Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

«Единственный путь — развитие ценных бумаг»

19/01/08 - 15:23

Миллионы людей во всем мире с целью приумножения своего капитала инвестируют свои средства в акции и облигации реальных предприятий. Может ли Кыргызстан, с недостаточно развитым бизнесом и экономикой, ощущать острую необходимость в этом? С этим вопросом мы обратились к Председателю Службы надзора и регулирования финансового рынка КР Юруслану Жумановичу ТОЙЧУБЕКОВУ.

— Юруслан Жуманович, какова перспектива развития рынка ценных бумаг в Кыргызстане?

— Надо отметить, что глава государства Бакиев Курманбек Салиевич, выступая перед депутатами Жогорку Кенеша и членами Правительства страны, поставил конкретные задачи по вопросам развития финансового рынка и внедрения новых финансовых инструментов, позволяющих в максимальной степени задействовать свободные финансовые ресурсы внутри страны. И в качестве первого шага Президент страны предложил возможность выпуска долгосрочных облигаций под крупные национальные инвестиционные проекты. И в этом направлении у нас имеются  очень большие перспективы. Например, оборот торговли ценными бумагами в США в 2005 году, составил 199,5% от ВВП страны, аналогичный показатель в Англии — 247,2%, в Швейцарии — 253,7%, а в Кыргызстане —1,7%. Службой надзора ведется работа по установлению единых стандартов обращения государственных и корпоративных ценных бумаг. С учетом полученного от проведения в 2007 году пилотного проекта опыта будет осуществлен перевод обращения государственных ценных бумаг на фондовый рынок, что обеспечит расширение количества финансовых инструментов, реализуемых посредством организаторов торговли и круга инвесторов за счет обеспечения доступности этих операций для рядового инвестора. Единственный путь изыскания средств на развитие страны — это общее развитие финансового сектора экономики, и, прежде всего, развитие  рынка ценных бумаг.

— Какие первые шаги уже предприняты для внедрения новых финансовых инструментов?

— Совместно с экспертами Азиатского банка развития мы разработали и направили в ЖК КР следующие проекты Законов: «О рынке ценных бумаг», «Об ипотечных ценных бумагах», «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Об акционерных обществах», в части управления обществом — документы по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, а также «О жилищных сертификатах» и др. Кроме этого, в январе 2008 года состоится заседание совета финнадзора, на котором будет рассматриваться 3-летний план работы по рынку ценных бумаг и по всему рынку в целом.

— В мире существует множество видов облигаций, какие из них Вы считаете наиболее приоритетными для нас?

— Да, их достаточное количество: еврооблигации, муниципальные, корпоративные, дисконтные, государственные. По мере возможности можно использовать все виды. К примеру, если выпустить еврооблигации сроком обращения 3–5 лет, процентная ставка в этом случае составит примерно LIBOR (шкала процентных ставок, которые применяются лондонскими банками, выступающими на евровалютном межбанковском рынке с предложением средств в разных евровалютах) плюс определенный процент, что, естественно, позволит направить вырученные средства в высокорентабельные национальные проекты страны.

— Какие причины могут послужить препятствием при привлечении инвесторов?

— Одним из важнейших факторов, препятствующих адекватному росту инвестиционной активности в стране, является невысокая информационная прозрачность рынка. То есть, не располагая исчерпывающими данными о реальной кредитоспособности предприятия, потенциальные инвесторы воздерживаются от вложения средств в активы компании. Несмотря на то что многие руководители предприятий республики уже осознали важность информационной открытости и готовы предоставлять информацию инвесторам, к сожалению, процессы перераспределения собственности вынуждают менеджмент ряда крупных компаний очень осторожно подходить к этому вопросу. А также наша служба, изучив проблемы, препятствующие развитию рынка ценных бумаг, установила, что стоимость ценных бумаг, реализуемых на рынке, вызывает недоверие, и, несмотря на их бросовые цены, они не пользуются спросом, тем более ажиотажным. Также выяснилось, что за последние 15 лет акционерные общества не проводили у себя количественную инвентаризацию своего имущества и не проводили переоценку их рыночной стоимости.

— А какая работа проводится для пополнения подобных пробелов?

— В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику  начата  большая  работа по получению и определению странового рейтинга. А это означает следующее:

— Что предполагается сделать Службой финнадзора, и каковы будут их результаты?

— Финнадзором на этот год планируется создание единого Центрального депозитария, выпуск и размещение муниципальных ценных бумаг, а также снижение процентной ставки за регистрацию эмиссии ценных бумаг, проведение переоценки основных средств, введение нескольких видов обязательного страхования, начать работы по введению пенсионной накопительной системы. Всё это будет способствовать  использованию для экономики страны накоплений населения, денежных поступлений наших соотечественников за рубежом, развитию привлекательности системы учета прав собственности на ценные бумаги для внутренних и внешних инвесторов, а также увеличит объем сделок на фондовой бирже.

— В какие наиболее крупные национальные инвестиционные проекты можно вложить деньги?

— Как уже отметил Президент, в качестве первого шага правительству необходимо рассмотреть возможность выпуска долгосрочных облигаций под крупные национальные инвестиционные проекты, такие, как «Камбарата-1» и «Камбарата-2», автомагистрали международного значения. Также можно вложить инвестиции в такие приоритетные отрасли экономики, как: гидроэнергетика, туризм, подъем села и развитие агропромышленного комплекса, переработка продукции, производство экспортной и импортозамещающей продукции.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Инвестиционный климат в нашей стране оставляет желать лучшего. Но прежде всего нужно научиться обращаться с новым финансовым инструментом, таким, как государственная облигация. Мнения на этот счет могут быть разные, но, тем не менее, каждая из них имеет свое место в широкой финансовой среде. Выступить в качестве эксперта мы пригласили Нурбека ЭЛЕБАЕВА, управляющего директора финансово-консалтинговой компанией «Ниет Аракет», Председателя Совета директоров Кыргызской фондовой биржи.

— Нурбек Беккулович, какова Ваша точка зрения по поводу эффективного использования новых механизмов на рынке ценных бумаг в нашей стране?

— К сожалению, в Кыргызстане государство не использует в полной мере такой  финансовый инструмент, как среднесрочные и долгосрочные государственные облигации. Те облигации, которые у нас уже выпущены, под которые уже имеется определенный внутренний долг, решают лишь частные задачи и не обращаются на фондовом рынке. Например, для ликвидации задолженностей правительства перед Национальным банком или под реструктуризацию задолженности какого-либо банка и т. д. На самом деле, государство, во-первых, должно использовать государственные облигации как инструмент привлечения капитала для решения более важных задач, таких, например, как выплата внешнего долга, что имеет место во многих странах. Чего у нас, к сожалению, не используется. Во-вторых, государство могло бы выпускать облигации для реализации национальных проектов. Да, мы много говорим о таком крупном инвестиционном проекте, как завершение строительства «Камбарата-2», но, между тем, указываем, что для реализации этого проекта в бюджете уже закладывается чуть ли не 5 млрд. сомов. Я считаю, что такая практика с реализацией национальных проектов неэффективна и не оправдана. Такие крупные проекты нельзя решать за счет бюджета страны. Такие проекты должны реализовываться благодаря выпуску государственных облигаций среднесрочного характера со сроком 3–5 и более лет.

— Что Вы предлагаете?

— Государство выпускает облигации, привлекая денежные средства  коммерческих банков и населения, и таким образом финансирует реализацию этих проектов, не создавая напряжения для бюджета. Выпуск облигаций рассчитывается на срок 3–5 лет по определенным ставкам, которые будут устанавливаться, исходя из финансовой ситуации на рынке. Если мы за счет таких инструментов будем решать приоритетные национальные проекты и программы, мы сможем привлечь на наш рынок и наших соседей, прежде всего Казахстан и Россию, которые имеют большой переизбыток финансовых ресурсов, в том числе и государственных.

— Кто бы из наших внутренних инвестеров мог бы быть заинтересован во вложении своих средств именно в государственные ценные бумаги?

— Здесь интерес могли бы иметь институциональные инвесторы, это, прежде всего, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, которые должны работать с длинными деньгами. А со стороны государства, могли бы активно вкладывать в государственные ценные бумаги свои средства в социальный фонд Кыргызстана, вместо того чтобы отчислять рисковые вложения своих средств на депозиты коммерческих банков. Есть такая информация, что более 2 млрд. сомов соцфонд размещает на депозитах различных коммерческих банков. И если бы большая часть этих свободных средств вкладывалась именно в государственные ценные бумаги, это было бы оправдано.

— Под какие национальные проекты можно было бы выпустить гособлигации, кроме вышеперечисленных?

— Я бы назвал такие возможные для реализации проекты, как международный аэропорт «Тамчи» на Иссык-Куле, угольная электростанция в Каракече, железная дорога, которая должна быть проложена между Китаем и Кыргызстаном, автомобильная дорога через Иркештам. Вместе с тем, следует отметить, что через выпуск государственных облигаций можно также продвигать и реализовывать социально-экономические и региональные проекты.

Беседовала Гульнара Калыгулова

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker