Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

В фокусе — энергетика
Беседовала Чынара ЖУМАКАДЫР

11/01/07 - 17:15

Сегодня, в самое холодное время года, мы решили поинтересоваться, насколько страна готова к крещенским морозам и почему в последнее время так часто происходят перебои в энергоснабжении и целые районы оказываются без света. Об этом наш разговор с директором Государственной инспекции по энергетике и газу при Правительстве КР  и опытным энергетиком Эмилем Галикеевым.

— Эмиль Шамилевич, в чем заключается основная задача возглавляемого Вами ведомства?

— По сути, мы надзорный орган государства. Из 117 человек в центральном аппарате трудятся лишь 18 человек, остальные — в регионах: по одному инспектору на один район. Наша задача — не допустить в энергосистеме страны возникновения условий для аварий, отказов и несчастных случаев. В случае обнаружения несоблюдений норм и нормативов, наши инспекторы примут меры по устранению нарушений, а при необходимости потребуют от руководителей предприятий, учреждений и организаций немедленного отключения газовых, электрических, теплоиспользующих установок.

— А прошла  ли подготовка объектов энергетики к зиме?

— На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 1,6 млрд. сомов, что на 172 млн. сомов превышает прошлогодний уровень. Подготовлено 2 758 котельных и объектов, на заготовку угля льготникам выплачено 38,4 млн. сомов. Это позитив. Мы не лишены и недостатков: ремонт и новое строительство выполнено в отдельных энергокомпаниях на уровне 53-69%. Готовность ТЭЦ Бишкека не можем отнести в разряд удовлетворительных, соответственно и обеспечение теплом горожан страдает в течение последних лет.

В целом же топливообеспечение (поставка угля, газа, мазута), а также выработка электроэнергии — на уровне прошлого года.

Если учесть зимние перегрузки  оборудования и сети (порядка 20%) и высокую изношенность последних (до 70-80%), а также тяжелое финансовое состояние энергокомпаний, то высказывать уверенность в том, что перезимуем благополучно, не приходится.

— И что необходимо предпринять?

— Во-первых, поскольку основным потребителем и электро-, и теплоэнергии, и газа является население, то от его отношения к своим обязательствам перед энергоснабжающими организациями, т.е. от платежей текущих счетов, от погашения долгов прошлых лет в первую очередь зависит благополучие отрасли. Во-вторых, надо привлечь отечественные и иностранные инвестиции. В-третьих, необходимо кардинально улучшить менеджмент, как на уровне энергокомпаний, так и отрасли в целом.

В указанных вопросах первую скрипку должно играть государство, как держатель «золотого» пакета акций в 93%. Если в энергетике появится единый государственный орган, то на него следует возложить задачу по реализации вышеупомянутых мер.

— В декабре Вы провели Республиканский семинар государственных инспекторов по энергетике и газу. Какие цели и задачи ставились на нем?

— В новых рыночных условиях стало насущной необходимостью объединение всех разрозненных по районным электросетям инспекторов и проведение широкого обмена опытом. Должен заметить, что такой форум был проведен впервые. На нем были обозначены наиболее острые проблемы и выработаны пути их решения, обсужден широкий спектр вопросов, начиная с бед индивидуальных потребителей (их только в электроэнергетике свыше 1,1 млн. абонентов) и кончая нестыковками на уровне нормативных правовых актов. Инспекторы, кроме ответа на все интересующие их вопросы, перезнакомились и, что немаловажно, унесли с собой не только раздаточный материал, но и уверенность, что они относятся к мощной когорте высококвалифицированных специалистов-энергетиков и руководство делает все, чтобы улучшить условия их труда и повысить эффективность деятельности Госэнергоинспекции.

— На семинаре остро обсуждался вопрос повышения квалификации эксплуатационного персонала энергокомпаний, каков оказался итог?

— Наша инспекция проводит расследование всех несчастных случаев отрасли, и многие из них мы связываем с низким квалификационным уровнем эксплуатационного персонала, а иногда и инженерных работников. На семинар были приглашены руководители единственного в центральноазиатском регионе специализированного Учебного центра ОАО «НЭСК» и выработана технология оценки знаний, организации обучения и проведения соответствующей целенаправленной государственной политики в сфере повышения квалификации работников энергокомпаний всех уровней.

— А по каким причинам происходят аварии и случаи травматизма в электрических сетях?

— Как показывают результаты расследований комиссии основными причинами аварий и отказов являются плохое техническое состояние, изношенность электрооборудования, сетей и, конечно, человеческий фактор — некомпетентность и низкая квалификация работников. За 11 месяцев в сетях с напряжением 110 кВ и выше произошло 54 отказа оборудования и 2 аварии, вследствие чего недоотпуск потребителям электроенергии составил 519, 98 тыс. кВтч. В сетях распредкомпаний отключений, повреждений и отказов электрооборудования произошло свыше 9 тысяч, что привело к недопуску электрической энергии потребителям свыше 12 млн. кВтч, и их количество увеличивается с каждым годом. Причиной такого положения мы видим недостаточное проведение ремонтных работ. Проводятся только аварийные работы по восстановлению электроснабжения за счет средств, запланированных на плановые работы. Причем на плановые работы планируются средства в размере 5-10% от нуждающегося в ремонте электрооборудования. Все это вызвано отсутствием финансовых средств из-за несвоевременной оплаты энергоресурсов со стороны потребителей.

В 2005 году произошло 10 несчастных случаев с электротехническим персоналом, из них 9 со смертельным исходом. В 2006 году произошло 4 несчастных случая, из них 3 со смертельным исходом.

Основными причинами несчастных случаев послужили: во-первых, низкая квалифицированность персонала, незнание электрических схем, во-вторых, самовольное выполнение работ в электроустановках на неподготовленных рабочих местах без проведения соответствующих организационно-технических   мероприятий.

Госинспекция совместно с Учебным центром ОАО «НЭСК» проработали механизм оценки знаний электро- и инженерно-технического персонала энергокомпаний и организации их обучения. На Республиканском семинаре государственных инспекторов нам удалось обсудить все детали задуманного. 

— И в заключение, опять вернемся к Госэнергоинспекции. Каковы Ваши планы?

— Систематизировать работу территориально рассредоточенных по всей республике инспекторов; добиться полного взаимопонимания между инспекторами, курируемыми энергокомпаниями и потребителями; создать необходимую материально-техническую базу для полнокровной и эффективной работы Госэнергоинспекции, особенно ее региональных структур.

Беседовала Чынара ЖУМАКАДЫР

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker