Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Любителям «мыльниц» посвящается

25/01/08 - 14:54

Телесериалы традиционно считаются расхожей монетой «фабрики грёз». Это один из наиболее востребованных зрителями продуктов массового потребления. Причём смотрят их не только скучающие домохозяйки, отнюдь нет. Но почему?

Экскурс в историю

Моя ранняя юность прошла на фоне массового психоза по американскому сериалу «Секретные материалы». Ну как было не приклеиться к «голубому экрану», когда там царили не только неотразимый агент Малдер и симпатичная Дана, но и сюжетные коллизии не были избитой мелодрамой. А так интересно было наблюдать за поисками внеземного разума да борьбой с различными чудищами! И сделано было хорошо, и следить интересно, а главное – сериал этот был один такой.

Нет, дело не в том, что все остальные не умеют делать качественное кино. Оно по-своему сделано вполне добротно, особенно с технической точки зрения. Просто сюжетные коллизии любого такого «мыла» избиты и отличаются друг от друга только именами героев. В силу чего это происходит: в силу ли местного менталитета или же стереотипов о том, что именно может заинтересовать зрительскую аудиторию – непонятно.

Часто на наши экраны попадает «мыло» второсортное и худосочное. Это значит, что всё более-менее качественное остаётся на собственной родине, а в СНГ идут, мягко говоря, сериалы второго и третьего эшелонов. По мнению телевизионных критиков, это связано с тем, что у нас долгое время не снимались сериалы из подобного разряда, а значит, отечественные зрители настолько по ним соскучились, что начнут «хавать» буквально всё.

От «Убойной силы» к Воланду

Рекордсменом по количеству производимых телесериалов на постсоветском пространстве считается Россия. И если первое время местные творцы снимали нечто вроде «Убойной силы», где неясно было, о ком же всё-таки кино: о доблестной милиции или о разносторонних бандитах,— то позже круг тем расширился. Что и радует.

Так, наиболее интересным и удачным оказался сериал «Мастер и Маргарита». Фаворитом показов считалась «Моя прекрасная няня». Ну а фаворитом последнего сезона стал «Татьянин день». Для примера возьмём два сериала: «Татьянин день» и «Мастер и Маргарита», как диаметрально противоположные, однако с равным успехом собиравшие народ у телевизоров. С одной стороны, мелодрама, с другой — мистика.

Казалось бы, ничего интересного в первом нет. Жизненные перипетии Татьяны — заглавной героини,— сильно тянут на ту самую «мыльную оперу». Ну, подумаешь, бросила она мужа, потому как ужасно в нём разочаровалась. Отыскала другого, всё прекрасно. Ещё и беременна вторым ребёнком. Ага, счас: супруг, казавшийся таким идеальным, изменяет. И так далее, и по списку.

Но! Всё это встречается в нашей повседневной жизни. Всё знакомо, а потому узнаваемо. Разумеется, не всем это интересно наблюдать помимо жизни ещё и в телевизоре. Но для определённой части зрительской аудитории это как раз то, что нужно.

Кто-то смотрит сериалы просто потому, что нечего делать. Кто-то — за компанию с семейством. А кому-то они необходимы, как воздух. В случае с «Мастером и Маргаритой» к данному списку добавились ещё две причины. Во-первых, интерес к бессмертному роману, так трудно поддающемуся экранизации. И магия пера Булгакова, вполне добротно перенесённого на телевизионный экран. Вот если бы так же удачно дело обстояло и с другими произведениями классиков. Но очевидно, что пока это в планы ТВ мало вписывается. Будем довольствоваться криминалом да мелодрамами — комедиями.

Маленький ликбез окончен. Ой, кажется «Татьянин день» начинается…

Анна Мостфа

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker