ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 17:30

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:21
Раздел: Интервью

Токтогул КАКЧЕКЕЕВ: «Сегодня трения по классовым противоречиям набирают силу»

Интервью с политологом, экспертом по безопасности Токтогулом КАКЧЕКЕЕВЫМ.

– На тему классовой борьбы, ее актуальности идут различного рода рассуждения. Некоторые политологи считают, что классовая борьба в условиях современного мира утратила свою актуальность. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Что вы думаете по этому поводу? Существует ли классовая борьба в Кыргызстане? 

– Во-первых, если депутаты и иные прочие люди, современные выпускники не знают теории классовой борьбы Карла Маркса, это не говорит о том, что классовой борьбы нет. Сейчас все конфликты и противоречия между трудом и капиталом рассматриваются с точки зрения социологии. Если открыть интернет, то там можно увидеть множество сайтов, которые как раз называют последователей классовой борьбы. Например, КПРФ, большевистская партия, левое движение, левый фронт и т.д. В Кыргызстане классовая борьба проявляется давно. Сегодня к классовой борьбе имеют отношение мелкие госслужащие, школьные учителя, медработники, потому что они тоже находятся в этом строю и предъявляют такие же требования, как и рабочие. Они выражают недовольство по поводу падения уровня жизни, зарплаты и роста цен, требуют открытия новых рабочих мест, улучшения жизни, что уже говорит о наличии классовой борьбы. Заработная плата, социальное обеспечение в КР – в числе самых низких среди стран СНГ. Сколько у нас было демонстраций по этому поводу! Общество открыто заявляет о своих правах, о тех конституционных гарантиях, которые вообще не выполняются. Сегодня мы не можем молчать о том, что все те граждане, которые жили в советский период, я считаю, практически уже требуют возврата к социалистической системе управления. Вот это и есть признаки наличия классовой борьбы. В этой связи говорить, что классовой борьбы нет, – это глупо. Кроме этого, сегодня трения по классовым противоречиям набирают силу. Например, молодежь, в большинстве случаев сейчас вторгается в область научного марксизма, революционного движения, в том числе экстремистского революционного движения латиноамериканских стран. 

– Тогда в чем причины того, что классовая борьба имеет размытые формы в нашей стране?  

– Должен сказать, что классовая борьба «заглохла» и не учитывается по причине того, что кыргызские профсоюзы, которые никого не защищают, превратились в буржуазный клуб. Когда депутаты решили создать новый закон и прихватить собственность профсоюзов, они не вмешались против конституционных прав и требований о невмешательстве в общественные организации. Однако ни государство, ни депутаты не имеют права вмешиваться в сферу общественных организаций, политических партий, профсоюзного движения, религиозного движения и т. п. В результате получилось, что ни один человек не пошел на защиту кыргызского профсоюза, потому что они стали враждебными классовым союзникам, таким, как рабочий класс. Сегодня не дают огласки того, что есть классовые противоречия. В данном случае это можно рассматривать, скорее всего, из глобальной политики об отказе наследия Советского Союза, который строился на классовой теории и на марксистском учении. В результате в Кыргызстане за 29 лет у граждан были зачищены мозги и поднят флаг религиозности. Представьте, сейчас существует 35 тысяч культовых учреждений исламского толка. Это говорит о том, что социальные противоречия пытаются заглушить религиозными догмами. Кроме того, идет упадок естественных и политических наук.  

– Какая обстановка складывается в мире по защите трудящимися своих прав? 

– Сегодня в Западной Европе, да и в Восточной Европе наблюдается очень большое оживление классовой борьбы. Все выступают против ущемления прав, потери социальных льгот. Это очень ярко видно во Франции, особенно на примере движения «желтых жилетов». Они практически завоевали место революционного профсоюза в оппозиции. Это говорит о том, что Франция всегда была впереди революционного движения, в этой стране сильны традиции социалистического движения. Такие же явления наблюдаются в Германии, Италии и США. Другими словами, эти страны становятся на революционный путь классовой борьбы. Люди этих стран сегодня требуют прежде всего мира, ставят социальные задачи по трудовому равноправию, по оценке труда, повышению заработной платы, социального статуса, по обеспечению бесплатного обучения в университетах. Такие движения дали большой всплеск и показали пример КПРФ. Сегодня борьба между трудом и капиталом становится реальностью и идет своим чередом. Основной вопрос состоит в том, где произойдет социалистическая революция, или революция любого толка, которая начнется на базе противостояния трудящихся, рабочего класса, крестьянства. 

– Является ли коммунистическая партия активным участником классовой борьбы в настоящее время? 

– Коммунистическая партия Кыргызстана не показывает бойцовских качеств и не ведет борьбу, кроме лозунгов. Я не помню, чтобы партия организовала борьбу, выступила против увольнений, ущемления прав. Её члены только отмечают праздники, приходят и говорят что-то, но за ними никого нет. Следовательно, рабочий класс и бывшие коммунисты Кыргызстана отказались от этой партии, потому что она практически никого не защищает, не делает никаких революционных движений и не призывает народ на борьбу. Поэтому эта партия практически отошла от коммунистических принципов, партийных норм жизни. Профсоюзы находятся в таком же положении. Они являются частью буржуазного государства. Они защищают права современной буржуазии, выполняют ее заказы. Они отдалились от народа, и классовая борьба для них безразлична, они ее просто в упор не видят. Они борются сегодня за то, как приватизировать и остаться на плаву. И тем не менее у профсоюзов есть ЦК работников промышленности, ЦК работников госслужащих и т.д. А что они делают? Да ничего не делают! Собирают деньги, делят их и никакой помощи не оказывают. Но народ, хотя и в не организованной форме, проявляет свое недовольство и свои требования. Например, в последнем выступлении за освобождение Садыра Жапарова содержались классовые требования, классовые противоречия. И это только начало, потому что народ сегодня живет в худших условиях по социальной защите. 

– Какие другие партии имеют под собой действенную основу социальной борьбы? 

– Политическая партия СДПК – это единственная партия, которая имеет стройную программу социального толка, имеет устав и четкие позиции. Сегодня, по моему мнению, в партии только 10 человек из руководства являются достойными. Они борются, как преданные социальному учению и движению, за свои права существования. Вообще, в стране существуют три партии социалистического толка. Остальные партии просто идут перетоком. Это клубы миллионеров, регионалистов, религиозных представителей, которые стремятся не упускать власть из своих рук, что было заложено еще Аскаром Акаевым, делят деньги и разрабатывают план о том, что делать дальше. Следовательно, вопрос о политических партиях и их программах развития социального учения или же развития буржуазного учения будет еще подниматься в будущем. 

– Считаете ли вы, что необходимо возобновлять школы классовой теории? 

– Сегодня у нас практически нет как такового учения, призывающего народ к борьбе, потому что власть в этом не заинтересована. Однако такая школа была в СДПК. В школе готовили и обучали молодых социалистов, меня туда тоже приглашали. Но в связи с тем, что эту партию задавили, я не знаю, работает ли эта школа сейчас. Но я бы с удовольствием преподал курс по классовой теории. Я думаю, что классовую теорию должны возобновлять современные марксисты, сегодня должна быть марксистская литература, пресса, каналы. В школах должны также преподавать такой предмет, потому что марксизм сохранил Россию от ее раздела с Антантой. 

– В России возобновили демонстрацию трудящихся 1 Мая. Необходимо ли поддержать такую традицию и в нашей стране, где трудящиеся могли бы провозглашать свои права и достижения, которыми живет страна.  

– Этот праздник придумали в западных странах, он был праздником солидарности трудящихся. Этот пример русские революционеры использовали в своих целях для просвещения народа соответственно по классовой теории и борьбе. Они создавали первые маевки, выходили на природу. Отдыхали и в то же время вели революционную работу, учили людей классовой борьбе. Поэтому россияне, посчитав себя наследниками марксизма-ленинизма, международного рабочего класса, вернули этот праздник на свое место. Но мы, кыргызстанцы, государственным праздником считаем 7 Ноября и просто должны как никто другой возвратиться к марксизму. 

Беседовала 
Жылдыз САКИШЕВА

30 апреля 2020 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:15 // Общество
Великая географическая открытость: Про «утонувших» в Майне…
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg