Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

И перед Богом предстать истинным кыргызом

25/01/08 - 15:01

Недавно кыргызстанские паломники вернулись из Мекки. Многие из них очистились. Каждый из них, выполнив это обязательство, вправе носить имя Ажы. Но все же каждый по-своему предстал перед Богом. Моя собеседница в свои 60 лет решила совершить хадж в кыргызской национальной одежде. Как отмечают алымы-проводники, Дуйшонбубу ажы КАРЫБЕКОВА оказалась первой кыргызкой, решившей совершить паломничество в национальном платье. Итак, наш разговор о том, какое впечатление произвело истинно кыргызское одеяние на родине Ислама.

— Как и когда родилась мысль о паломничестве в национальном одеянии?

— Более пяти лет я совершаю намаз, читаю Коран и другие мусульманские книги. Паломничество в Мекку — это одно из пяти обязательств, которые обязан выполнить мусульманин. Несколько лет тому назад мне захотелось совершить хадж. Увидеть своими глазами землю, на которой жил пророк Мухаммад, и где была ниспослана священная книга. И хотелось поехать именно в национальной одежде. Смотря на концертные костюмы отечественных эстрадных певцов, не раз размышляла над тем, какие красивые и величественные были платья наших прабабушек. Конечно, наши национальные платья особенно хорошо смотрятся на молодых девушках. Будучи школьницей, позже студенткой, я считала, что наша национальная одежда отличается от костюмов остальных 15-ти союзных республик. К примеру, головные уборы: у молодых девушек шокуло, у замужних — платки, а байбиче носили элечек. Я сейчас в возрасте байбиче, поэтому для паломничества я выбрала платье темно-синей расцветки и белый элечек. В этой одежде от порога дома я доехала до аэропорта. Увидев реакцию людей, уже там я поняла, что поступила правильно. Это лучший способ представлять свою родину на чужбине и показать, что ты кыргызка. Как и в детстве, сегодня я испытываю глубокое чувство гордости за то, что я родилась кыргызкой.

На мой взгляд, все запомнили не меня, как личность, а мою одежду. Среди наших паломников были аксакалы, которые называли меня «Элечекчен кыз» (девушка в элечеке). Такая уважительная реакция была не только среди моих соотечественников, но и среди иностранных паломников. Больше всего чувство гордости и почтения я отметила у молодых кыргызов, ученых ребят-алымов, сопровождавших нас на протяжении всего хаджа. Они несколько лет сопровождают паломников из Кыргызстана. И, по их словам, я первая совершила хадж в национальной одежде.

Все, кто меня видел, пытались запечатлеть мой образ на фотоаппараты, камеры или мобильные телефоны. Кроме меня, из Атбашинского района были трое братьев, носивших белоснежные колпаки, еще один был в красивом чапане. Одежда выделяла нас среди огромного количества паломников.

Мекку посетило 5 миллионов человек. Среди них были представители всех рас. У самой Каабы все мы были равны перед Аллахом. Смотря на весь спектр человеческих различий, увидев кыргыза, я ловила себя на мысли, что мы — поистине потомки великих людей.

— Любопытно, о чем думает человек, когда стоит у Каабы?

— Перед вылетом мы участвовали в выборах в Жогорку Кенеш (за несколько дней до выборов 16 декабря 2007 года). Хотя мы не должны были думать ни о чем, кроме хаджа, меня беспокоил исход выборов. У Каабы, как объяснили нам ребята-алымы, мы стоим перед Богом и можем обратиться к Нему напрямую. Поскольку я не знала о такой возможности, я не продумала свою просьбу заранее. Поэтому, как и многие кыргызы, я просила у Аллаха спокойствия и благополучия для всего народа, для своих близких и родных, которые являются частью этого общества. Я считаю, что невозможно просить благополучия и спокойствия только для детей и себя, если нет спокойствия хотя бы у соседей.

— Намерены ли вы одевать национальную одежду на работу или в гости?

— Да, с наступлением весны мне бы очень хотелось заразить таким новшеством и попытаться разбудить чувство патриотизма в молодежи, которая бросается из одной крайности в другую: девушки то слишком укутаны в платки, то почти голые. Такой внешний вид противоречит нашим корням. Нам не обязательно носить хиджаб, как в радикальных мусульманских странах. Молодежи достаточно посмотреть, как одевались наши предки. Кыргызы всегда с уважением относились к женщинам. К примеру, баатыры без благословения матери не выходили в поход. Отцы к дочерям относились как гостьям, поскольку они в последствии выходили замуж и покидали отчий дом. Кыргызские женщины — Кыз Сайкал, Жаныл Мырза и другие — не хуже прославленных баатыров защищали свою родину. Известная Каныкей решала вопросы государственных масштабов. Было бы хорошо, если бы молодые люди, зная свою историю, одевались, как достойные потомки Манаса. Но и тут не обойтись без соответствия внутреннего содержания и внешнего облика женщины.

Что касается молодых парней, носящих в зимнюю стужу летнюю мусульманскую одежду, я думаю, они плохо понимают религию. Такое одеяние вредит не только их здоровью, но и сеет кривотолки в обществе. Здесь же необходимо отметить, что в исламе женщины начали прикрывать лицо, после того, как враги пророка хотели убить его дочь Фатиму. В тот день все женщины прикрыли свои лица. Этим они спасли жизнь Фатимы. Молодежь, до конца не зная толкования, одевается как попало.

Подготовила Чынара Жумакадыр

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker