ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 00:50

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
10 января, 09:38
Абдилатиф Жумабаев: Экстремизм в Кыргызстане достиг красной линии
10 января, 09:35
Кыргызстан установил квоту для трудовых мигрантов на 2014 год
10 января, 09:32
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29
В Кыргызстане снизились цены на бензин
24 сентября, 10:09
Главная / Новости / Кыргызстан

М.Кидяева: В стране персиков и верблюдов. Путешествуя по Киргизии (заметки)

Абакан — Чолпон-Ата — Абакан, Мария КИДЯЕВА

В стране персиков и верблюдов

Киргизия — страна необыкновенная. Это понимаешь, когда видишь, как по выжженной солнцем степи идет удивительно красивая девушка, ведя за собой старого, облепленного колючками верблюда. Это осознаешь, когда наблюдаешь, как хозяйки роскошных персиковых садов, тянущихся на сотни метров, стоят вдоль проезжих дорог, продавая выращенные ими фрукты, просто потому, что иного способа заработать у большинства из них нет. Это шокирует, когда мимо измотанных женщин на сумасшедшей скорости проносится уади или лексус местного чиновника, оставляя за собой серые клубы удушливой пыли. И это лишь видимая часть той удивительной жизни, обычаев и традиций киргизского народа, с которыми познакомилась корреспондент газеты, отправившись в путешествие в страну персиков и верблюдов.

Тиски нищеты

И все же, нищета — первое, что бросается в глаза, когда они, наконец, привыкают к яркости и пестроте восточных красок и местного колорита. Очень многие киргизы до сих пор живут в домах, или даже домиках, сложенных из кирпичей, которые сами формируют из сырой желтой глины и сушат на солнце. Обжиг — слишком дорогостоящее удовольствие. Да и зачем он, когда климат теплый, а для придания жилищу надлежащего вида достаточно просто обмазать его сверху еще одним слоем глины и тщательно побелить? Дешево, сердито, зато тепло и есть где жить.

Такая стройка — самый подходящий вариант и для пожилых и очень бедных пенсионеров, которым складывают новую избушку не менее бедные, но заботливые дети, и для молодой семьи, у которой еще нет достаточно средств, чтобы поставить дом из чего-то другого. Если же они появляются, старую избушку и бросить не жалко, и мусор никуда вывозить не надо. Снял крышу, и через пару лет она сама собой превратится в большую кучу желтой глины, которая в любой момент останется под рукой, на случай, если хозяин решит возвести еще какие-то постройки. А потому в поселках можно нередко наблюдать живописную картину: рядом с новеньким, побеленным и подкрашенным домиком, с двух сторон теснятся и разваливаются два глиняных, разрушаемых дождем и всеми ветрами.

Впрочем, как уже было замечено, все это можно увидеть в очень многих киргизских селах, однако, не везде. География нищеты в глинобитных избушках, или достатка в хороших коттеджах или панельных домах напрямую связана с географией района, в которых они находятся. Так, например, Иссык-Кульская область, где наиболее распространен туризм (здесь можно встретить и французов, и американцев, и испанцев), много санаториев и отелей разного уровня, одна из самых демократичных и процветающих областей страны. Не смотря на то, что работы здесь нет, так же, как и в других регионах Киргизии, а зарплаты такие мизерные, что людям выгоднее быть продавцом на одном из вещевых рынках в России, чем врачом в своей стране, местные жители, по киргизским меркам, не бедствуют. Их огромные, размером с наше сибирское яблоко ароматные персики и не менее вкусные абрикосы пользуются неплохим спросом у приезжих, а потому в доме каждого счастливого обладателя большого сада всегда есть копейка. Благо, климат позволяет снимать несколько урожаев в год. Для себя они держат скот (куры, гуси, овцы, коровы), а по улицам нередко разгуливает местный вид мелкого экологически чистого и полезного в хозяйстве транспорта, питающийся исключительно травкой — ослы. Разводят и верблюдов, которые, как правило, вольготно пасутся где-нибудь в степи, выщипывая ее хилую растительность.

Традиции и современность

Люди здесь приветливы и улыбчивы, а одежда, особенно у молодежи, самая современная. В отличие от Ошской, южной, более плодородной и бедной области, где до сих пор очень сильны мусульманские традиции и законы шариата, в селе Исскы-Кульской области вы не встретите молодой девушки в длинной юбке, закрывающей руки и шею кофте и платком на голове. Пушистые хвостики, локоны, блузки и брючки необыкновенно удачно подчеркивают их нежную восточную красоту, разительно отличающуюся, не смотря на родство народностей от тувинской, казахской и даже хакасской. Киргизы и выше, и стройнее. Проходя по улице местного села, вы можете поймать себя на мысли, что вам весьма симпатичен промелькнувший мимо парень или понравилась девушка.

Однако, даже если с этой девушкой у вас вспыхнет любовь, не факт, что дело закончится свадьбой. Слишком уж сильны негласные законы, обусловленные как культурными, так и религиозными традициями страны. Отдать свою дочь за европейца, согласится только киргиз, придерживающихся европейских же взглядов на семью и брак, что здесь не редкость, однако, и не повсеместно распространенное явление. Кроме того, в таком случае, вам наверняка придется соответствовать представлениям семьи девушки о степени материальной обеспеченности будущего мужа. А она, как не трудно догадаться, должна быть весьма неплохой.

Похищение невесты

Во всех других случаях, семья часто оставляет право выбора спутника или спутницы жизни своего ребенка за собой, особенно, если это глубоко религиозная семья. Ослушаться родителей в этом случае — опозорить себя и их. Кроме того, у отца и матери всегда есть и другой, более эффективный рычаг воздействия на чадо — материальный. Сыну, или дочери, несогласной с их решением могут указать на дверь и посоветовать отныне жить самостоятельно. А это, например, все в той же Ошской области задача невыполнимая: работы почти нигде нет, а значит, отсутствует возможность снимать жилье и питаться. Останется только одно — умереть голодной смертью на улице или смириться.

Кроме того, нередки и случаи похищения невест, которое практиковалось в Киргизии за долго до прихода туда Советской власти и даже во время постройки местного коммунистического будущего. К такому способу обустройства личной жизни, как правило, прибегают те, кто беден и хотел бы поправить материальное положение семьи, женившись на богатой, или, если девушка мужчине нравится, а он ей — нет. Не закончится свадьбой подобный инцендент просто не может: даже если в течение ночи, которую девушку держат в доме жениха, никто ее ни к чему не принуждает, вернуться к родителям — означает быть униженной и опозоренной на всю жизнь. А вероятность устроить свое семейное счастье после этого практически равна нулю. Даже если возлюбленный и захочет это сделать, его семья будет категорически против «жены не первой свежести». Хотя, то, что подобное происходит по всей стране, говорить не приходится. Как уже было неоднократно замечено, все зависит от конкретного района страны.

Город мертвых

Посетив хотя бы несколько из них и изнутри увидев собственными глазами жизнь и обычаи киргизов, вы поймете, что находитесь в стране поразительных контрастов. Причем пронизывают они не только жизнь, но и смерть в этом государстве. И здесь нельзя не сказать о киргизских кладбищах — еще одном необыкновенном и своеобразном элементе культуры этой страны.

В отличие от традиционных мест упокоения христиан, мусульманские захоронения напоминают маленькие города. У каждого усопшего здесь есть свой «дом», деньги на который собирают по всем его многочисленным родственникам. В зависимости от их количества, а так же от достатка членов семьи, над могилой умершего или умершей может быть воздвигнут маленький Тадж Махал из белого мрамора или непередаваемого оттенка желтого песчаника с куполом, украшенным мусульманским полумесяцем и причудливой вязью на стенах. А может и что-то вроде крохотной арки из необожженной глины, нещадно размываемой дождями и выветриваемой всеми ветрами. Но даже если со временем она обрушиться, восстанавливать ее никто не будет. Не принято. Вмешиваться в дела мертвых, а тем более хозяйствовать на их территории — большой грех. По этой же причине, многие жители Киргизии никогда ни под каким предлогом не будут убираться на кладбище: выдергивать сорную траву или садить цветы. Покрытое мелкой степной растительностью, оно, пожалуй, как ничто другое демонстрирует не только культурные традиции, но и степень социального расслоения местного общества, где крайняя нищета соседствует с расточительным богатством.

Экстремисты

Причем таким, какого вы не встретите даже в местных мечетях, не смотря на набожность населения страны. Типичное место общения с Аллахом, если, конечно, оно не относится к глубокой древности, зачастую представляет собой обычное здание, нечто вроде большого одноэтажного дома серого или белого цвета, крышу которого венчает один или несколько куполов, старательно обитых нержавеющим железом с уходящим в небо полумесяцем. Никакого блеска золота, никаких изысков.

Однако, это, пожалуй, единственная скромная черта местного мусульманства, превращающегося в некоторых провинциях страны в настоящий религиозно-идеологический экстремизм, с которым в Киргизии уже давно идет упорная, но пока безуспешая борьба, о чем с пугающей регулярностью сообщает местная пресса. «В Киргизии впервые начали разработку концепции госполитики в отношении религии, конфессиональных организаций и миссионеров. Представители всех слоев общества думают взять ориентир на подобные документы в России и Казахстане, — писала о национальной проблеме еще в 2005 году KabarKyrgPress. — Необходимость такого шага обусловлена тем, что в стране усиливается распространение идей исламского экстремизма и фундаментализма. Наибольшую активность проявляют подпольщики из «Партии освобождения». Теперь добавилось еще такое агрессивное общество, как «Акрамия». По данным УВД Ошской области, в Ферганской долине действуют мелкие мобильные группы: «Таблих», «Узун сокол» «Адолат уюшмаси», «Ислам лашкорлора», «Товба» и «Нур»«.

С тех пор прошло уже несколько лет, давно сменились президент и правительство. Однако, например, на все тех же местных кладбищах, кроме мусульманских, вы по-прежнему не увидите ни одной свежей могилы представителей другой религии. Мусульманские кладбища (и не только они) — для мусульман. Этот негласный закон распространен в стране уже давно и люди усвоили его крепко.

Доходит до того, что когда одного киргиза, перешедшего от исповедования ислама в православие или баптизм, везут хоронить туда, где из поколения в поколение покоятся его предки, дорогу им преграждает рассвирепевшая толпа односельчан, кричащих, чтобы несчастного закапывали в другом месте. Кричащих так яростно, что просто не остается сомнений — поступи родственники иначе, в этом селе им больше не жить. Религиозный фанатизм — страшная вещь...

Киргизское образование

Но вот парадокс: как бы ни были сильны его позиции, большая часть молодежи страны стремиться получить образование в одной из западных стран, самой популярной из которых является Россия. И тут, если не кончается экстремизм, начинается здоровый рационализм. Прежде всего, российское образование киргизам выгодно экономически. Россия ближе, а если пройти соответствующий конкурсный отбор и показать высокие результаты, учиться здесь можно совершенно бесплатно. Если же не получиться, то и платить придется в разы меньше, чем в престижных ныне вузах Европы. Впрочем, большинству родителей выпускников Киргизских школ, они не по карману. А потому Российские институты и университеты — единственный вариант. Тем более, что их дипломы котируются намного выше аналогичных корочек местных высших учебных заведений, а специалисты «российского розлива» ценятся на рынке труда почти на вес золота. И если работодатель выбирает между двумя сотрудниками, то выберет того, у кого российский диплом. Считается, что его обладатель куда более грамотен, чем выпускник вуза Киргизии, пролезший туда через родственников по блату, а потом и купивший диплом многочисленными взятками. В этом, кстати, мне признались сами киргизы, с которыми мы долго разговаривали, пока я выбирала их ароматные персики. А узнав, что я из Сибири, они с гордостью сообщили, что их внук поступил в Красноярский университет и уже уехал туда учиться. Радости двух торговавших у дороги фруктами старичков, казалось, не было предела. Каждая их морщинка лучилась, а глаза светились.

И радость эту вполне можно было понять. Стоит только включить одну из волн местного киргизского радио, где обсуждаются проблемы науки и образования страны, как немедленно и с удивлением узнаешь, какой проблемой стало его качество. Оказывается, показать на итоговых экзаменах более или менее терпимые знания по изучаемым предметам на сегодняшний день могут лишь порядка 10 — 20% выпускников местных вузов. Эта проблема уже не раз обсуждалась, и еще не раз будет обсуждаться на самом высшем уровне. Потому что меры, разработанные для ее решения, судя по всему, пока не помогают.

Ничего не дают и меры, которые правительство пытается предпринимать против коррупции. Зато и здесь помогает-таки российский диплом. «Выучится, внук, не придется семье деньги собирать, чтобы его на достойную работу пристроить», — сказали мне торгующие персиками старички. Как оказалось, взятки (а так же родство) — самый распространенный здесь способ заполучить хорошее место, если конечно это не место в преуспевающей компании, руководителю которой нужны сотрудники, умеющие еще и работать, а не только желающие побольше получать. Причем, размер взятки, имеет четкую формулу и обычно зависит не от жадности вышестоящего чиновника, а от того, сколько на продаваемом месте можно будет заработать и насколько быстро окупится сумма, собранная родственниками трудоустраиваемого.

Впрочем, и давать взятку здесь не часто имеет смысл. У только что окончившего университет молодого врача, зарплата даже по Киргизским меркам такая мизерная, что идти работать по специальности соглашается далеко не каждый. Если же сравнить ее с той суммой, что получает молодой врач в России, то она может отличатся и в несколько десятков раз. Исключения составляют лишь те, кто имеет в Киргизии частные клиники. Если же говорить о положении учителей, то оно еще хуже. В Киргизских школах катастрофически не хватает педагогов. Не смотря на то, что русский язык считается вторым официальным языком этой страны, и, по закону, должен преподаваться на ряду с другими предметами, на сегодняшний день это стало практически невозможно. И причина проста — преподавать его некому. Компенсируя нехватку кадров, старенького историка еще можно поставить за географа и учителя литературы, и он с этим вполне нормально справится, но на русский, который он и в школе знал на троечку, несчастного старичка вряд ли хватит. А потому этот урок, как впрочем, и некоторые другие, почти повсеместно приходится отменять, к великой радости учеников всех классов и возрастов. Вот так и течет школьная жизнь для стареньких и верных своему делу педагогов и сотен тысяч шустрых и жизнелюбивых школьников, которые здесь совершенно такие же, как и во всех других странах и на всех других континентах: умные, безумно озорные и немножко ленивые, ну, самую чуточку.

В детстве не часто думается о будущем. В детстве, все еще радужно и прекрасно. Наверное, так же, как и воспоминания об этой удивительной стране, проехать по которой мне довелось сотни километров. Стоит закрыть глаза, как передо мной вновь бредет по сухой степи красавица, ведущая за собой верблюда, расстилаются по равнине персиковые сады, зазывают попробовать свой ароматный товар торговцы, а мимо глинобитных лачуг пылят дорогие иномарки. Именно это, как ничто другое, делает Киргизию по-восточному колоритной, красочной и поэтичной.

Источник — «Абакан»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:32 // Кыргызстан
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29 // Кыргызстан
В Кыргызстане снизились цены на бензин
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg