ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 13:50

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 23:06
Раздел: Общество

Политика КР в отношении непризнанных территорий

Особенностью международных отношений последнего десятилетия 20 – начала 21 века является существование большого количества непризнанных государств: приблизительно 120 непризнанных территорий в землях 60 стран. 

Проблема непризнанных государств – это прежде всего вызов как для КР, так и для всего мирового сообщества. Для обеспечения национальных интересов стран, имеющих дело с непризнанным государством, необходимо выработать единый подход по признанию новых государств и создать механизм для решения ряда вопросов, возникающих при самоопределении территории от материнского государства.

Эти непризнанные территории играют все большую роль в мировой политике и дают о себе знать. Они находятся в ожидании международного признания для полноценного существования. Как надо с ними сотрудничать; так ли просто взять на себя ответственность признанному международным сообществом государству и наладить с таким образованием дипломатические связи? Как в этой связи должна поступать КР, какое решение она должна принять, если такие государства обратятся с просьбой установить дипломатические отношения с нашей республикой? Какие последствия повлечет за собой то или иное действие с нашей стороны, в чем нам надо проявить предусмотрительность? Недочетов в работе с непризнанными государствами много, следовательно, эта выпускная квалификационная работа будет посвящена систематизации информации, которая имеется в открытом доступе, и поиску ответов на множество курьезных вопросов по этой теме.

И Лига Наций, и ООН четко заявили, что, как только границы государств установлены, международное право гарантирует их территориальную целостность. Но число государств значительно возросло с начала 21 века. Военные завоевания сегодня могут быть табуированы, но ирредентизм, по-видимому, приемлем в некоторых уголках Земного шара. Более того, крупные мировые игроки, такие как США и Россия, продолжают поддерживать различные движения за самоопределение.

Не все претензии на самоопределение одинаково признаются государствами-членами ООН. Из 25 сохранившихся де-факто государств в наше время только четыре пользуются признанием значительного числа государств-членов ООН (Тайвань, Западная Сахара, Палестина и Косово).

Кипр всегда был «яблоком раздора» между Британией, Грецией и Турцией. В 1959 году они предложили создать единое государство, состоящее из двух главных общин острова – греческой и турецкой. Но эта идея не стала успешной, так как одна сторона не слушала другую: президент был греком, а премьер-министр с турецкой стороны обладал правом вето на решения президента. В конечном итоге у греков не выдержали нервы, что привело к попытке с их стороны отменить право вето в 1963 году. Естественно, это не понравилось турецкой стороне. И уже молодежные группировки с обеих сторон перешли к террору. Сразу же миротворческие части под эгидой ООН были высажены на территории Кипра. 

В 2008 году во время землетрясения в Кыргызстане Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) предоставила палатки, одеяла, тонны продуктов питания, строительные материалы, генераторы энергии, дровяные печи и теплую одежду. Северный Кипр нам помогает, когда нам нужно.

В 2016 году в Кыргызстане был проведен общий форум кипрско-кыргызско-турецкого делового сотрудничества. 

По словам представителя ТРСК в Бишкеке Атынч Кескина, ТРСК готова к углублению связей с Кыргызстаном и ожидает ответных шагов от Бишкека. Хотя у ТРСК в Бишкеке нет дипломатического представительства, но есть представительство для пропаганды образовательного, туристического и культурного потенциала Северного Кипра, которое было открыто еще 11 лет назад. 

Одним из заметных событий была поездка на Северный Кипр спикера ЖК Д. Джумабекова. По его словам, он ездил туда в личных финансовых целях. Визит официальных лиц на остров вызвал недовольство в мировом сообществе. Депутаты ЖК и спикер оказались на не признанной Кыргызстаном территории. С точки зрения международного права посещение непризнанных государств официальными лицами является некорректным. 

Проректор Дипломатической академии, доктор юридических наук Кайрат Осмоналиев в интервью Vesti.kg напомнил, что в 2016 году вице-спикер ЖК Нурбек Алимбеков посетил непризнанный Тайвань в обход Китайской Народной Республики. «Тогда это стоило ему должности вице-спикера», – отметил юрист.

Марс Сариев отмечает, что поступок депутатов можно считать некорректным, однако нарушением как таковым он не является. 

Парламентарии КР ездили в Южную Осетию и Тайвань. В мае 2017 года депутаты из КР Ирина Карамушкина и Марат Аманкулов побывали в Республике Крым в составе РФ. Но депутаты обосновывают свои поездки на непризнанные территории лишь как личные.

У КР личных интересов в ТРСК нет из-за географического расположения государств. Однако существуют культурные и образовательные связи, которые могут осуществляться и без признания Кыргызстаном независимости ТРСК посредством межпарламентских отношений и народной дипломатии. 

По остальным же непризнанным территориям мы ориентируемся на заключения и справки МИДа и соблюдаем ровный строй в рамках ЕАЭС, ШОС. В 90% случаев Кыргызстан принимает политические и иные внешнеполитические решения, ориентируясь на влиятельные страны. Иногда удается выразить некое собственное мнение, которое не совпадает с позицией больших стран, на внешнюю политику которых ориентируется КР. Так, по вопросу Тайваня КР полностью ориентируется на КНР и РФ, поддерживая «политику одного Китая». Нам удалось сказать свое оригинальное мнение по вопросу Северного Кипра. «Здесь мы активны, – подметил Б. К. Бакетаев. – По Южной Осетии тоже удалось участвовать лично мне. Мы не на государственном уровне, но наш флаг там был. По Крыму тоже нам удалось на парламентском уровне...». «Я проработал порядка 12 лет заведующим международным отделом в парламенте, и наша внешняя политика разделяется на две части: парламентская внешняя политика (межпарламентская) и внешняя политика государства», – отметил Бакетаев. 

Парламентская внешняя политика иногда не совпадает с государственной. Это сделано специально, чтобы в международных отношениях был некий мостик: если, например, государственные отношения зашли в тупик, то можно будет общаться с той страной через парламент. В основополагающих документах других парламентов есть положение, по которому они могут проводить иную политику, чем государственная. Она не противоречит политике страны, но межпарламентские отношения стоят обособленно. 

Кыргызстан является членом Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА). Из всех членов ТюркПА КР была наиболее активной, наша парламентская делегация съездила на Северный Кипр, где прошли официальные встречи. МИД КР получил очень много замечаний. Естественно, и посольства, и все были возмущены, особенно ЕС. В Бишкек приезжал посол ЕС по Центральной Азии, он посетил депутатов и МИД и сказал Б. К. Бакетаеву, что считает его самым худшим дипломатом Центральной Азии, так как все организационные моменты лежат на отделе, тогда как политическая часть выпадает на долю депутатов. «Какое ваше дело по Северному Кипру? Мы, ЕС, голову ломаем, США, Великобритания, Россия. Ну а ваше какое дело?» – спросил Б. Бакетаева прибывший посол. В ответ тот обосновал такой шаг КР тем, что у нас межпарламентские отношения, которые не относятся к официальной внешней политике государства. Парламентарии Кыргызской Республики по 10-15 человек ездили в ТРСК для поддержки, когда другие страны этого не делали, включая Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Поэтому роль КР в решении вопроса Северного Кипра известна мировым державам. 

Такие шаги необходимы в глобальной политике, чтобы мировые лидеры понимали, что некоторые значительные решения могут приниматься и малыми странами тоже. Несмотря на то, что мы малая страна, мы прекрасно понимаем, как надо решать некоторые вопросы. В целях самоутверждения такой шаг был полезен, так как мировые державы по-другому относятся к стране, которая высказала иное мнение, чем большинство. Это положительно сказалось также и на привлечении инвестиций, потому что державы, которые принимают решения, понимают, что этой стране надо помогать. «Эта информация никогда не звучала в прессе так капитально, как описано выше», – говорит Бакетаев. 

Россия в некоторых случаях ждет от нас, чтобы мы признали Южную Осетию и Абхазию, но она понимает, что мы не потянем. Нас инвестируют ЕС, Россия, Китай и так далее, поэтому Россия не хочет, чтобы мы влезали в эту драку. Россия сама справится с этим вопросом. Даже если нас позовут на помощь, мы не сможем оказать содействие, но получим большие неприятности. Что касается Косово, то эту страну признала почти вся Европа. Но так как мы с Россией, мы не можем признать эту республику. По Крыму КР тоже не высказывает каких-то определенных мнений.

В признании Косова Западом кроется некий интерес со стороны последнего. Потому что те страны Запада, которые говорят о нерушимости территориальной целостности относительно ситуации в Южной Осетии и жестко критикуют Россию, почему-то молчат о том, что Косово тоже было частью единого образования. 

Ситуация, схожая с абхазской и южноосетинской, может повториться в будущем и с другими народами.  

По мнению экс-депутата Арсланбека Малиева, когда мы рассматриваем подобные вопросы, мы должны помнить, что в этих странах проживают такие же люди, которые хотят нормальной жизни. Из-за политических разногласий они  находятся в изоляции, как второсортные люди. Каждая нация ищет пути своего самоопределения, и это неотъемлемое право каждого. Северный Кипр не является непризнанным государством, ведь его признала Турция – член ООН и НАТО. Мы же признаем Турцию, хотя по вопросу ТРСК государство хранит молчание.

Кыргызстан пробовал наладить контакты с ТРСК, но после резолюции ООН наш МИД прервал контакты. Хотя перспективы развития двухсторонних отношений между ТРСК и КР были многообещающими: обучение кыргызских студентов в Северном Кипре, совместная авиакомпания и предоставление девяти «Боингов», чтобы те летали под флагом Кыргызстана, и так далее.

Сейчас отношения КР и Северного Кипра стоят на паузе, хотя от признания ТРСК, по мнению 
А. Малиева, никто не стал бы вводить санкции против нас или объявлять войну. Кроме того, мы бы заработали баллы в глазах Турции, которая опекает ТРСК.

КР должна учитывать свои национальные интересы в первую очередь, перед тем как признать то или иное непризнанное государство. Каждый случай по-своему уникален, поэтому КР стоит рассматривать все по-отдельности, а также каждая отдельная проблема требует системного подхода. В случае с Китайской Республикой Кыргызстан экономически и политически не способен признать Тайвань, так как придется выбирать между КНР и Тайванем. Как известно широкой общественности, КР входит в топ-5 должников КНР, поэтому и речи быть не может об игнорировании «Политики одного Китая». Было бы неразумно признать Тайвань, когда КР сотрудничает с Китаем в рамках ШОС и ЕАЭС, и которого побаиваются великие державы.

На данный момент КР либо не признает ТРСК, либо просто не дает определенного ответа, как в случае с Южной Осетией. В то же время Казахстан четко не признает Южную Осетию, так как у него экономическое сотрудничество с Грузией.

В конечном счёте, признавать или не признавать непризнанные государства зависит от КР. Но в таком случае надо изучить вопрос со всех сторон. Тогда мы поймем, что держать такую нейтральную позицию, как сейчас, безопаснее всего. До тех пор, пока не появится выдающийся дипломат, который, несмотря на размеры и возможности страны, сможет маневрировать Кыргызстаном и сотворить из него Сингапур, как когда-то Ли Куан Ю. Пока что мы поддерживаем какую-то из ведущих стран, но и сами можем влиять на ход игры, стоит лишь выбрать момент и высказать свое мнение, не боясь последствий. Все решает баланс.

М. Н. Суюнбаев
М. А. Белекбаева
Б. К. Бакетаев

11 июня 2020 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg