ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
30 мая 2020, 05:54

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
869 (549)
868 (548)
867 (547)
866 (546)
865 (545)
864 (544)
863 (543)
862 (542)
861 (541)
860 (540)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:01
Раздел: Политика

Один пишем, два/три/четыре в уме: Как наши партии обходят запрет на избирательные блоки

Парашютисты просят пилота перед их прыжком спуститься поближе к земле. Тот отвечает: «Извините, ребята, не могу. В прошлый раз пока двое спрыгнули, вместо них трое запрыгнули». Анекдот

До очередных парламентских выборов остался год. Поэтому людей, как обычно, интересуют прогнозы. Какие партии выйдут/не выйдут на старт? В каком порядке они финишируют? Кто с кем объединится/разделится? Сколько фракций будет в новом парламенте? И так далее.

Между тем прогнозы дело неблагодарное. Особенно у нас. Потому что наше государство любит изменять правила проведения выборов «в последний день», а политики научились скрывать свои истинные намерения до того момента, когда их реализации уже сложно или невозможно помешать. Поэтому уверенно утверждать можно лишь одно: грядут перестановки. Как внутри партий, так и между ними. Будут сюрпризы. Как для избирателей, так и для конкурентов. Наши политики умеют удивлять. И сделают это снова.

А пока политэлита готовится к выборам, у нас есть время и возможность оглянуться назад и проанализировать пройденный путь. Потому что, сами того не замечая, мы создали новую политическую традицию. Двенадцать лет мы избираем депутатов парламента не по одномандатным округам, а по партийным спискам. В 2020 году это произойдёт уже в четвёртый раз…

С чего всё началось? Пожалуй, с 2006-2007 годов, когда Курманбеку Бакиеву осточертела парламентская оппозиция, которая так и норовила собрать под окнами «Белого дома» всех недовольных и протестующих граждан страны. Второму президенту требовалась система, при которой новый Жогорку Кенеш состоял бы из лояльных политиков с отсутствием или минимальным присутствием политических оппонентов. И поскольку избрание депутатов по одномандатным округам оставляло за ними большую самостоятельность, а в 2005 году и вовсе привело к смене власти, постольку выбор пал на голосование по единым республиканским спискам кандидатов.

Реформу избирательной системы осуществили через референдум, узаконивший изменение Конституции и новую редакцию Кодекса о выборах. В качестве заградительного барьера в нём были установлены общереспубликанский и региональные пороги, непреодоление которых оставляло партию вне парламента.

Другим изменением, на которое многие даже не обратили внимания, стало исключение из Кодекса понятия «избирательный блок». Напомним, что согласно действовавшей до того момента редакции таковым являлось «добровольное объединение двух или более политических партий для совместного участия в выборах». Зная, что его оппоненты успели притереться друг к другу в рамках Движения «За реформы!» и прочих уличных тусовок, Бакиев резонно предполагал, что они могут и на выборы пойти единой оппозиционной командой. Поэтому заранее удалил из Кодекса механизм, который позволил бы его недругам создать общий избирательный список. Отчасти этот трюк сработал, потому что Текебаев не мог идти в Жогорку Кенеш по списку СДПК, а Атамбаев с соратниками не согласился встать под флаги «Ата Мекен». Впрочем, оппозиционеры сумели найти приемлемое решение. Они не рассеялись по всему фронту, а разделились на две части. Омурбек Бабанов, Роза Отунбаева, Бакыт Бешимов, Эдиль Байсалов, Асылбек Жээнбеков и некоторые другие вошли в список социал-демократов, а Кубатбек Байболов, Темир Сариев, Эркин Алымбеков, Асия Сасыкбаева, Карганбек Самаков, Равшан Жээнбеков и прочие стали кандидатами от социалистов. Это позволило обеим партиям преодолеть высокий проходной барьер (около 6,5% от проголосовавших избирателей) по стране. Поняв, что рискуют получить парламент с двумя оппозиционными фракциями, власти сначала «не уберегли» электронную систему подсчёта голосов в ЦИК (она вышла из строя, когда оставалось обработать 4,5% участковых протоколов), а затем пересчитали голоса по городу Ош таким образом, что партия Текебаева «не набрала» там региональный порог. Когда не помогают даже законодательные преграды, приходится опираться на административный ресурс и на «юридический» произвол…

Вторая серия пришлась на 2010 год, когда Конституцию обновили, а Кодекс о выборах и заложенные в нём правила оставили прежними. На практике это значило, что застигнутым врасплох политикам-одиночкам придётся на бегу собираться в команды и идти на выборы без подготовки. Но они справились. Да настолько удачно, что «утёрли нос» революционным партиям из Временного правительства. Наспех склеенные избирательные списки от «Ата-Журта», «Ар-намыса» и «Республики» с солидным запасом преодолели высокий барьер (около 9% от всех проголосовавших избирателей), и лишь пришедший шестым «Бутун Кыргызстан» (8,76%) остановился в полушаге от парламента…

К третьему забегу политическая элита готовилась загодя. Будущие команды открыли свои штабы в регионах за год-полтора до выборов и боролись за каждое село, каждую улицу и каждый голос. Тем более что в отличие от 2010 года к 2015-му на выборах имелся явный фаворит в лице СДПК – партии действовавшего президента. Его команда была настолько уверена в своих силах, что позволила установить не «космический», а просто высокий барьер в 7%. За что и поплатилась, получив вместо прогнозируемого сокращения количества парламентских партий до трёх-четырёх их расширение до шести. К тому же усилившаяся конкуренция подвигла некоторых партийных лидеров на объединение и выдвижение совместных списков. Но если «Республике – Ата-Журт» это позволило занять уверенное второе место, то «Бутун Кыргызстан – Эмгек» всё равно остался за бортом, набрав чуть более 6%.

Теперь, когда проходной порог подняли до 9%, партийным боссам вновь придётся искать формулу объединения списков. Потому что пройти в новый парламент поодиночке будет невероятно сложно. А при нынешних рейтингах парламентских фракций успеха могут не принести даже парные альянсы. Для надёжности и уверенности впору предлагать избирателю продукты из серии «три в одном» или «четыре в одном». Причём, как повелось, не меняя названия партий, а просто добавляя их друг к другу. Понятно, что при этом немного страдает стилистика и падежность наименований, но в политике это не главное. Так что не удивляйтесь, если название какого-нибудь списка будет выглядеть как перечисление всех участников. Например, «Бир бол, Республика – Ата-Журт!». А что, вполне себе эффективно. Сразу и название партии, и готовый слоган на растяжку. Или, допустим, «Бутун Кыргызстан, Кыргызстан». Ну, или наоборот, «Кыргызстан… [торжественная пауза] Бутун Кыргызстан!». А как вам «Эмгек = Онугуу-Прогресс»? Не только красиво, но и логично. Ведь где труд, там и развитие, не так ли? И так далее…

А если серьёзно, то даже удивляет, что, 12 лет избирая парламент по спискам, никто из нас так и не предложил называть политические явления своими именами. Потому что на сегодняшний день наши партии правильнее и честнее было бы называть избирательными блоками. Потому что, по сути, именно таковыми они и являются. Понятно, что отказ от временных альянсов объясняют стремлением стимулировать партстроительство и укрепить институт партий. Однако есть сомнения, что путь к стабилизации их членства лежит через ситуацию, когда некий политик трижды подряд выдвигается кандидатом в депутаты, но всякий раз делает это под логотипом другой организации…

Подготовил
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

19 сентября 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 3 комментария
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg