ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
28 марта 2024, 22:43

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
10 января, 09:38
Абдилатиф Жумабаев: Экстремизм в Кыргызстане достиг красной линии
10 января, 09:35
Кыргызстан установил квоту для трудовых мигрантов на 2014 год
10 января, 09:32
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29
В Кыргызстане снизились цены на бензин

Экс-глава МВД: «Сегодня в Киргизии безопасность — это автомат Калашникова»

«В 2005 году милицию в Киргизии били, в 2010 году снова били. Каждую пятилетку бьют, и бьют очень жестоко. За выполнение приказов бьют всех — от рядовых до генералов» — генерал-майор милиции, экс-глава МВД Омурбек Суваналиев поделился своим видением ситуации в Киргизии с ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM: Как вы можете оценить политическую и социальную обстановки в Киргизии после конституционного референдума?

Народ, как и прогнозировали, согласился с результатами референдума только для стабильности. Ни обычные граждане, ни политические партии, ни общественные деятели — никто не оспаривал итоги референдума. Сейчас население в ожидании парламентских выборов. И также хочет, чтобы после обнародования итогов парламентских выборов не было беспокойных ситуаций. Люди встревожены, потому что в стране политический кризис, экономический кризис, безвластие. Тем более народ пережил уже две революции — переворот 2005 года и переворот 2010 года, психически это тяжело. В настоящее время киргизстанцы в ожидании, с надеждой, но с неспокойным сердцем.

После легитимации президент переходного периода Роза Отунбаева должна была всю полноту ответственности брать на себя и вести прямое президентское правление без технического правительства. Работа людей, которые пришли на время, а срок техническому правительству — два месяца, результатов не даст. Поэтому и все институты власти будут жить в режиме ожидания, так как через три месяца придет новая власть, и зачем работать. Киргизия — очень политизированная страна. Все сейчас начнут работать на какую-то партию. В этом отношении стабильность будет.

На счет стабильности на юге: там до сих пор комендантский час, идут мероприятия по примирению противоборствующих сторон — узбеков с киргизами. Но, как говорит неправительственный сектор, права человека там ущемляются, до сих пор идут зачистки в напряженных местах, и противоборствующие стороны не верят, что будет стабильность, поэтому оружие, а его на руках очень много, они не сдают. Мирное население начнет сдавать оружие только после того, как почувствует, что наступила стабильность.

ИА REGNUM: Что нужно сделать, чтобы эта стабильность наступила?

Для начала — Роза Отунбаева, являющаяся легитимным президентом, должна внятно объяснить свою программу по югу, выявить причины возникновения беспорядков вообще в Киргизии. Только после этого народ будет знать, что идет по правильному пути. Роза Отунбаева, в первую очередь, сейчас должна вызвать доверие населения своими действиями, потому что, подчеркиваю, киргизстанцы голосовали не за Отунбаеву, а за Конституцию и стабильность. В руках у Отунбаевой карт-бланш. И самое главное, она должна сделать посыл всему гражданскому обществу, что парламентские выборы будут честными, чтобы каждый гражданин мог убедиться, что итоги выборов не сфальсифицированы. Почему в Киргизии каждые пять лет проходят народные волнения? Основная причина — недовольство выборами и кадровой расстановкой. Если прозрачности и честности не будет, то можно ожидать еще волнения.

ИА REGNUM: Почему, по-вашему, большинство членов Временного правительства ушло в отставку?

Потому что они не уверены, что их партии придут во власть обратно — за 3 месяца авторитет временного правительства упал ниже нуля. Факты такие: первое — после насильственной смены власти было ожидание, что сейчас правительство будет работать на человека. Этого не получилось, так как они не смогли обеспечить безопасность граждан. Посчитайте количество погибших, начиная с 7 апреля и заканчивая 15 июня, — несколько тысяч. Плюс экономический кризис. Киргизия не смогла обеспечить безопасность соседям, поэтому они ужесточили пограничный контроль, и получилось что-то наподобие блокады. Временное правительство после известных событий не смогло консолидировать общество. Начали делить на своих и чужих, сделали монополию трех партий. Плюс поделили на акаевцев, бакиевцев. Консолидации не получилось, и на сегодняшний день мы имеем плохую ситуацию.

Исторический момент уже упущен. Я не говорю уже о своевременной легитимации, я не говорю о борьбе с коррупцией, с организованной преступностью, которую они упустили. Я не говорю о вопросе национализации, потому что это противоречит Конституции, не говорю о ситуации с рейдерством. В итоге мы находимся на стадии несостоявшегося государства. Тем более что своими неправильными действиями Временное правительство разделило государство на юг и север. И это очень сильно сказывается на формировании партий. Политикам очень тяжело работать в этих условиях, так как существует раскол среди населения. Южане не хотят голосовать за северян, и наоборот, северяне — за южан. Это очень опасная тенденция. И как мы будем формировать правительство, неизвестно.

ИА REGNUM: А если объединить их в правительстве?

Конфликтная ситуация заложена уже в парламентской форме правления. Этого нельзя было делать. Надо было делать президентские выборы по старой Конституции. Надо было избрать президента как объединяющее лицо севера и юга, и под этим флагом работать. А сегодня мы поставили телегу впереди лошади: идем на парламентские выборы, потом на президентские. И что будет дальше? Конфликтная ситуация уже на сегодняшний день видна невооруженным глазом.

ИА REGNUM: Вы ожидаете очередную волну беспорядков на юге страны?

Теоретически если будет повод, то в любой момент может произойти вспышка насилия между двумя этносами, потому что остался стержень — месть. Насилие было очень жесткое с обеих сторон с применением стрелкового оружия и боевой техники — БМП и БТР, которые угонялись, разоружались воинские формирования, гарнизоны, на руках очень много оружия. И потери с двух сторон невероятно большие — много убитых и пропавших без вести. Насилие может вспыхнуть в любой момент, так как нет власти.

Народ не чувствует власть, не чувствует безопасность. Сегодня в Киргизии безопасность — это автомат Калашникова. Естественно, сейчас действуют организованные преступные сообщества. Происходят события, похожие на те, которые были в Чечне в свое время. Воруют людей. Люди боятся выходить на улицу. На юге разгул криминала. Это все надо останавливать, а политическая элита на происходящее смотрит сквозь пальцы и готовится к выборам. Мы просто-напросто теряем юг. Что на севере? Слух пустили, что ожидается межнациональная резня — узбеки, уйгуры, дунгане уехали. Люди не верят во власть. Когда люди не верят, что государство может обеспечить им безопасность, это уже трагедия. И до сегодняшнего дня этот вопрос с повестки дня не снят. Более того, нет стабильности в самом институте власти. Многие бизнесмены убежали, потому что их ищет криминал. Экономика в ступоре. И то, что правительство заявляет в СМИ об успехах, — это просто предвыборная кампания.

ИА REGNUM: Как ни крути, но криминал должны останавливать силовики. Как с этим в Киргизии?

У народа мало надежды, потому что и милиция, и другие структуры правоохранительных органов, в том числе и служба национальной безопасности, прокуратура, судейский корпус ждут легитимной власти. Поэтому если скажем, что в целом силовой блок деморализован, то не ошибемся. Сейчас в систему МВД пришел Кубатбек Байболов, он опытный чекист, был депутатом, общественный деятель, на доверии у населения. Я говорю как бывший министр МВД, он сотрудникам милиции дает большую надежду, потому что ему начинают верить, и он поведет милицию в правильном направлении. Другие структуры этого пока добиться не могут, потому что нет доверия к их руководству. Мы говорим о деморализации силового блока, психологически, если отец-командир не защищает своих подчиненных, силовые структуры не будут хорошо работать. Тем более здесь присутствует еще и политический аспект. В 2005 году милицию били, в 2010 году снова били. Каждую пятилетку бьют, и бьют очень жестоко. За выполнение приказов бьют всех — от рядовых до генералов.

Если население било даже генералов, что говорить о рядовых офицерах, которые видели как расправляются с генералами, забивают чуть ли не до смерти. Отсюда деморализация и получается. В Таласе жители избили генерала Молдомусу Конгантиева. Он-то не стрелял в народ. Ни одного трупа там не было в этот период, а с ним обошлись очень жестко. Зная, что делает с генералами население и те организованные преступные группировки, а они до сегодняшнего дня не наказаны, как может рядовой сотрудник отдавать себя работе? Самое интересное то, что ими сейчас руководят те люди, которые организовывали массовые выступления народа, которые направляли людей идти против силовых структур. Они теперь сами командуют ими. Здесь и недоверие силового блока к своим руководителям. Поэтому силовой блок и заявил официально, что если будет конфликт между митингующими, он не будет вставать на чью-то сторону. Выход из этого — только легитимная власть, нормальная кадровая расстановка, верховенство закона. Сами посудите, обязанность силовиков защищать охраняемый объект государственной важности, поэтому они и стреляли в людей, которые нарушали закон, а их теперь за это судят. Поэтому милиционеры создают видимость, что работают, а на самом деле не работают.

ИА REGNUM: Некоторые российские эксперты предположили, что в августе в Киргизию придут боевики. Что вы на это скажете?

Я с этим не согласен. Когда говорят эксперты из других стран, они подходят теоретически. Будет урожай наркотиков в Афганистане, естественно, будет избыток наркотиков, который нужно сбыть, получить прибыль. Конечно, кто-то должен воевать. Но это разве аргумент для эксперта? Это только самопиар людей, которые выступают как эксперты. Они реальной обстановки не знают. Я хочу ответственно заявить как бывший начальник управления нацбезопасности Ошской области, который в последнее время руководил правоохранительными органами Киргизии, что никаких наемников, третьей силы в ошских событиях не было. Это раз. Снайперов-наемников не было. Были стрелки-одиночки, которые стреляли на определенных позициях, чтобы не подходили к жилмассивам, где компактно живет какой-то этнос. По поводу прихода в августе на территорию Киргизии бандформирований скажу, что это тоже блеф. Да, возможно, ситуацию будет использовать исламское движение Узбекистан6а (ИДУ), но в 2006 году, когда я был замминистра МВД, совместно с СНБ была проведена спецоперация, в результате которой были уничтожены главари подполья ИДУ — 13 человек. Поэтому того подполья уже не существует. Возможно, есть секретные данные у спецслужб, о которых я не знаю, но я так не думаю. А то, что на юге Киргизии надо постоянно и системно работать над безопасностью региона, — факт.

Омурбек Суваналиев — генерал-майор милиции, в разное время занимал должности и.о. главы МВД, губернатора Нарынской области, завотделом обороны и безопасности администрации президента, во время «Ошской резни» в июне 2010 года был военным комендантом Оша. В местной прессе имеет прозвище «Комиссар Каттани» за усилия в борьбе с местной оргпреступностью и чистую репутацию.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:32 // Кыргызстан
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29 // Кыргызстан
В Кыргызстане снизились цены на бензин
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg