ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 20:17

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
10 января, 09:38
Абдилатиф Жумабаев: Экстремизм в Кыргызстане достиг красной линии
10 января, 09:35
Кыргызстан установил квоту для трудовых мигрантов на 2014 год
10 января, 09:32
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29
В Кыргызстане снизились цены на бензин

А.Ташбулатов: «Кыргызстан с легкостью ограничивает права передвижения по стране своих, родных граждан»

CA-NEWS (KG) — Свобода передвижения: Бей своих, чтобы чужие боялись?

Voice of Freedom
Акылбек Ташбулатов, город Ош

Ещё многие современники помнят песню «Широка страна моя родная». В песне есть такие слова: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», и далее поется о том, что человек по этой стране «проходит как хозяин». Однако в то время, во времена СССР, не мог человек свободно передвигаться по стране. Автор этой песни возможно, немного лукавил. Граждане СССР были ограничены требованием обязательной РЕГИСТРАЦИИ по месту временного пребывания и уж точно были ограничены в свободе передвижения. Но не лукавил законодатель – в Конституции СССР и Киргизской ССР не было закреплено право на свободу передвижения, и вследствие ничто не мешало милиционерам проверять паспорт и прописку у любого прохожего. А как теперь?

Сегодня, в отличие от Конституции СССР в основном законе Кыргызской Республики закреплено право на свободу передвижения. Тем не менее, практика требования от граждан страны регистрации по месту временного пребывания, перенятая ещё со времён СССР, всё ещё применяется.

«Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Кыргызской Республики», — гласит статья 14 Конституции Кыргызской Республики. Однако государство в принимаемых законах и издаваемых приказах министерств и ведомств тут же стремится ограничить это право. Основным Законом, ограничивающим право на свободу передвижения, является Закон «О внутренней миграции» от 30 июля 2002 года, о коем и пойдёт речь.

Согласно пункту 3 ст. 13 указанного Закона, граждане, временно выбывшие из постоянного места жительства в другую местность на срок свыше 45 календарных дней без снятия с регистрационного учета по месту жительства, подлежат регистрации по месту пребывания.

Причём этот же Закон не отрицает, более того предусматривает (ст. 6), что каждый гражданин Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Кыргызской Республики по правам человека имеет право на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания на всей территории Кыргызстана.

Интересно, что одним из принципов регулирования внутренней миграции в Кыргызской Республике на основании данного Закона является обеспечение закрепленных в Конституции Кыргызской Республики прав человека и в частности прав на свободный выбор места жительства и места пребывания, свободу передвижения, на личную свободу и безопасность.

То есть, прослеживается своего рода непоследовательность – с одной стороны государство признаёт право на свободу передвижения, закрепляя данное право в Конституции, с другой стороны ограничивая его посредством принятия иных нормативных актов.

В редакции Конституции Кыргызской Республики от 18.02.2003 право на свободу передвижения закреплялось в пункте 8 статьи 16. Вероятно, законодатель в то время, учитывая наличие действующего Закона, ограничивающего данное право, либо не исключая необходимость его ограничения в будущем, в этом же пункте указал, что «Ограничение этих прав допускается только на основании закона».

Однако в действующей же от 23.10.2007 года редакции Конституции Кыргызской Республики отсутствует ссылка на возможность ограничения данного права. Это ставит под сомнение соответствие Закона «О внутренней миграции» нормам действующей Конституции Кыргызской Республики.

В то же время, право на свободу передвижения является одним из основных, естественных прав человека. Ограничивать его бессмысленно ввиду естественного побуждения каждого человека к передвижению и практической невозможности контролирования каждого шага человека. 

Ограничение права на свободу передвижения может иметь обоснование лишь в некоторых исключительных случаях. Ограничение может быть обосновано в отношении пограничной зоны, закрытых военных городов и объектов, закрытых административно-территориальных образований, зон экологического бедствия и угроз природных (техногенных) катастроф, отдельных территорий и населенных пунктов с наличием опасности распространения массовых инфекционных заболеваний и отравления людей, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение. В остальном ограничение права на свободу передвижения граждан выходит за рамки, как необходимости, так и возможности его контролирования.

Согласно мониторингу условий содержания в приёмнике-распределителе в городе Бишкек, проведённого ЦПЗЧ «Кылым шамы» в 2008 году, большинство граждан находятся под арестом из-за отсутствия паспортов либо штампа регистрации с места жительства. При этом, указывается в отчёте, сотрудники правоохранительных органов основанием для задержания считают статью 384 Кодекса об административной ответственности. Данная статья устанавливает ответственность для граждан за проживание без регистрации – наложение административного штрафа до 0,5 расчётного показателя. То же действие, предусмотренное частью первой этой статьи, совершённое повторно в течение года после применения мер административного взыскания, — влечёт наложение административного от 0,5 до одного расчётного показателя. Следует отметить, что до внесения изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности, данная статья предусматривала так же ответственность за проживание без паспорта. 5 марта 2005 года в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности внесены следующие изменения:

1. В названии и части первой статьи 384 слова: «без паспорта или» исключить.

2. В статье 386:
в названии статьи слова: «без паспорта или» исключить;
в части первой слова: «без паспорта или» и «без паспортов» исключить.

Несмотря на это, указывается в отчёте мониторинга, есть факты, когда сотрудники правоохранительных органов ссылаются на старую редакцию статьи 384 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

Прямо данная статья не должна затрагивать права на свободу передвижения, так как в принципе предусматривает ответственность за проживание, а не за передвижение без регистрации. Однако граждан задерживают в большинстве случаев на улице, нежели в месте проживания, часто без законных на это оснований. 

Чаще всего стражи порядка ссылаются на приказы своего руководства о проведении рейда. Причём подобные приказы не обнародуются и граждане не осведомлены о необходимости иметь при себе паспорт в то или иное время. Своего рода засекреченность подобных приказов объясняется тем, что этот документ сугубо для внутреннего пользования. Однако данный подзаконный акт, коим он является, не может рассматриваться как документ для внутреннего пользования, так как напрямую затрагивает интересы, права и обязанности граждан. Не опубликование подобных приказов противоречит статье 41 Конституции Кыргызской Республики, закрепляющей, что «Опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся свобод, прав и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения».

Так же Статья 45 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», закрепляет следующее:

«Нормативные правовые акты министерств, Социального фонда Кыргызской Республики, государственных комитетов, государственных комиссий, административных ведомств, Национального банка Кыргызской Республики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в органах юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования, если это затрагивает интересы, права и обязанности граждан и юридических лиц».

Не касаясь вопроса целесообразности ограничения рассматриваемого права во время существования СССР, следует учитывать наличие эффективных мер контроля над передвижением граждан в то время. Этому способствовала как тоталитарная система, так и содействие общественности, порою даже излишнее, в контроле и вмешательстве не только в права и свободы граждан, но и в их личную жизнь. В то же время и граждане чаще всего могли подтвердить точную дату своего прибытия в тот или иной город, предоставив авиа, железнодорожный или автобусный билет. Учитывая, что сегодня в Кыргызстане только имея авиабилет можно подтвердить дату прибытия, а большинство населения передвигается на авто и частных такси, доказать или определить дату отсчёта практически невозможно. 

Но больше всего представляется странным и обидным, что на основании Закона Кыргызской Республики «О внешней миграции» граждане иностранного государства, в отношении которых действует безвизовый режим, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Кыргызской Республики и освобождаются от регистрации документов, удостоверяющих личность, если срок их пребывания в Кыргызской Республике не превышает 60 дней. А граждане Российской Федерации и Республики Казахстан могут пребывать в Кыргызской Республики 90 дней без регистрации по месту пребывания. Ведь как указывалось выше, на основании Закона Кыргызской Республики «О внутренней миграции» граждане Кыргызской Республики обязаны регистрироваться по месту пребывания, если они прибыли на срок свыше 45 календарных дней.

Таким образом, государство легко упрощает режим пребывания в Кыргызской Республике для граждан иностранных государств, мотивируя это либерализацией отношений, поддержкой и развитием туризма, добрососедскими отношениями, привлечением иностранных инвестиций, и принимает соответствующие Постановления, подписывает Межправительственные Соглашения. Однако в «интересах государственной безопасности», «охраны общественного порядка», «регулирования процессов внутренней миграции» либо других целей государство с лёгкостью ограничивает права передвижения по стране своих, родных граждан.

Так как надо это понимать – как несовершенство и несоответствие законодательства, или всё таки «бей своих, чтобы чужие боялись»?!!

Акылбек Ташбулатов, директор Центра Содействия Международной Защите

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:32 // Кыргызстан
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29 // Кыргызстан
В Кыргызстане снизились цены на бензин
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg