ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 07:13

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
10 января, 09:38
Абдилатиф Жумабаев: Экстремизм в Кыргызстане достиг красной линии
10 января, 09:35
Кыргызстан установил квоту для трудовых мигрантов на 2014 год
10 января, 09:32
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29
В Кыргызстане снизились цены на бензин

Ефим Якир: Земля Кыргызстана еще будет рождать математические таланты!

Живая легенда педагогики Кыргызстана Ефим Борисович Якир приехал в Бишкек отметить 45-летний юбилей своего детища – школы с физико-математическим уклоном № 61

Комсомольская правда, Жылдызбек Ибралиев.

Братство выпускников «шестьдесят первой»

В свои 75 лет Ефим Борисович бодр и весел. На днях мне впервые в жизни довелось пообщаться с ним – знаменитостью, обладателем орденов Ленина и Дружбы народов СССР, основателем гремевшей на весь бывший Советский Союз школы — 61. Авторская школа Якира – постоянный «поставщик» умов для других знаменитых вузов СССР и всего научного мира, таких как Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский инженерно-физический институт (МИФИ), МВТУ имени Э. Баумана, Московский государственный университет (МГУ), Московский институт стали и сплавов, Новосибирский государственный университет и т.д. В мое время быть учеником этой школы считалось невероятной удачей, и туда попадали действительно одаренные дети.

Ее питомцы участвовали в освоении космоса Советским Союзом, рассчитывали проекты крупных гидроэлектростанций, руководили научными проектами. Сегодня они трудятся в Кыргызстане, России, Израиле, США и других странах мира. Сегодня эти люди строят беспилотные летательные аппараты, ведут свой бизнес, работают в шоу-бизнесе, открывают новые научные горизонты и занимаются политикой. А самое главное, все они знают и помнят своего Наставника, и он тоже не забывает о талантливых учениках и коллегах. За 29 лет работы Ефим Борисович выучил столько народа, что диву даешься! И теперь по свету действует своеобразное братство выпускников «шестьдесят первой», которые помогают друг другу в трудоустройстве, поиске жилья или просто могут найти слова поддержки в трудной ситуации. Люди, окончившие эту школу, одинаковой «закваски». Они всегда находят общий язык.

Связи остаются

Сейчас Ефим Борисович со своими учениками готовится к празднованию юбилея школы. Электронная переписка идет с доброй половиной мира. Люди заняты приемом гостей, их размещением, разработкой праздничного сценария и стендов. Само мероприятие состоится 2-3 октября 2009 года.

– Последние 10 лет мы стараемся регулярно проводить встречи выпускников. Наши слеты проходят в Бишкеке, Москве, Израиле, Канаде и США. Всего за указанный срок их было семь. Грандиозное мероприятие было проведено 5 лет назад, когда на правительственном уровне в Театре оперы и балета мы отпраздновали 40-летие образования школы, – рассказывает Ефим Борисович. – Связь педагоги и бывшие ученики держат посредством Интернет-сайта http://www.wisemouse.ru/ . Его создала одна из выпускниц школы Рита Шарапова (Федина). На этой страничке можно прочитать письма выпускников, найти текущую информацию о состоянии дел в школе, о последних успехах учащихся и обо всех произошедших событиях в альма-матер.

По словам Ефима Борисовича, одна из самых массовых встреч прошла в Москве в 2008 году, когда в Белокаменной собралось около 300 учеников.

– Вы только представьте! Более ста человек из них – кандидаты и доктора наук, – восклицает Ефим Борисович. – Благодаря поддержке бывших воспитанников, на встречу тогда смогли приехать и 20 учителей. Надеюсь, что в этом году в Бишкеке соберется не меньше народа.

Учить учащихся учиться!

Именно так определяет кредо своей школы ее основатель. А еще немаловажно дать ученикам глубокие знания в физике и математике, вырастить из ребенка гармонично развитую личность.

– Может, поэтому многие выпускники прекрасно себя проявили в сферах, не связанных с точными науками, такими как искусство, литература, медицина, политика. Причем некоторые из них были и депутатами Жогорку Кенеша КР, и занимали руководящие посты в правительстве республики! – говорит Ефим Борисович.

Еще одним секретом своей успешной педагогической деятельности он считает применение нестандартных приемов обучения, которые раскрепощают самих учителей и учеников, способствуют усвоению материала и превращают скучные уроки в увлекательные представления. По его мнению, учителям просто необходимо овладевать актерским мастерством!

– Я мечтаю о том, чтобы для педагогов и учащихся, решивших посвятить себя педагогической деятельности, был введен урок актерского мастерства! Категорически не согласен с тем, что красоту нельзя поверять математикой! – по тону Ефима Борисовича чувствуется, что в своих словах он уверен на всю тысячу процентов.

Трудности лишь закаляют таланты

Когда речь заходит о нынешнем состоянии образования и уровне преподавания, Ефим Борисович грустнеет. По его словам, в целом положение дел здесь заметно ухудшилось.

– Это касается не только Кыргызстана, но и России, Америки и многих других стран мира. Поездив по свету, я еще раз убедился, что советская школа обучения была лучшей в мире. Только у нас было принято учить детей не гадать во время тестов, а находить правильные ответы и обосновывать свою точку зрения с научной позиции!

Тестирование же все упрощает… В нашу школу мы отбирали таланты по всему городу. Причем, выпускников «шестьдесят первой» было больше всего. Однажды учебное заведение оканчивало аж десять классов! Представляете, в остальных школах всего по три-четыре выпускных класса, а у нас сразу десять! Сегодня таких возможностей по набору учащихся нет, но несмотря на это, количество действительно талантливых ребят, способных достичь высот своих предшественников, нисколько не уменьшилось. И об этом красноречиво говорят результаты последних международных олимпиад, – подчеркивает Ефим Борисович.

Именно поэтому Педагог уверен: престиж школы никуда не делся. Ее ждет прекрасное, светлое будущее!

Итоги подводить рано

Одна из главных задач физико-математической школы Якира – всесторонне развивать и воспитывать одаренных детей, готовых продолжить благородное дело своих наставников.

– Я могу гордиться тем, что мы смогли воспитать из наших выпускников учителей со знаком качества, которые могут работать и в современных условиях. При этом они знают, что всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны руководства школы. К тому же, я старался поставить учебный процесс так, чтобы выявить склонность учеников к какой-либо профессии и развивать ее в необходимом направлении. Кроме того, я горд тем, что очень большое количество поступивших в престижные советские вузы – наши ученики. Подобным результатом могут похвастаться немногие школы бывшего СССР, включая и московские, – делится своей радостью Ефим Борисович.

По его словам, в те годы отсутствовал централизованный набор, и если в приемных комиссиях московских или сибирских университетов и институтов слышали, что этот паренек или девочка из фрунзенской школы — 61, то деканы радостно потирали руки, понимая, кто к ним приехал. И сегодня Ефим Борисович гордится тем, что был членом такого сильного педагогического коллектива.

Вот только несколько человек из внушительного списка талантливых педагогов, когда-то окончивших «шестьдесят первую» и работающих в ней по сей день: Сорокина Л.А., Зеленцова И.А., Федорова И.В., Суржик Л.С., Балтабаева З.М., Луговская Е.А., Лейцина Н.М., Горборукова (Сычева Н.В.), Дю И.И., Самарцева Е.В., Ли (Макеева Л.В.), Казыдуб (Дубина Л.В.), Сердюкова М.В., Бочарникова О.Ю… Перечислить же всех прославленных учеников гениального Учителя просто не хватит газетной полосы!

– О чем я жалею? Лишь о том, что проработал в этой школе только 29 лет, можно было бы больше. Но, увы, возраст берет свое. Мне, как никак, уже 75 лет... Я полностью поддерживаю своих учеников, которые под давлением обстоятельств в бурные 1990-е годы были вынуждены уйти в бизнес, чтобы прокормить свои семьи. Но я рад, что многие из них в последние годы возвращаются к науке…Я никогда не оставляю без внимания свою школу, слежу за ее успехами, интересуюсь ее жизнью, радуюсь достижениям своих воспитанников и нынешних выпускников. В общем, эта школа – моя жизнь! Мне льстит, что люди помнят меня и знают как учителя их детей, – на этой ноте завершает нашу беседу Ефим Борисович Якир.

Дмитрий Летник:  Ефим Борисович, так держать!

Бывший коллега юбиляра, ныне проживающий в Израиле, написал статью для музея школы, которую мы, с любезного разрешения руководства, и публикуем в сокращенном виде.

С Ефимом Борисовичем Якиром я – сын Летник Полины Давидовны, преподававшей общественные дисциплины в 61-й школе – впервые познакомился лет 35 тому назад. Якир нередко приглашал меня туда на замены.

Где бы я ни трудился, а работал я в разные периоды во Фрунзенском политехническом институте, в университете или в институтах Академии, я не забывал преподавать в 61-й школе, делая это, что называется, «для души».

От избытка сил и любопытства я не ленился, помимо физики, преподавать теоретическую механику, высшую математику, сопротивление материалов, строительную физику и бог знает что еще. Смело шел на профессиональный «рекорд», успевая попутно и спортом заниматься.

Временами мне звонил Якир, шутливо интересовался, не разучился ли я решать «задачки», предлагая взять несколько часов физики или математики в спецклассах. Обычно я соглашался, поскольку имел от него карт-бланш, в разумных пределах, делать в классе, «все что угодно». А угодно мне было отвечать на каверзные вопросы, которые сам же провоцировал, и разбирать решения олимпиадных задач. Якир умело создавал коллектив из любого «подручного сырья» и знал, чем заинтересовать каждого…

…И хотя теперь в школьный класс меня может заманить только угроза голода, с системой образования я связь не теряю, оставаясь консультантом образовательной сети и участвуя в организации и проведении олимпиад по физике.

Эта школа — достояние всей республики

Создающийся музей школы я рассматриваю как послание в будущее и надеюсь, что со временем ему отведут один из залов республиканского музея. Нужно осознать, что феномен 61-й школы принадлежит городу Бишкеку и стране Киргизстан. Музей 61-й важен для страны как послание в будущее. 61-я математическая – это не «вещь для себя или в себе», она ответ на запросы современного общества и несет в себе специфический отпечаток исторического времени.

Каждый член педагогического коллектива вложил в 61-ю школу часть своей души, но школа названа именем только одного человека, для которого она оказалась Главным делом жизни, в которую он вложил свою душу педагога, целиком, без остатка.

Школа – это не столько дом, сколько его содержание. Школа -это люди (учителя и ученики). И даже школа, построенная из золотых кирпичей, инкрустированных крупными алмазами чистой воды, будет ветшать и разрушаться, по мере исчезновения людей (как учителей, так и учеников), создавших ее атмосферу.

Мы знаем лишь то, что в периоды развития будут востребованы знающие люди и обществу понадобятся хорошие школы.

В ожидании возрождения экономики, общественной жизни и общественного духа нужно бережно сохранять следы былого, передавая эстафету в будущее.

Евреи, рассеянные на тысячи лет по всему свету, молились так: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Йерушалаим».

Верили, молились, учились – вернулись. Грамотность в еврейских общинах, даже в средние века, приближалась к 100 процентам. Никакой мистики, но молитвы и тщательно культивируемая тяга к знаниям помогли, фактически на пустом месте, возродить древнюю страну.

Дорогая каждому из нас Киргизия возродится, уповая на знания и образование. А пока, видимо, знания востребованы менее, чем раньше…

Ключ к будущему Кыргызстана

ОБРАЗОВАНИЕ – ключ к возрождению духа, народа, страны. Воспитанники 61-й школы, разъехавшись по всему свету, с особенной теплотой и благодарностью хранят в своей памяти 61-ю физико-математическую города Бишкека и желают Киргизстану светлых дней!

Создающийся музей, имена, биографии, фотографии, медали, кубки и призы – это замечательно, в особенности для будущих археологов, но ценно сделать экспозицию живой, интерактивной, такой, чтобы помогла посетителям музея оценить относительную глубину своих знаний в историческом контексте. Разве не интересно сравнить свой уровень знаний с тем, который получали в 61-й школе во времена расцвета.

Я бы водил в музей школы членов правительства и парламента перед принятием присяги, но не так, как водят к могиле Неизвестного солдата и к Вечному огню. Я бы заставил всех, кто желает вступить в должность, сдавать экзамены, чтобы оценить уровень интеллекта и компетентности.

Будь моя власть, я бы издал закон о поголовном публичном тестировании всех чиновников. В Древнем Китае тысячи лет существует система воспитания и отбора чиновников всех категорий. Люди всех сословий, что называется, с младых ногтей проходят через сито объективного отбора. Китайцы в хорошие времена умело отбирали лучших для каждой профессии.

…Френсис Бэкон произнес емкую фразу: «Знание – сила». Необходимо знать прошлое и понимать настоящее, чтобы строить будущее. На такой смысловой ряд могла бы опираться экспозиция музея 61-й школы…

…Что-то случилось! Все мы, в той или иной степени, оказались причастны к феномену 61-й математической. Мы должны сохранить для себя, для всех на свете что-то необъяснимо важное, не имеющее точной формы и определения. Что это? Атмосфера, дух, запах, вкус, знания, имена, лики, события! Мы должны сохранить ЭТО надолго, на десятилетия, на века, навсегда.

А что?

Дмитрий Летник, инспектор-консультант учреждения поддержки углубленного изучения точных наук в школах Израиля, Хайфа.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:32 // Кыргызстан
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29 // Кыргызстан
В Кыргызстане снизились цены на бензин
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg