а лишь послужил началом следующей серии, так и нынешнее задержание Атамбаева, ответив на одни вопросы, оставило открытыми некоторые другие…

Итак, каковы предварительные итоги задержания бывшего президента? Почему предварительные? Потому что не все последствия этого проявятся здесь и сейчас. Атамбаев далеко не единственный политик в стране. Поэтому его нейтрализация – это лишь «разведка боем». Основная кампания развернётся перед, во время и после парламентских выборов 2020 года. А пока всем участникам надо учесть, что…

…события в Кой-Таше создали ощущение, так скажем, неполной готовности силовых структур к выполнению некоторых политически значимых задач. Вопрос даже не в том, на ком больше ответственности за провал силовиков 7 августа – на руководителях или исполнителях операции. Важен сам факт того, что если у кого-то (власть, оппозиция, третьи силы, обыватели и т.д.) были сомнения в способности нашего государства устанавливать/восстанавливать порядок силовыми методами, то эти сомнения укрепились самым печальным образом. Реабилитировать себя путём проведения более успешного дубля силовикам не удалось, поскольку на второй день, поняв, что его ситуация стала совершенно безвыходной, Атамбаев сдался сам. То есть «объект» операции не был захвачен, а сложил оружие и позволил себя арестовать…

…возник вопрос о том, насколько целесообразно впредь доводить политические разногласия до стадии массового неповиновения и силовых операций. Ситуация, когда упорное сопротивление одного, пусть даже очень богатого и влиятельного, политика поставило страну на грань масштабного конфликта, должна была остудить многие горячие головы. Стало понятно, что в нынешней ситуации широкое наступление на всех и вся – не лучший вариант. Нужна если и не общая амнистия и примирение со всеми политическими силами, то хотя бы их диверсификация на заклятых антагонистов, умеренную оппозицию и нейтральные группы. Разделяй и…

…есть вероятность, что привыкшая к определённой демократии и свободе политическая элита начнёт активно сопротивляться повторению бакиевской или атамбаевской моделей репрессий. При всей своей чуткости отечественный истеблишмент склонен приспосабливаться к изменению политической погоды, но не к глобальному изменению политического климата. Другими словами, наши политики привыкли к мягкому/среднему авторитаризму, но не к восточной деспотии, характерной для ряда соседних государств. Двадцать восемь лет относительной свободы, демократии и плюрализма ослабили навык «отдавать честь» и «шагать строем»…

…Атамбаев украл-таки у своего преемника ценный период правления, когда полученный от народа кредит доверия позволял смело «размахивать шашкой». С президентских выборов прошло почти два года, и момент, когда любые инициативы нынешней власти могли идти «на ура», уже истёк. Наступает та стадия, на которой от команды президента требуется умение агитировать, убеждать, договариваться и даже торговаться. Тем более, что «устранение» Атамбаева подразумевает очередную перегруппировку разрозненных политических сил. На этом фоне почти одновременное возвращение в политику Омурбека Бабанова и Омурбека Текебаева может указывать на готовность президентской команды делиться реальным влиянием и ресурсами ради достижения системной и долгосрочной стабильности в стране…

***

Ситуация чем-то напоминает лето 2010 года, когда после бегства Курманбека Бакиева в Кыргызстане была принята новая Конституции, а Временное правительство самораспустилось. На хозяйстве остались беспартийный президент Роза Отунбаева и внепартийное техническое правительство Амангельды Муралиева, а на стартовой линии парламентской гонки выстроилось несколько политических лидеров, начавших формирование партийных списков (Атамбаев, Текебаев, Сариев, Келдибеков, Ташиев, Бабанов, Мадумаров, Кулов и т.д.). Беспрецедентная по остроте и конкуренции борьба между партиями привела к тому, что в Жогорку Кенеше появилось пять примерно равных по силе фракций. Впервые в истории Кыргызстана правительство Атамбаева было создано не с подачи президента, а в результате коалиционных переговоров между СДПК, «Республикой» и «Ата Журтом». И, между прочим, стало самым самостоятельным от главы государства кабинетом министров за весь период суверенитета Кыргызстана…

Таким образом, сложившаяся ситуация даёт политической элите ещё один шанс создать в Кыргызстане полноценную парламентскую республику. Тем более, что нынешний пример Сооронбая Жээнбекова (и Розы Отунбаевой с июля 2010 по декабрь 2011 года) доказывает, что наличие у президента «личной» партии не является обязательным атрибутом парламентской республики. Ведь прямо сейчас Сооронбай Шарипович возглавляет государство, обходясь без собственной фракции в Жогорку Кенеше…

Другой вопрос, что Атамбаева парламентское правление устраивало лишь до тех пор, пока он занимал пост премьер-министра от многопартийной коалиции в Жогорку Кенеше. А когда его избрали президентом, он принялся перекраивать систему таким образом, чтобы лишить парламент и правительство всякой самостоятельности. Осталось узнать, входит ли реальный парламентаризм в планы нынешнего президента, или он тоже склонен к модели, при которой весь механизм государства остаётся под его неусыпным контролем и чутким руководством…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

04 сентября 2019 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg