Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Москва должна взять под патронат прокладку железной дороги из КНР в Кыргызстан

02/03/07 - 10:13

Одним из основных вопросов, который будет обсуждаться на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) летом в Бишкеке, станет строительство узбекско-кыргызско-китайской железной дороги.

Как пишет газета «Московские Новости», по замыслам проектировщиков, магистраль Андижан - Торугарт - Кашгар должна стать кратчайшим путем, соединяющим богатый природными и людскими ресурсами азиатский континент с развитой Западной Европой. Тем не менее в случае реализации этого масштабного проекта ситуация может измениться, и не в пользу России, так в этом случае в Центрально-азиатском регионе будет доминировать Китай.

Строительство магистрали стало реальностью после прокладки в Поднебесной новой железнодорожной линии Корла - Аксуу - Артуш - Кашгар, которая уже соединила порты восточного побережья Китая с его западными регионами. В планах значится, что китайская магистраль пойдет в Центральную Азию и после завершения прокладки кыргызского участка свяжет Казахстан, Закавказье, Ближний Восток и Европу. Для Бишкека главное, что эта дорога обеспечит кратчайший выход к морским портам тихоокеанского побережья и Европы и сократит границу между странами СНГ и КНР примерно на 1400 км. Новая колея между побережьем Китая и Европой будет примерно на 8 тыс. км короче морского пути через Суэцкий канал и на 15 тыс. км - вокруг мыса Доброй Надежды. Кроме того, дорога может составить конкуренцию Транссибу в силу меньшей протяженности, пишет издание.

По оценкам экспертов, дорожные работы могут занять около 5 лет и обеспечить занятость до 150 тыс. человек. В случае реализации этих планов в горах Тянь-Шаня придется проложить один из самых длинных в мире туннелей протяженностью не меньше 8 км. По сути, проект рассматривается как возрождение Великого шелкового пути.

Первоначально существовало два альтернативных варианта железной дороги. Ташкент и Пекин предложили, чтобы дорога проходила через Ош, Сарыташ, Иркештам и Кашгар. Вариант устраивал Узбекистан, потому что магистраль по плану проходила бы параллельно автомобильной дороге Ош - Сарыташ - Иркештам - Кашгар, которая чрезвычайно важна для этой республики, особенно в плане обеспечения внешней торговли. Китаю этот вариант тоже был выгоден, так как строительство железной дороги от Кашгара до Иркештама намного дешевле, чем до Торугарта. Но Кыргызстан не привлекли предложения соседей, поскольку на пути следования железной дороги нет залежей полезных ископаемых и маршрут отдален от кыргызских регионов, где могла бы развиваться горнодобывающая промышленность. Бишкек предложил провести дорогу через Жалалабад, затем через высокогорные долины Аксай и Арпа с выходом к Торугарту и далее - на Кашгар. На пути этого маршрута находятся богатые залежи редкоземельных металлов - тантала, ниобия, тория, лития, железных и алюминиевых руд. К тому же утвержденный маршрут - самый удобный путь для экспорта электроэнергии в Китай, северные районы Индии и Пакистана. Надо только построить вдоль железной дороги ЛЭП.

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker