Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Мурат ЖУРАЕВ: «Идет мирный захват Кыргызстана»
Беседовала Жумагуль МЫРЗАЕВА

11/01/07 - 17:15

Парламентарии поработали в округах, прониклись проблемами избирателей и привнесли их в стены Парламента. Так, депутат Лейлекского района Баткенской области  Мурат Жураев,  сообщил, что с 1 января 2007 года Узбекистан повысил транзитную оплату за пересечение узбекской территории грузовым транспортом и автобусами других стран до $300 США. По его мнению, такая инициатива Узбекистана негативно скажется на декларированной вечной дружбе между узбеками и кыргызами. Тем временем, Комитет по охране госграницы РУ (КОГГ) выступил с обратным заявлением, подвергая слова кыргызского депутата большому сомнению.

- Мурат Каттабекович, расскажите, что конкретно происходит на наших Баткенских границах. И в чем суть проблемы?

- Начну с того, что ко мне обратились мои избиратели с просьбой оказать содействие в разрешении весьма их волнующего вопроса. Дело в том, что в соответствии с постановлением президента Узбекистана с 1 января 2007 года каждый грузовой транспорт или автобус, пересекающий территорию соседней страны, должен платить $300 США. По словам моих избирателей, это им просто не по карману. Хотя эта проблема касается в основном жителей Лейлекского района, которые добираются в Бишкек через Ташкент на автобусах. Прежде эта сумма была значительно ниже, где-то 70 или 80 долларов США. Я уже обратился в МИД с запросом, и там уточнят, были ли оговорены данные нововведения с кыргызской стороной.

- А каким образом данная проблема коснется анклавов? Ведь они существует и у нас, и у них.

- Вряд ли это допустимо. Я полагаю, Узбекистан все это предусмотрел и сделал исключение для анклавов. Зачем нашему ближайшему соседу лишние проблемы? Конечно, анклавы это болезненный вопрос дня, но более проблемными остаются пограничные посты на этих территориях. В Баткенской области есть два крупных анклава: Сох и Ворух-Чорху. Созданные там посты стали основным поводом горячих споров как для одной, так и для другой стороны. Необходимо ликвидировать эти посты, поскольку, согласно международным нормам, на анклавах не должно быть вооруженных сил чужого государства. У нас же получается, что на узбекских и таджикских постах держат войска, бронетехника проходит, что и вовсе исключено. Захотели  - пропустили, не захотели – не пропустили. Было даже такое, когда эти посты закрывались после 18.00 и некоторые населенные пункты КР оставались полностью отрезанными от центра.

Нигде в мире нет такой практики, когда внутри страны другое государство диктует свои условия. Это просто бессилие наших властей.

- Тогда какова сегодня ситуация с демаркацией границ?

- Пока ничего не сделано.

Во-первых,  деление границ никогда не будет в интересах Узбекистана и Таджикистана. Наше расположение дает нам выгоду в том,  что все воды начинаются в Кыргызстане и уходят в соседние республики и поэтому  вода считается лакомым куском.

Во-вторых, в Ферганской долине проживает порядка 14 млн. населения. Приграничные районы Узбекистана и Таджикистана перенасыщены, на 1 кв. км приходится чуть ли не 500-600 человек. В то же время, на кыргызской части долины осталось более полутора млн. населения.

В-третьих, большая часть молодого населения юга Кыргызстана выехала в Россию и Казахстан на заработки. Тем самым образовался большой демографический вакуум. В то же время через дорогу или через канал идет тихая экспансия соседей. Например, в моем округе граждане Таджикистана скупают земли и дома уезжающих и обустраиваются. Когда мы попытались определиться с границами, то скупленные земли оказались спорными. Вот так наши земли становятся таджикскими. Заселившиеся кричат: «Делайте, что хотите, но это моя земля, я ее купил». И мы вынуждены уступить. Более того, граждане Таджикистана запугивают и даже оказывают давление на коренное население, чтобы вынудить наших граждан продать за бесценок свое жилище и землю и уехать. Поэтому два наших соседа никогда не будут инициаторами определения границ с Кыргызстаном. Им выгодно, чтобы были спорные территории, на которые шаг за шагом можно будет перевести свое население. Это происходит и сейчас. Это называется мирный захват кыргызской территории.

- И каков Ваш прогноз в данной неустойчивой ситуации?

- Хотелось бы отметить, что Узбекистан строго охраняет свои границы, и ташкентские власти пытаются как-то воспрепятствовать своим гражданам уходить, в отличие от Таджикистана. Но если вместо Ислама Каримова придет другой человек – более лояльный - и даст волю своим согражданам, пустит на кыргызскую территорию, разрешит взять кыргызское гражданство, то мы уже ничего не сможем сделать.

Если все будет продолжаться в том же ключе, то на юге останется лишь 1 млн. коренного населения. И тогда осуществится прогноз российских политологов о разделении Кыргызстана на две части, одна из которых отойдет Узбекистану, другая – Казахстану. Это как раз тот фактор, который способствует данным процессам.
Дело в том, что последняя редакция Конституции предусматривает выборы по партийным спискам. Допустим, если будет баллотироваться какая-нибудь узбекская партия, то большинство узбеков проголосует именно за нее. А если она станет лидирующей в кыргызском парламенте, то где гарантии, что мы не подпадем под влияние Ташкента и не превратимся в марионетку, как минимум, или не потеряем государственность в целом? Нынешняя ситуация на границах, как видите, плачевна.

- А что предлагаете в виде решения Вы сами?

- Мы должны уделить особое внимание своим границам, поскольку мы можем из-за них потерять государственность. Правительству необходимо создать условия для удержания местного приграничного населения на местах. Сегодня после 24 марта 2005 года, процессы границ так остры, что через 7-8 лет мы увидим результаты своего халатного отношения к нашим рубежам. Демографический вакуум юга заполняется мигрантами из Узбекистана и Таджикистана.

Кроме того, Кыргызстану необходимо пересмотреть договоренности и с Китаем в части стоимости визовой карты, сокращения квоты. Сегодня многие рынки нашей страны забиты китайцами. Если китаец-бизнесмен едет в Кыргызстан, то он с собой берет разнорабочих, и повара, и водителя. Почему нельзя сделать так, чтобы ограничить его «свиту»? Китаец покупает миграционную карту всего за 150-200 сомов. При таком беспределе из Поднебесной можно привезти миллионы китайцев.

- Какие меры сегодня на Ваш взгляд необходимо предпринять на южных границах?

- На юге страны необходимо подушно освободить от налогов и социальных выплат (свет, газ и т.д.) всех тех, кто проживает вдоль пограничной полосы по периметру не далее 3-х километров. Главное, чтобы была политическая дальнозоркость президента, а условия найдутся. Мы должны стать сильней.

Вот уже полтора года, как у нас нет политической стабильности. Раньше говорили: «Давайте не будем похожими на Таджикистан». Но эта страна за последние 2 года далеко ушла вперед. В Ходженте (бывший Ленинабад) - это один из областных центров Таджикистана, там промышленность намного опережает столицу Кыргызстана - Бишкек. Успешно работает около 8 крупных заводов и фабрик, их продукция экспортируется в Европу. И все это несмотря на то, что там действует президентская форма правления. И говорить, что президентская форма правления плоха - это неправильно. Я за то, чтобы за все отвечал один человек, или же только парламент. Считаю, что при смешанной форме правления, ответственность так и будет перекладываться с больной головы на здоровую. Кстати, Таджикистан тоже думал о вступлении в инициативу HIPC, но не вступил. Я хочу сказать, что у Кыргызстана нет необходимости вступать в HIPC, у нас есть огромные возможности расплатиться с долгами без этой инициативы.

Беседовала Жумагуль МЫРЗАЕВА

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker