Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

В Новый год с новым рулем
Максим ЦОЙ

11/01/07 - 16:26

Праворульные автомобили опасны в «леворульной» стране. К такому выводу пришли кыргызстанские парламентарии. Наша газета уже поднимала эту тему в связи с запрещением их ввоза в Казахстан. Теперь она стала более актуальна и для нашей республики. Через 3 года, а точнее — к 2010 году, автомобили с правым рулем, возможно, полностью исчезнут с дорог Кыргызстана.

Это произойдет в случае подписания президентом Курманбеком Бакиевым Проекта «Закона о внесении дополнений и изменений в Закон КР «О дорожном движении в КР». А значит, кыргызстанцам нет смысла приобретать подержанные японские авто наших соседей-казахов, от которых те спешат избавиться как можно скорее и продают за «бесценок».

Согласно документам, данное дополнение было принято кыргызским парламентом еще 2 июня 2006 года и отдано на рассмотрение главе государства. В пункте 5-м статьи 21-й этого закона написано: «запрещается эксплуатация транспортных средств с правосторонним управлением». Но тогда К. Бакиев с возражением возвратил его, сославшись на то, что «…установление запрета затрагивает интересы граждан и организаций, обладающих автомобильным транспортом с правосторонним управлением, ограничивает право граждан в приобретении в собственность, а их обладателей — эксплуатировать такие автомашины». Президент посчитал, что для введения подобного ограничения права граждан и организаций должны быть достаточные основания, и указал  «целесообразным исключить пункт 4 статьи 1 из принятого Закона, либо определить срок введения в действие данной нормы не ранее 3-х лет со дня вступления в силу рассматриваемого Закона».

Прошло 6 месяцев, и 18 декабря Жогорку Кенеш Кыргызской Республики вынес заключение, согласившись с этим возражением, и снова отдал документ на подпись президенту. Это означает, что запрет на использования автомобилей с правым рулем вступит в силу через 3 года с момента подписания его президентом, то есть с 2010 года. По словам законодателей, такие машины будут либо отсекаться на стадии техосмотра, либо водителей заставят переделывать руль под угрозой непостановки автомобиля на учет в ГАИ.

В связи с этим Комитет по транспорту и коммуникациям Жогорку Кенеша рекомендовал правительству Кыргызстана принять подзаконный акт, уже со следующего года запрещающий ввоз в республику и регистрацию всех видов автомобилей с правосторонним управлением.

Предлагаем вашему вниманию комментарий депутата Замирбека Эсенаманова, одного из инициаторов данного законопроекта: «Перед внесением на рассмотрение данного законопроекта была проведена консультация с МВД, сотрудниками автоинспекции. И было выяснено, что правосторонним управлением создается множество аварийных ситуаций, создаются неблагоприятные условия вождения обычным водителям, особенно при движении в горных районах. Поэтому, по просьбе населения, после многочисленных обращений наших граждан, проведя консультации с автоинспекцией, мы внесли на рассмотрение такой законопроект. Он был принят Жогорку Кенешем в июне текущего года. Однако президент наложил на него вето, и вот 18 декабря 2006 года мы преодолели его. Теперь президент будет обязан подписать этот закон.

Я не думаю, что к нам завозятся только новейшие японские машины. Наоборот, это, как правило, автомобили с многолетним стажем. Запретить ввоз таких машин мы рекомендуем немедленно. Что касается автодиллеров, то это их проблемы. Жизнь граждан дороже любого бизнеса. После принятия закона они будут ввозить автомобили только с левосторонним рулем. А автовладельцы за три года должны будут решить, что им делать с машиной: продать, переделать, либо сдать на запчасти. Ведь мы не можем жить вечно по двум стандартам дорожного движения».

Как стало известно «ОР», в Кыргызстане есть активные противники запрета эксплуатации праворульного автотранспорта. В случае принятия закона они готовы защищать интересы всех любителей японского авто и оспаривать эту инициативу в Конституционном суде.

Кстати

В соседнем Казахстане ввоз «автомобилей-праворулек» запрещен с 1 января 2007 года, а их эксплуатация с 2009 года. Официальное объяснение необходимости этого запрета — высокий уровень ДТП, вызванный нестандартным расположением руля.

Однако неофициальная версия, распространяемая казахстанскими СМИ, выглядит иначе: корейские бизнесмены намерены построить в Казахстане завод и, чтобы убрать конкурентов – японский «секонд-хэнд», «наняли» крупных чиновников. Они подготовили указ президента о запрете «праворулек» и дезинформировали его, что в Казахстане всего около 100 тысяч праворульных машин, и проблем не будет. На самом деле автомобилей оказалось не 100 тысяч, а почти в 5 раз больше. Начались народные волнения. Власть поняла, что ошиблась, однако давать «задний ход» не спешит, надеясь, что проблема постепенно уляжется.

Россия с принятием закона о безопасности дорожного движения топчется на месте уже много лет, но утвердить его боится. В этой стране запретить или ограничить эксплуатацию «праворулек» жесткими сроками достаточно сложно — причина проста: их очень много. По официальным данным, их около 1,5 миллиона, по неофициальным – около 2 миллионов. А всего заинтересованных в том, чтобы и дальше ничего не менялось, около 10 миллионов человек. В России есть даже поговорка: «Хочешь получить Дальневосточную республику — запрети правый руль». Поэтому отменить «праворульки» в России не могут — народ выйдет на улицы. Хотя поводов для запрета предостаточно, главный из которых — поддержка внутреннего автопрома.

Максим ЦОЙ

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker