Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

2008 год считаю переломным, в сторону улучшения

19/01/08 - 15:23

Начало года — это время подведения итогов за минувший год и построения планов, вектора работы на текущий год и перспективу. Каким оказался прошедший год, и чего ожидать в 2008 году от года желтой земляной крысы? Об этом нам рассказал политолог Марат КАЗАКПАЕВ.

— Марат Сайнидинович, сегодня многие политологи, экономисты, чиновники дают оценку прошедшему году в различных СМИ. Каким, по Вашему мнению, оказался 2007 год?

— В целом, положительным. Я считаю, что год был более стабильный по своему политическому характеру, чем прошлый 2006 год. В экономике имеются определенные сдвиги. Во-первых, все-таки заработали предприятия обрабатывающей отрасли в ряде регионов страны, развивается финансовая политика на основе постепенного улучшения банковского, налогового и таможенного регулирования. Эти сдвиги есть, но хотелось бы более весомого улучшения, так называемого системного реформирования, реально ощущаемого нашими гражданами. И всё это, прежде всего, зависит от нового правительства. Намеченные планы были хорошо выдвинуты предыдущим премьер-министром А. Атамбаевым. И мне кажется, эта политика будет продолжена при И. Чудинове.

— Чего Вы ждете от 2008 года?

— 2008 год считаю переломным, в сторону улучшения. Исхожу я, прежде всего, из январского послания Президента КР, которое он представил в основном как экономическую программу, то есть государство собирается непосредственно развивать чисто экономическую политику. Прежде всего, необходимо возродить реальный сектор экономики, то есть отечественное производство, улучшить инвестиционный климат, региональную экономическую политику. Если послание Президента, которое прозвучало 10 января 2008 года, будет в целом выполнено, мне кажется, что нынешний год, возможно, реально станет годом кардинальных системных административных и экономического реформ.

— Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, выступая перед парламентом и правительством страны, заявил, что перед всеми ветвями власти стоит только одна задача – обеспечить в сжатые сроки проведение экономических, социальных реформ в соответствии с нашими стратегическими целями, которые были определены ранее в посланиях народу Кыргызстана и в Национальной стратегии развития страны. Решением каких вопросов нужно заняться власти в нынешнем году, а также в ближайшей перспективе?

— Я считаю, что после парламентских выборов у нас сформировался хороший тандем непосредственно между Президентом и законодательной ветвью власти. После декабрьских парламентских выборов у нас, к сожалению, практически не существует реальной оппозиции в парламенте, но с другой стороны, мне кажется, будет очень позитивное взаимодействие между Президентом и исполнительной властью и парламентом. В парламенте накопился очень большой пакет законов социально-экономического характера, которые нужно принимать. Поэтому парламенту предстоит большая работа по разработке законов в основном экономической сферы.

И прежде всего по жизненно важным экономическим вопросам, мне кажется, будет идти основное взаимодействие между Президентом и парламентом. Самое главное — это усиление полномочий правительства. У нас почти каждый год правительство меняется. Я думаю, что Президент делает все, чтобы нынешнее правительство проработало как можно долгий срок, став ответственным за проводимую административную и экономическую реформу. Нынешний парламент — это партийный парламент, при котором решения будут приниматься коллегиально на фракционной основе, и здесь при отсутствии реальной парламентской оппозиции не будет особых  никаких преград. Считаю необходимым для парламента до наступления весны полноценно и масштабно использовать свой потенциал с тем, чтобы пошли полноценные системные экономические сдвиги.

— Запад в лице Национального Демократического Института (НДИ) и Международного Республиканского Института (МРИ) выступил с заявлением по поводу того, что «главная оппозиционная партия» не допущена в ЖК. Ваши комментарии.

— Я поддерживаю это решение, потому что парламентские выборы 16 декабря прошли с большими нарушениями. Это однозначно. Я об этом уже говорил. Считаю, что партия «Ата-Мекен» должна была проходить в парламент на втором месте после партии «Ак-жол». Наличие очень большого административного ресурса на местах воспрепятствовало приходу в парламент реально оппозиционной партии. И на самом деле, многие наши граждане возмущены. Я уверен, выборы мы можем проводить  честно и справедливо. Все-таки у нас более высокий демократический стандарт в Центральной Азии, чем у Казахстана, не говоря уже об Узбекистане и Туркмении. В связи с этим необходимо внести существенные изменения в Кодекс о выборах. И я считаю, необходимо убрать, прежде всего, пресловутый региональный барьер 0,5%, оставив, естественно, общереспубликанские 5 %, поскольку в некоторых регионах, таких, как Нарын, Баткен и Талас, очень мало населения. Самый главный плюс прошедших выборов — это то, что у нас сформирован качественно новый парламент по партийным спискам. Но эти выборы должны стать большим уроком для властей предержащих на будущее. Необходимо лично Президенту начать формирование нового состава ЦИК – с делегированием новых членов. Это должны быть люди известные, авторитетные, из числа профессиональных юристов, политологов и других профессий, которые, изначально имея природное чувство социальной справедливости и политической беспристрастности, не допустили бы какие – либо элементы выборной фальсификации в последующем.

— Депутаты Жогорку Кенеша четвертого созыва 11 января 2008 года на своем заседании отменили действие постановления о Конституционном суде, принятого Жогорку Кенешем третьего созыва 18 сентября 2007 года. Тем самым ЖК восстановил деятельность Конституционного суда. Что это означает?

— Я скажу, в общем, что Конституционный суд нам необходим, как и  любому демократическому государству. Но за 16 лет он работал крайне плохо и неэффективно. Конституционный суд, который существовал по старому образцу, нам не нужен. Конституционный суд необходимо кардинально реформировать, чтобы он был реальным беспристрастным арбитром в системе разделения властей, а не придатком Президента и исполнительной власти, как это было ранее.

— Ваше мнение о назначении губернатором Нарынской области генерал-майора милиции Омурбека Суваналиева? Ваше мнение о кадровых перестановках и назначениях?

— Кадровая политика - это самая проблемная точка при руководстве нынешнего Президента. Многие назначения вызывают справедливые недоумения. Всё это продолжается до сих пор. Считаю, что в рамках административной реформы необходимо провести кардинальную кадровую политику на основе доверия высших постов новым профессиональным государственным служащим. Ведь по-прежнему у нас по СНГ меньше всего молодых управленцев в правительственной и судебной системе. Что у нас получается -  одни и те же чиновники пересаживаются с кресла на кресло. Необходим прилив новых свежих сил, нужно доверять более новым лицам. Омурбека Суваналиева я считаю больше силовиком. Его место работы - в правоохранительных органах. Но если Президент решил, что он будет губернатором Нарынской области, то давайте посмотрим. Однако в этом случае у нас возникают так называемые чиновники многопрофильного плана, что является не лучшей стороной нынешней административной реформы.

— Как Вы считаете, при прежней власти не было таких кадровых перестановок, рокировок?

— Они и раньше были, при акаевской власти. За все 16 лет, у нас всегда неэффективно осуществлялась кадровая политика. Последствия этого - экономический и политический  кризис, большой тренд коррупции в системе государственной власти. У руля власти пока находится большое количество непрофессионалов. Сейчас после выступления Президента перед парламентом любое движение в сторону экономических реформ реально невозможно без новых лиц. Человеческий ресурс должен стоять во главе, и в этом смысле нужно доверять и выдвигать новые профессиональные кадры. Особенно это касается структуры исполнительной власти.

— Что собой представляет, по Вашему мнению, нынешний парламент?

— Нынешний парламент — это качественно новый парламент. Эти люди, которых делегировала партия. В этом парламенте практически нет оппозиции. СДПК и Партия коммунистов со своей малочисленностью все-таки не оппозиция. Конечно, по некоторым вопросам они будут играть роль оппозиции, выдвигая свои предложения по отдельным  законопроектам, но они не идут ни в какое сравнение с той же партией «Ата-Мекен» и даже «Асабой». Плюсы в том, что у нас сформировался партийный парламент, который придаст новый импульс партийному строительству. И партии имеют возможность участвовать во властном механизме, и в этом смысле партийное строительство будет, безусловно, развиваться. Другого пути, я думаю, нет. Непартийный парламент, который работал до этого, вёл к очень большим конфликтам. Вы знаете, прежде в ряде избирательных округов кандидаты между собой уже практически воевали. Поэтому 100%-ый переход к партийному парламенту — это новое качественное явление в политической жизни Кыргызстана. Вы заметили, что в новом парламенте появилось очень много новых лиц – прежде всего из числа молодежи и женщин. Это большой стимул для того, чтобы у нас появилась новая плеяда профессиональных политиков. А старые лица постепенно будут сходить с кыргызской политической сцены. Нынешний парламент, может быть, поскучнеет, будет не таким интересным, как раньше, но он, я предполагаю, быстро станет профессиональным. Уже сейчас там превалирует атмосфера законотворческой работы, а не политических баталий популистского характера. Это главное.

— Есть что-то, что на данный момент огорчает или беспокоит Вас больше всего?

— Лично меня огорчают только прошедшие выборы. Осадок остался очень большой. Государство в лице ЦИК оказалось не готовым к проведению честных выборов на партийной основе. Конечно, стопроцентные честные выборы еще не наблюдались даже в самых развитых демократических государствах. Но мы, кыргызстанцы, обязаны стремиться к этому. И то, что произошло у нас в декабре, — это нонсенс и откат в демократическом развитии Кыргызстана. Я лично думал, что исходя из того, что нечестные выборы стали детонатором мартовской народной революции 2005 года, государство постарается сделать все, чтобы парламентские выборы прошли более-менее честно и справедливо, но этого не случилось. Понимаете, выборы — это всё. Это главная основа демократического измерения, напрямую влияющая на  положительный имидж Кыргызстана в мировом сообществе. И если выборы проводить так же, то очень скоро Кыргызстан может потерять статус островка демократии в центрально-азиатском регионе.

М. Мотосмонов

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker