Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Непоследняя Конституция…
Подготовила Жумагуль МЫРЗАЕВА

18/01/07 - 16:43

Последняя редакция Конституции вызывает у кого-то восторг, у кого-то уныние, а у кого-то безразличие. Мы постарались понять данные настроения общества в лице его представителей, то есть депутатов Жогорку Кенеша с тем, чтобы решить для себя, что впереди… Каким получилось зеркало общественного мнения — судить вам.

Тайырбек САРПАШЕВ: «Мы находим компромисс».

— Ваш комментарий относительно новой редакции Конституции?

— Необходимо отметить, что она была принята в непростой ситуации. Тем не менее, здесь было устранено множество недостатков, которые были заложены в Конституции от 9 ноября 2006 года. Там были допущены противоречия и мы их исправили. Президент воспользовался ситуацией, когда правительство ушло в отставку, и парламент оказался в заложниках. Следовательно, нужно было выходить из ситуации — пришлось принять новую редакцию Конституции. Пусть рассудит народ и следующее поколение, что правильно, что нет. Но тем не менее, принятие такого решения разрешило политический кризис. И мы вошли в нормальное русло.

— Как прокомментируете рекомендации Совбеза?

— Совбез – это орган, созданный президентом, и его решения носят рекомендательный характер. Но подписать или не подписать – это личная прерогатива самого президента. Тут никто не имеет права вмешиваться. 

— На Ваш взгляд, последняя редакция Конституции, подписанная 15 января 2007 года, будет ли «последней» до 2010 года?

— Я думаю, что да. Поскольку часто менять Конституцию – это плохой симптом.

— Каким Вы видите новый кабинет министров?

— Хотелось бы, чтобы было больше реформаторов. Молодое поколение, больше рыночников. Новые лица.

— Ваше мнение о сегодняшней политической ситуации в стране.

— В стране ситуация далеко не спокойна. Это продолжается давно. Но необходимо отметить, что политические силы в критических ситуациях находят компромисс. Это хорошо. Хотя обстановка сложная, цена каждый раз разная: иногда угроза дестабилизации, роспуск парламента, но все-таки мы находим компромисс.

— А каким должен быть премьер-министр?

— Он должен выступать против вступления в инициативу HIPC и приватизации энергетического сектора.

— Ваш политический прогноз на будущее?

— Я могу сказать что-либо определенное, когда будет сформировано новое правительство. Если в составе правительства будут представили оппозиции (реформаторского крыла), то будет нормально. Если будет монополия, то эскалация напряжения не исключена.

Дооронбек САДЫРБАЕВ: «Я не могу видеть этот позорный ЖК»

— Ваше мнение относительно новой редакции Конституции?

— Даже то, что мы приняли 8-9 ноября большинством голосов, было принято в спешке, а 30 декабря — это просто кошмар. Здесь подразумевается не только наша Конституция, но наше экономическое, политическое и человеческое положение в Кыргызстане. По— кыргызски «чан-тополон-будун-чан», что в переводе на русский означает – бардак. А если сказать точнее — полный шандец.

Сегодня утром я хотел сложить свои депутатские полномочия, отдать удостоверение и не видеть больше этот позорный Жогорку Кенеш. Но меня очень сильно отругали мои молодые коллеги.

Я был обычным кинорежиссером. Я никогда не был в таком унизительном и оскорбительном положении, как сейчас. Сейчас все кыргызы (депутаты и другие чиновники) готовы лизать пятку хозяина.

— Хозяина – это кого?

— Хозяина – это значит президента. Все сейчас борются за близость к телу хозяина. Я вырос в социалистической среде и был равноправным, я никогда не был подхалимом. Таким же самодостаточными были и мои учителя Толомуш Океев и Салижан Жигитов. Дело в том, что этой Конституцией невозможно исправить ничего. Ничего не прибавится: ни демократии, ни хлеба, ни справедливости, ни инвесторов. То есть мы вернулись на 40 лет назад, к «сталинским» временам. У Акаева не было столько власти, сколько у Сталина, а у Бакиева ее оказалось в 2 раза больше. Правда, Сталин принял страну «с деревянным посохом, но оставил с ядерной дубиной». А я не знаю, что оставит после себя Бакиев…

 30 декабря власть собрала в парламент даже больных депутатов и всеми правдами и неправдами, даже минуя заключение Конституционного суда, сделала свое дело. Я не возражаю, но могли бы тщательно проработать. Под угрозой роспуска парламента (вот сейчас в 15.00 решится ваша судьба), президент заставил поспешно всех принять Конституцию. То есть заставили. При этом оппозиционно настроенные депутаты («За реформы!») отказались, а это 22 человека. Но власть все-таки сумели найти выход и заставили проголосовать. Если бы Бакиев был дальновидный, очень гибкий и образованный президент, он бы послал всех подхалимов-депутатов… Поэтому я не признаю ни этих демократов-депутатов, ни самого президента, ни Конституционный суд, который промолчал, ни других приспешников и подхалимов.

— А как прокомментируете рекомендации Совбеза.

— Рекомендации Совбеза – это самая настоящая наглость. Поскольку Совет безопасности это тот орган, который не имеет права решать судьбу Жогорку Кенеша. Есть 3 ветви власти, и тут какой-то орган, созданный при президенте, принимает судьбоносные решения. Такого нигде не было. Кроме того, там было всего 3 легитимных человека, это президент, спикер парламента и глава Конституционного Суда. Остальные все и. о., а им не только судьбу парламента, но и судьбу обычного человека не дано решать.

— Новый кабинет министров. Каким Вы его видите?

— Я думаю, что Кулова протащат. И не один раз. Просто поиграют в 2-3 раунда. Я совершенно авторитетно заявляю — если Кулов оскорбится, то пусть на меня подаст в суд — ему место не в кресле премьер-министра, ему нужно досидеть…Новый кабинет министров будет зависеть прежде всего от того, каким его видит премьер-министр. Мне хотелось бы видеть молодых задорных ребят, которые неподкупны и не боятся ни президента, ни Садырбаева, но думают о стране.

— На Ваш взгляд, последняя редакция Конституции является ли «последней» до 2010 года?

— Я пока досконально не изучил последнюю редакцию. Но поверхностно ознакомился, и хочу отметить, что в глаза бросается очень много несуразицы. На мой взгляд, будут еще внесены значительные поправки до 2010 года.

— Ваш политический прогноз на будущее?

— Я боюсь, что Кыргызстан лет так через 30 исчезнет как государство с лица земли. Единственное утешение, что меня уже не будет.

Каныбек ИМАНАЛИЕВ: «У премьера не должно быть амбиций на пост президента»

— Ваше мнение относительно новой редакции Конституции?

— Для политической стабильности нам нужна правовая стабильность. И Конституция — это главный юридический документ страны. Она должны охватывать все основные идеи политэлиты Кыргызстана. Это должно приниматься консенсусным путем. Этого не произошло.

Первое – моральная сторона вопроса – они унизили честь и достоинство тех людей, которые вышли на митинг 2-8 ноября.

Второе – нарушили процедуры принятия норм Конституции, те кто подписал, кто ратовал. В ст. 93 Основного Закона говорится, что для принятия новой редакции Конституции, или внесений дополнений и изменений необходимо заключение Конституционного суда сроком от 3 до 6 месяцев. Значит, это неуважение к другой ветви власти. Более того, в ст. 95 говорится, что при вынесении на обсуждение новой редакции Конституции в случае непринятия этого законопроекта только через год мы возвращаемся к этому вопросу. А у нас получилось так, что за один день произошло тайное голосование, получили 46 голосов, потом электронное — 47, затем аж — 49 и с 4-го раза набрали. Кстати, эта процедура вне регламента.

Нарушая тем самым принципы и механизмы и процедуры Конституции, мы приняли новую редакцию. Это нонсенс для правовых государств. Мы создали инцидент, который свидетельствует, что в Кыргызстане легко и быстро можно поменять госустройство. Политики приходят и уходят, но должен оставаться главный закон страны, а подписав данную редакцию, мы заложили основу для будущего конфликта.
Теперь представьте, какой инвестор нам поверит? В октябре — одна Конституция, в ноябре — другая, в декабре — третья. Даже инструкции министерств не меняются так быстро. И потом, не будет уверенности у законопослушных граждан. Да были допущены ошибки, но их необходимо было устранять способом создания соответствующих комиссий, обсуждая в кругу заинтересованных лиц, политических партий, всех ветвей власти, лидеров НПО, правозащитных организаций. Надо было принимать консенсусно и только через год. Нельзя принимать Конституцию неконституционным путем. Никто не должен быть выше или ниже Конституции. В данном случае противники принятия новой редакции и Конституционный суд оказались ниже, а те, которые хотели расширить свои полномочия, — оказались выше Конституции. Древние римляне говорили: «Пусть рушится мир, но должен восторжествовать закон. Потому что по закону можно осудить виновного, который начал войну».

— А как прокомментируете рекомендации Совета безопасности?

— Совет безопасности – это не орган политической адвокатуры. Совет безопасности должен рассматривать те вопросы, которые имеют отношение к угрозе национальной безопасности. Это религиозный экстремизм, наркотрафик, информационная безопасность, коррупция, оргпреступность, сращенная с криминалом. Вот 5 факторов, являющихся угрозой целостности страны. Аморально то, что люди, которые ушли в отставку, теперь рассматривают вопрос, касающийся роспуска парламента. Когда они уже нелигитимны.

— В каком составе Вы видите новый кабинет министров?

— Основная часть министров пришла только по одной причине: они принимали участие в событиях 24 марта 2005 года. Получили по заслугам, разделил портфели, проработали больше года. Так называемые «псевдореволюционеры» оказались не все готовы управлять страной. Они должны уступить место молодым, незапятнанным менеджерам. Без кардинальных реформ, особенно по дальнейшей либерализации экономики, у нас будет пропасть. А премьер должен быть государственником, который должен знать экономику не только теоретически, но и практически и иметь опыт работы в реальном секторе. У него не должно быть амбиций на пост президента, тогда любая ситуация начнет политизироваться. А у Ф. Кулова в парламенте сегодня очень ограниченные политические ресурсы.

— Ваше мнение о политической ситуации в стране.

— Пора переходить от политэмоций к политическому рационализму и прагматизму. Нужно жить по закону и поднимать экономику Кыргызстана. До выборов есть еще время, не надо преждевременно политизировать ситуацию. Что касается Конституционной реформы, то этот вопрос остается открытым. Власть, оппозиция и пропозиция должны прийти к консенсусу. Нужен согласованный вариант, как это будет приниматься, а это уже вопрос времени.

— Ваш политический прогноз на ближайшее будущее.

— Если не произойдет консолидации политэлиты, есть реальная угроза расшатывания устоев государственности и единства страны. Мы должны свои личные амбиции подчинить государственным интересам. Тогда мы можем выкарабкаться из этого кризиса.

Подготовила Жумагуль МЫРЗАЕВА

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker