ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
23 ноября 2019, 01:01

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
850 (530)
849 (529)
848 (528)
847 (527)
№ 846 (846)
14 октября
845 (525)
844 (524)
843 (523)
842 (522)
841 (521)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:47
Раздел: Политика

Кайрат ОСМОНАЛИЕВ: «К СОЖАЛЕНИЮ, РЕЙТИНГ НЫНЕШНЕГО СОСТАВА ПАРЛАМЕНТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО САМЫЙ НИЗКИЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМИ СОЗЫВАМИ. ЭТО ПРИЗНАЮТ И САМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕПУТАТЫ»

Интервью с доктором юридических наук, профессором, членом ЦИК КР Кайратом ОСМОНАЛИЕВЫМ. 

– Кайрат Медербекович, как реализуется Стратегия совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 годы? 

– В целом реализация основных положений Стратегии совершенствования выборного законодательства проходит успешно. В этом году приняты поправки в выборное законодательство, которые позволят улучшить нашу избирательную модель. К примеру, внесены поправки в конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», конституционный Закон «О референдуме КР» и Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей». Так, уточнены многие понятия выборного законодательства, регламентирован переход от ГРС к ЦИК, комплекс действий по актуализации, уточнению списка избирателей, их идентификации в период выборов, введено определение злоупотребления административным ресурсом, увеличен объем дебатов между кандидатами. Установлена обязательность дачи письменного согласия на сбор и обработку персональных данных, в том числе на наличие или отсутствие гражданства иного государства кандидатов в президенты или депутаты ЖК КР. Установлена обязанность СМИ, интернет-изданий по требованию кандидата, политической партии бесплатно опубликовать опровержение. Также установлены требования об опубликовании предвыборных программ кандидатов в президенты и программ политических партий на выборах в ЖК КР не менее чем в одном республиканском периодическом печатном издании, а также на своем официальном сайте. Устанавливается предельная сумма расходов кандидата в президенты – за счет избирательного фонда: не более чем в два миллиона расчетных показателей, политических партий на выборах депутатов ЖК – за счет средств избирательного фонда: не более чем в три миллиона расчетных показателей. Кстати, введен избирательный залог и для кандидатов в депутаты айыльных кенешей. И еще один важный момент – ограничено участие в выборах политических партий, зарегистрированных менее чем за шесть месяцев до даты назначения выборов. Закреплена публикация поступивших на центральный сервер ЦИК сканированных документов (протоколов и т.п.) на сайте ЦИК, а также передача УИКом сведений о количестве проголосовавших в ТИК через каждые два часа для публикации на сайте ЦИК. В качестве еще одного новшества можно отметить требование о формировании на всех уровнях избирательных комиссий координационных групп оперативного реагирования, в состав которых входят представители правоохранительных органов. Основными функциями этих групп являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах. 

– Насколько полно наше выборное законодательство обеспечивает избирательные права граждан? 

– Указанными выше поправками внесена ясность по спискам избирателей: теперь они четко определены как предварительный, контрольный и окончательный. Также облегчены условия для голосования наших граждан, временно пребывающих за рубежом: они могут ставиться на временный консульский учет на безвозмездной основе с момента поступления заявления Формы-2. Кроме того, увеличено число избирательных участков за счет изменения порядка их открытия на территории диппредставительств и консульских учреждений КР. Появилась возможность подачи Формы-2 и Формы-3 в электронном виде через сервис «кабинет избирателя» на государственном портале избирателей с прохождением авторизации. Для ЛОВЗ теперь будут обеспечены специальные бюллетени, изготовленные шрифтом Брайля, введен учет избирателей с ОВЗ через нормы об обязательном представлении в избирательные комиссии (два раза в год) территориальными соответствующими уполномоченными органами в сфере социального развития. Установлено обязательство выпуска не менее одного процента агитационных материалов для ЛОВЗ. Победой гендера можно назвать резервирование тридцати процентов мандатов для женщин в местных кенешах. В целом, нынешнее выборное законодательство максимально полно обеспечивает избирательные права наших граждан. 

– Почему с каждым выборным циклом снижается качество и стабильность работы государственных институтов? Это следствие низкой легитимности выборных процедур? Или есть другие причины?  

– Не думаю, что снижение качества и стабильности работы выборных государственных структур есть следствие, как вы выразились, низкой легитимности выборных процедур. Это зависит от множества других факторов, не совсем связанных с электоральными процедурами, к примеру, общим падением уровня правосознания, кадрового управленческого потенциала и тому подобное. Должен отметить, что с каждыми выборами, начиная с 2015 года, растет уровень доверия к тому, как организуются и проводятся выборы, это подтверждают результаты независимых социологических исследований. 

– Чем, по-вашему, объясняется стремительно снижающийся рейтинг доверия Жогорку Кенешу?

– К сожалению, рейтинг нынешнего состава парламента действительно самый низкий по сравнению с прошлыми созывами. Это признают и сами отдельные депутаты. Почему это произошло? Существование символической оппозиции, не способной заставить официальные власти работать эффективнее, допущение грубых и не совсем понятных, иногда непростительных, можно сказать, возмутительных юридических и политических ошибок при принятии некоторых политико-правовых решений, перечень которых нет смысла перечислять, также не добавляют авторитета законодательному органу страны. Народ от нынешнего состава ждал, конечно, иного….

– Какие изменения в выборное законодательство следует внести для улучшения качества депутатского корпуса ЖК? 

– В первую очередь нам надо внедрить преференциальную систему выборов в парламент. Тогда качество депутатского корпуса улучшится кардинально, пройдут реально популярные и эффективные политики и специалисты. Во-вторых, надо переходить к смешанной избирательной модели: половину депутатского корпуса формировать по пропорциональному принципу, другую – по мажоритарной системе. 

– В 2020 году состоятся парламентские выборы. Несут ли в себе предстоящие выборы конфликтгенный потенциал? И почему?

– Любые выборы несут в себе определенный конфликтный потенциал. Потому что они представляют одну из форм активной политической борьбы. Конфликтогенный потенциал закладывается в нормах выборных процедур, которые необоснованны и не отражают позицию большинства политических акторов. Конечно, нельзя сравнивать выборы, проходившие еще десять лет назад и ранее, которые стали катализаторами политических потрясений 2005 и 2010 годов, с теми, которые проводятся с 2015 года. Наша нынешняя избирательная модель считается наиболее продвинутой не только в регионе, но и далеко за его пределами. Введение биометрики, автоматически считывающих урн, принятие нового избирательного законодательства сняло множество вопросов и решило проблему «каруселей», вбросов и других махинаций во время выборов. Однако существуют и нормы, которые могут стать источником конфликтов в ходе выборов и после них. Например, я, как и многие другие эксперты и политики, считаю необоснованным введение девятипроцентного порога проходимости в ЖК для партий на парламентских выборах. Полагаю, что пятипроцентный порог вполне уместен, в других странах этот показатель даже ниже. Как бы не создалась ситуация политического коллапса, хотя она маловероятна. 

Беседовал
Эрик ИСРАИЛОВ 

10 октября 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg