ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
10 декабря 2019, 03:11

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
852 (532)
851 (531)
№ 850 (850)
16 ноября
849 (529)
848 (528)
847 (527)
846 (526)
845 (525)
844 (524)
843 (523)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:07
Раздел: Политика

Жамин АКИМАЛИЕВ: «ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ И ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ВОПРОСАМИ И ЧЕТКО КООРДИНИРОВАТЬ РАБОТУ ВСЕХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ»

Интервью с депутатом Легендарного парламента, академиком Национальной академии наук КР Жамином АКИМАЛИЕВЫМ. 

– Жамин Акималиевич, какой вам видится политическая обстановка в стране?

– Меня удивляет тот факт, что сейчас в стране какой-то политический штиль. Это, прежде всего, объясняется тем, что Президент Сооронбай Жээнбеков оказался более демократичным по сравнению с предыдущим главой государства. Он умело стал выстраивать баланс между различными партиями, общественными движениями и всегда старается находиться над мелкими спорами и коллизиями. Одним словом, он позиционирует себя консолидирующим фактором. Насколько мне видно, даже те политики, которые находились в конфронтации с ним, сегодня каким-то образом пытаются объединиться вокруг фигуры Сооронбая Жээнбекова. Таким образом, главе государства удалось стать силой, которая объединяет все страты общества. Конечно, это положительно сказывается на стране, так как мы все нуждаемся в стабильности и устойчивости. Простому народу уже надоели потрясения в виде революций. Хотя многие и называют это революцией, я бы сказал, это просто госпереворот со сменой власти. Революция – понятие более широкое, связанное с глубинными общественно-политическими процессами. А у нас происходили потрясения с большими издержками для общества, которые сопровождались кровопролитием. Поэтому простые люди хотят жить мирно и дружно и дистанцироваться от политических распрей. Кыргызстан – многонациональная страна, где проживает много других этнических групп. Мы должны гордиться нашим культурным и этническим разнообразием. Разумеется, мы, кыргызы, являемся титульной нацией, однако это вовсе не означает, что мы должны быть доминирующей нацией. Мы, кыргызы, должны и обязаны стать нацией объединителей всех народов, проживающих в Кыргызстане. 

– Иначе говоря, быть ответственными за развитие всех других этнических групп населения.

– Конечно! Ибо даже в Конституции КР так прописано. И президент наш тоже выбирается всенародно. Поэтому Президент Кыргызской Республики является Президентом всего народа Кыргызстана. 

– Вы говорите, что ситуация характеризуется стабильностью… Но, может, такая стабильность уже стала застоем?

– Я неоднократно избирался депутатом парламента, поэтому имею определенный политический опыт. Порой меня тоже настораживает такая тишина. Дело в том, что когда в обществе возникают какие-то противоречия, то это фактор положительный, ведь в ходе общественных дискуссий происходит рост политического сознания населения. Есть же объективный закон единства и борьбы противоположностей, заключающийся в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Говоря иначе, единство и борьба противоположных начал является внутренним источником движения и развития всего сущего. Однако такой рост может произойти только в условиях широкого политического общественного дискурса. Я опасаюсь того, как бы существующий политический штиль не выплеснулся перед парламентскими выборами. 

– Я немного иначе сформулирую свой вопрос. Социум – это живой организм, который всегда находится в динамике. Соответственно, у людей рождаются новые запросы и требования к власти. Не кажется ли вам, что глава государства на данном этапе не удовлетворяет императивы общества? А люди ждут обновления политической элиты, форсированных экономических реформ и так далее. Всего этого мы просто не видим, этого нет!

– Считаю, что по большому счету президент С. Жээнбеков отвечает требованиям народа, что выражается в достигнутой стабильности. Обеспечить устойчивость общества – это не поле перейти. Для этого нужно прилагать много усилий, что и делается. Стабильность в нашем сложном мире дорогого стоит. Наряду с этим мы не имеем права закрывать глаза на многие негативные факторы, которые препятствуют развитию. Например, кадровая политика, вызывающая постоянные нарекания. Тем более, когда экономика находится в состоянии стагнации, то страна особо нуждается в профессиональных кадрах. Ибо кадры действительно решают всё. В этой связи роль кадров для нас актуальна как никогда, и данная проблема выходит на первый план. Советскую систему подбора, подготовки, обучения, воспитания и расстановки кадров мы потеряли, а взамен ничего нового не создали. В то время кадры готовили тщательно и заблаговременно, проводили через все служебные этапы, создавали надежный кадровый резерв. Сегодня может появиться новый министр или руководитель области или района, о котором вообще ничего не известно народу. При этом в стране существуют специальная кадровая Служба, Академия управления, многочисленные аппараты президента, правительства, Жогорку Кенеша, всевозможных ведомств, агентств, комитетов, фондов и инспекций. Чем они занимаются вообще, если не кадрами? Разве это нормально, когда за 28 лет независимости у нас работает 32-й премьер-министр и 30-й министр сельского хозяйства. Вспомним наш же прошлый опыт. Тогда руководитель любого ранга работал не менее 10 лет, министры – по 20 лет, а беззаветный Турдакун Усубалиев, 100-летие которого мы недавно отметили, проработал первым секретарем ЦК почти 25 лет. Вот это – показатель. В этой связи не выдерживает критики положение нашей новой Конституции о том, что Президент Кыргызской Республики избирается только один раз, сроком на шесть лет. Это же другая крайность, это же нонсенс! Да, нам не нужны вечные президенты. Однако во многих странах мира главы государств избираются, как правило, на два срока по четыре или пять лет. А в США в 30-40-х годах прошлого столетия Франклина Рузвельта избрали своим Президентом, аж на четыре срока подряд. Владимир Путин руководит Российской Федерацией уже 19 лет. Новая Конституция Китая позволяет избрать Председателя КНР на срок более 10 лет. Здесь нам нужно остановиться на золотой серединке, и граждане Кыргызстана должны иметь право избрать президента своей страны на два срока по пять лет каждый.

– Профессионалов должен привлекать президент страны и глава правительства. Но мы видим, как происходит на наших глазах депрофессионализация…

– Мне кажется, президент добровольно взял на себя слишком много обязанностей. Поэтому он работает по 12 часов в сутки и не знает, что такое выходные дни. Это ненормально. Глава государства обязан соблюдать строгий режим работы и отдыха. Иначе человеческий организм просто не выдержит. В этом отношении следует брать пример у того же Т. Усубалиева, который одновременно умел плодотворно работать и разумно организовать свой досуг. Он никогда не пренебрегал советами своего личного врача, академика М. Миррахимова, и, как правило, каждый год полноценно отдыхал в лучших санаториях Советского Союза. И не случайно он прожил почти 96 лет, несмотря на весьма напряженную работу. В этой связи, как мне кажется, необходимо осуществить перераспределение властных полномочий между президентом и премьер-министром. Все социально-экономические и финансово-хозяйственные вопросы должны быть отданы главе правительства с тем, чтобы он их решал и отвечал за них головой. Президент республики главным образом должен заниматься стратегическими и перспективными вопросами и четко координировать работу всех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Быть главным арбитром и гарантом страны в широком смысле этого слова.

– Глава правительства оказался политическим долгожителем и работает чуть ли не два года. А это вполне достаточный срок. Как вы оцениваете деятельность главы кабмина?

– Положительно, так как Мухаммедкалый Абылгазиев человек порядочный и толковый профессионал. Вместе с тем ему не хватает самостоятельности в принятии важных решений. Вот один пример. При нем началось оголение Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации до потери сознания. От этого огромного и ответственного ведомства к настоящему времени остались рожки да ножки. Одним словом, осталось одно название. В 2019 году у этого министерства забрали большущий Департамент водного хозяйства с госбюджетом более одного миллиарда сомов в год. Затем изъяли из Минсельхоза земельные ресурсы, создав специальное госагентство. Печально то, что вместе с новым агентством «ушел» знаменитый проектный институт «Кыргызгипрозем», занимающийся объективной оценкой земель и бонитировкой почв. Таким образом, Минсельхоз остался без двух китов, на которых держится сельское хозяйство – водных и земельных ресурсов. А на днях в Налоговую службу КР передали госпредприятие «Алко» с многомиллионными доходами. Далее. Наши высокогорные пастбища, состоящие из девяти миллионов гектаров альпийских и субальпийских лугов, хотя формально и подчиняются Минсельхозу, но на практике этим несметным государственным богатством руководят и бесконтрольно зарабатывают созданные на зарубежные деньги общественные организации «Жайыт комитеты». Возникает вопрос: что же теперь осталось за Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР, когда у него забрали воду и землю, а также пищевую промышленность? За что теперь будет отвечать данное ведомство? При таком «раздевании» Минсельхоза правительство обязано было считаться с тем упрямым фактом, что наша страна является аграрной, и в сельской местности проживает 65 процентов всего населения страны. Премьер-министр при принятии решений по таким животрепещущим вопросам исходил не из общегосударственных интересов, а пошел навстречу меркантильным просьбам отдельных депутатов Жогорку Кенеша, которые, боясь, что останутся за бортом в ходе предстоящих выборов, придумывают, а вернее, высасывают из пальца новые рабочие места для себя.

– Действующий состав Жогорку Кенеша изжил себя и стал анахронизмом. Помню, как А. Атамбаев – так писала пресса – заявлял, что сам будет составлять списки кандидатов в депутаты. Вот он составил – и результат налицо. Может, Сооронбаю Шариповичу стоит более ответственно подойти к формированию списков соискателей на депутатство, так как волюнтаризм, как мы видим, крайне дорого обходится стране.

– Конечно. Думается, что действующий состав Жогорку Кенеша изжил себя окончательно и бесповоротно. Дело дошло до того, что вместо принятия новых законов, адаптированных к условиям рыночной экономики и суровой действительности нашей непростой жизни, отдельные депутаты сейчас занимаются ревизией нашей общей истории в советский период. Оказывается, готовится закон о реабилитации басмачества. Как это называется? Неужели горе-депутаты забыли о том, чем занимались басмачи в 20-30-х годах прошлого столетия на территории Средней Азии, в том числе нынешнего Кыргызстана? Они занимались тем, что женщин разрубали шашками, у них отрезали груди, а у беременных распаривали живот, плод выбрасывали и разрубали. Красноармейцев сжигали на кострах и подвергали пыткам, детей разрывали на части, устраивая с ними игру «в скачку», когда один «боец» брал ребенка за одну ногу, другой – за другую, и начинали на лошадях скакать в стороны, от чего ребенок разрывался… Басмачество являлось военно-политическим, террористическим религиозным движением и называло себя моджахедами, т.е. участниками священной войны. Если бы Советская власть в лице нашего великого земляка – полководца М. В. Фрунзе – не ликвидировала в свое время басмачество, то мы, кыргызстанцы, жили бы в условиях современного Афганистана.

Наше общество и властные структуры обязаны остановить сумасшествие отдельных депутатов Жогорку Кенеша, пытающихся оправдать басмачество чуть ли не как национально-освободительное движение. Это равносильно оправданию бандеровцев на Украине. Нас, кыргызов, освободила от отсталости, угнетения и уничтожения Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Мы, кыргызы, не имеем права забывать об этом. Это священно и неприкасаемо. А что мы сделали в действительности? С подачи того же Жогорку Кенеша злополучный Атамбаев своим Указом от 26 октября 2017 года отменил 7 и 8 ноября в качестве праздничных дней Великой Октябрьской социалистической революции и объявил их пространно какими-то днями истории и памяти предков. И до сих пор никто не понимает, что это такое и с чем его едят. Мы забываем о том, что неуважение истории никогда и никем не прощается.

– Какие ваши предложения на будущее?

– Проведение весной 2020 года досрочных парламентских выборов. Такой смелый шаг позволил бы активизировать политическую жизнь страны и продвинуться на следующий этап ускоренного развития республики путем значительного обновления политической элиты. Но для этого выборы должны проходить в строгом соответствии с существующим законодательством, прозрачно и честно, без подкупа голосов избирателей. Народ Кыргызстана обязан чувствовать свою ответственность за судьбу страны, за ее будущее, отдавая свой голос за того или иного кандидата. Каждый избиратель должен осознать, что именно от его голоса зависит всё и вся! Только тогда мы будем иметь парламент, подобный Легендарному, образца 1990 года. Ведь среди нас очень много талантливых людей, которые готовы отдать даже свою жизнь за расцвет родного края. Они еще есть, и о них вы хорошо знаете. Если так, то давайте их выбирать своими народными депутатами. 

Что касается проходного порога, то, по моему мнению, барьер в девять процентов является оптимальным и закономерным. Он способствует укреплению и укрупнению политических партий, что повысит их имидж и обеспечит стране устойчивое правительство, в котором мы очень нуждаемся.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ 

14 ноября 2019 г. 

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 7 комментариев
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg