ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
21 сентября 2018, 12:18

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
10 января, 09:38
Абдилатиф Жумабаев: Экстремизм в Кыргызстане достиг красной линии
10 января, 09:35
Кыргызстан установил квоту для трудовых мигрантов на 2014 год
10 января, 09:32
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29
В Кыргызстане снизились цены на бензин

Выступление президента К.Бакиева на торжественном мероприятии, посвященном 85-летию Верховного суда КР

Уважаемые судьи! Уважаемые участники сегодняшней встречи!

Мы собрались по знаменательному поводу. Верховный суд отмечает свой юбилей — 85 лет со дня образования и я хочу поздравить с этим всех присутствующих.

Авторитет суда и судей в нашем обществе всегда был очень высок. Они олицетворяли одну из высших ценностей для кыргызов — справедливость.

Однако достижение справедливости в любой стране и в любое время было весьма трудным делом.

Ведь нужен и справедливый закон, и справедливый судья, и поддерживающее справедливость общество, и реальная возможность осуществить решение суда.

Сегодня в мире доминирует идея достижения справедливости через осуществление прав человека. И мы движемся к реализации этой идеи.

В Курсе на обновление страны в основу положена концепция создания правового государства.

Для нас это означает не только верховенство права и укрепление законности, но и разумный баланс таких прав как:

Соблюдение прав человека в рамках закона, но таким образом, чтоб не ущемлялись права других людей, общества или природы. У нас под правами человека часто понимают право на собственную волю, индивидуальный и групповой эгоизм, а не право на свободу развития личности в рамках принятых обществом границ.
Соблюдение прав общества на защиту от разрушения его основ, ценностей, от эгоизма отдельных групп, например, когда ради личной выгоды разрушается здоровье детей или нравственность членов общества. Соблюдение прав собственности, как основы устойчивых общественных отношений.
Соблюдение прав природы на защиту от экологических катастроф.
Соблюдение прав предков на защиту от разрушения национальной памяти, традиций.
Соблюдение прав потомков на достойное будущее.

Ни одно из этих направлений не должно быть принесено в жертву другим.

Мы хотим верить, что кыргызское общество есть общество взаимоуважения и взаимопомощи для всех, кто живет на нашей земле. Наша цель — создать доброжелательное общество.

Для достижения этой цели следует создать эффективную систему судебных и правоохранительных органов, обеспечивающую реализацию национальных интересов и высокое качество государственных услуг гражданам страны.

Следование закону — единственный путь к справедливости, основанной на балансе прав.

Очевидно, что сегодня наша правовая система далека от идеала. И отсюда ее базовая проблема — отсутствие в обществе необходимого уровня доверия к судебной и правоохранительной системе, зачастую обоснованные подозрения в коррупции и

неэффективности ее работы. Многие принятые судебные решения не исполняются.

По — видимому, реформа судебной системы процесс постоянный и длительный.

Без такой реформы страдают люди, интересы бизнеса и национальная безопасность и мы должны постоянно поддерживать процесс реформирования. Никакие разовые изменения не дают необходимого результата и требуют усилий от всех участников общественного и государственного строительства.

Процесс реформирования судебной системы Кыргызской Республики идет уже несколько лет.

Новая редакция Конституции, принятая референдумом 21 октября 2007 года, ряд принятых для ее реализации законов, а также усилия Кыргызстана, предпринятые для участия в Пороговой программе Корпорации «Вызов тысячелетия» США, создали предпосылки для выстраивания принципиально новых подходов в деле укрепления независимости судебной системы.

Сделано уже немало.

Во-первых, судьи теперь после первоначального 5-летнего срока и при условии безупречного поведения, могут назначаться на должности до достижения предельного возраста — в местных судах до достижения 65 лет, в высших судах — до 70 лет. Это одно из самых важных условий независимости судьи при отправлении правосудия. Судьи не могли добиться этого долгие годы.

Во-вторых, вновь образован и в настоящее время действует Национальный совет по делам правосудия. Он состоит из представителей всех трех ветвей государственной власти и представителей общественности. Главное его предназначение — отбор наиболее достойных и подготовленных юристов для судейской работы.

Таким образом, решается одна из главных проблем — отбор будущих судей не должен быть кулуарным.

Было время, когда судьи местных судов назначались с согласия Жогорку Кенеша и доходило до того, что отдельные представители высшего законодательного органа того периода устанавливали определенные «ставки» для получения такого согласия.

Широкая общественность должна признавать легитимным и справедливым отбор кандидатов на судейские должности, который надлежит осуществлять исключительно на основе открытого конкурса с понятными правилами.

В-третьих, создан и весьма эффективно действует Совет судей, избираемый съездом судей на три года. Он достаточно успешно решает вопросы составления, защиты и реализации бюджета судебной системы; строго и объективно разрешает жалобы граждан на недобросовестных судей. Совет судей при твердой поддержке государства добился беспрецедентного законодательного решения: бюджет местных судов составляется самими судами, а не привычно «спускается» Минфином, обобщается Советом судей и по согласованию с Правительством представляется для утверждения в Жогорку Кенеш. В случае непреодолимых разногласий между Советом судей и Правительством в проект республиканского бюджета включаются предложения Совета судей, а не Правительства, которое может приложить свои возражения.

Судебный департамент, ранее входивший в структуру Министерства юстиции, был передан в судебную систему и теперь работает под контролем Совета судей, более эффективно решая вопросы материально-технического обеспечения местных судов и совершенствуя систему исполнения судебных актов.

Таким образом, создан новый механизм, который обеспечит реальную финансовую независимость судебной системы страны, как самостоятельной ветви государственной власти. Не уменьшающийся поток жалоб, адресованных Совету судей на нерадивых судей, не только подтверждает его возрастающий авторитет, но и доказывает, что основной костяк, ядро судебной системы составляют добросовестные и порядочные служители Фемиды, которые готовы бескомпромиссно очищать судейские ряды от недостойных.

За время работы Совета судей Кыргызской Республики с момента его избрания на шестом съезде судей в апреле 2008 года к дисциплинарной ответственности привлечено 58 судей.

Из них в отношении 25 судей применено дисциплинарное взыскание в виде «замечания», 19 судьям объявлены выговоры, а в отношении 14 судей принято решение об их досрочном освобождении от занимаемой должности в связи с небезупречным поведением. Из которых — 13 судей моим указом досрочно освобождены от занимаемых должностей.

Кроме того, Генеральным прокурором было возбуждено 7 уголовных дел в отношении судей. Национальный совет по делам правосудия дал согласие на привлечение всех семерых судей в качестве обвиняемых к уголовной ответственности. Они тоже отстранены от занимаемых должностей моими указами.

Сегодня уже с уверенностью можно констатировать: суды Кыргызстана последовательно восстанавливают доверие общества.

И, наконец, сделан еще один решительный шаг — принят закон «О присяжных заседателях».

В настоящее время проводится подготовительная работа с тем, чтобы в 2011 году обеспечить рассмотрение определенных категорий уголовных дел с участием присяжных заседателей поэтапно в разных регионах. Введение суда присяжных не только повысит социальное и воспитательное значение правосудия, но придаст новый мощный импульс для улучшения качества предварительного следствия, усиления роли защитника и прокурора в судебном процессе, создаст необходимые условия для реальной состязательности в судопроизводстве, укреплению доверия к приговорам судов.

Около года действует закон, отменивший предварительную уплату государственной пошлины при подаче исков в суды, а также при обжаловании судебных решений.

Банкротство, как судебная процедура, сегодня осуществляется цивилизованно с наиболее полным учетом интересов, как должника, так и кредитора.

В целом, можно сказать, что судебная система стала более профессиональной и гибкой.

Однако качество государственных услуг в сфере правосудия еще не в полной мере отвечает задачам развития общества и бизнеса. Права человека, общества и природы часто приносятся в жертву частным интересам.

Общие задачи реформ сформулированы в Курсе на обновление страны.

* Это гуманизация уголовного законодательства в направлении перехода на принципы защитной юстиции.
* Это повышение независимости и, одновременно, ответственности судей.
* Это передача от прокуратуры судам полномочий по санкционированию следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
* Это совершенствование гражданского законодательства и судебного процесса по защите прав собственности.

* Совершенствование административной юстиции, обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц в отношениях с властью.
* Это расширение правовой базы и практики досудебного решения хозяйственных споров, направленных на мирное разрешение конфликтов.
* Это усиление механизма исполнения судебных решений и повышения ответственности за их неисполнение.
* Это обеспечение открытости и прозрачности судебного процесса.
* Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи, в том числе обеспечение нуждающихся бесплатной юридической помощью.
* И, наконец, это — улучшение материально-технической базы судопроизводства, а также, что немаловажно, социальных гарантий для судей Кыргызской Республики.

И в этой связи, считаю необходимым отметить, что на днях мною направлен в Жогороку Кенеш пакет законопроектов, который направлен на внесение изменений и дополнений в конституционный закон о статусе судей и в закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения.

Эти изменения направлены на значительное улучшение пенсионного обеспечения судей.

Надобность в таких законопроектах продиктована необходимостью полного обеспечения гарантий независимости судей, одной из составляющих которых является гарантия финансовой независимости.

Уважаемые судьи! Уважаемые участники встречи!

Ко мне поступает много предложений по реформированию судебной системы. В связи с этим предстоит обсудить целый ряд задач.

Во-первых, обеспечить достижение прозрачности процесса.

Действуя в этом направлении, Верховный суд при содействии Пороговой программы Корпорации «Вызов тысячелетия» в текущем году приступил к созданию системы судебной информации и управления, благодаря которой всем желающим — гражданам и юридическим лицам, инвесторам и предпринимателям будет открыт доступ к базе данных всех судебных решений и приговоров, начнет действовать принцип автоматического распределения судебных дел методом случайной выборки. В совокупности с другими мерами это существенно снизит коррупцию в судах, поможет исключить волокиту при рассмотрении дел и навести порядок в делопроизводстве в судах. В первом полугодии 2010 года к создаваемой системе намечено подключить 28 судов. Затем, согласно Стратегии развития страны на 2009—2011 годы, в течение ближайших 3—4 лет каждый районный суд будет подключен к единой системе судебной информации и управления. Таким образом, работа всех судов станет прозрачной, судебная практика — стабильной, а любая информация по судебным делам — доступной для широкой общественности.

Следующая задача — повышение качества услуг.

Для ее решения следует провести функциональный анализ органов правосудия на предмет эффективности полномочий, широкого применения, защитительной (не карательной) функции.

Необходимо также осуществить разделение административных и правосудных полномочий председателей судов, повысить эффективность организации аппаратов самих судов, усилить мониторинг судебного процесса.

Чтобы повысить эффективность работы Совета судей следует обеспечить преемственность в его работе, с тем чтобы новый состав сохранил наработанный опыт прежнего состава; рассмотреть возможность членства руководителей высших судов в Совете судей.

Также необходимо установить, что для членов Совета судей, как действующих судей, периодически должна снижаться нагрузка, чтобы высвободить служебное время для выполнения ими работы в Совете судей. В составе Национального совета по делам правосудия следует увеличить число представителей судейского корпуса. Практика работы Совета судей показала, что нагрузка на членов Совета судей серьезно возросла по мере выполнения новых функций. Сегодня остро стоит вопрос об увеличении первоначальной численности сотрудников, обеспечивающих работу Совета судей и Национального совета до 8—10 единиц — это будут оправданные затраты. Более четко следует определить место Судебного департамента в судебной системе.

По — прежнему актуальной является задача повышения профессиональной подготовки кадров.

В этой связи на первый план выходит вопрос специализированного профессионального обучения претендентов на должность судьи. Мы определили, что обучение претендентов на должности судей местных судов будет осуществляться исключительно в Учебном центре судей при Верховном суде, что было и закреплено Указом Президента от 21 апреля 2008 года.

И на днях мною утверждено Положение о порядке прохождения обучения претендентов на должность судьи местного суда и с начала 2010 года планируется введение системы обучения. Порядок прохождения обучения включает содержательную и сбалансированную программу как с теоретическими, так и практическими занятиями и соответствующими стажировками, направлен как на получение специальных знаний, так и на овладение навыками работы судьи.

Необходимо также продолжить реформирование адвокатуры. И хотя соответствующая концепция реформирования была утверждена еще в 2005 году, эта проблема, к сожалению, не решается.

Назрела также проблема, связанная с чрезмерной загруженностью судей.

Решить ее можно за счет увеличения штата судей, а также за счет введения института помощников судей.

И, конечно же, развивая институты третейских судов и судов аксакалов. Исключительно важной остается задача повышения ответственности судей за качество решений.

Судья, нарушивший законодательный императив должен как минимум быть снят с должности и нести уголовную ответственность.

Что касается проблемы исполнения судебных актов, то, прежде всего, следует упростить сами процедуры исполнения, внести соответствующие поправки в закон об исполнительном производстве, в гражданский процессуальный кодекс.

И последнее. Назрела необходимость активнее развивать и поощрять участие в деятельности судов и правоохранительных органов представителей общественности, оказывающих сторонам помощь в мирном разрешении конфликта; а именно — медиаторов, оценщиков исков, социальных работников, а также специалистов, способных выступить в роли третейских арбитров.

Уважаемые судьи! Уважаемые участники встречи!

Я очертил лишь общие контуры задач по реформированию судебной системы. Надеюсь на вашу поддержку и помощь в их решении. Мы должны сделать все для того, чтобы судебная система работала на страну, на защиту прав граждан, на развитие бизнеса, на сохранение природы, на наше общее будущее.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 1 комментарий в этом окне (read only)в новом окне
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
(2 комментария)
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
(3 комментария)
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(3 комментария)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей