Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

«Вкладывая в образование, они вкладывают в свое будущее»

25/01/08 - 15:01

Ни для кого не секрет, что полученные в школе качественные знания неизбежно ведут к профессионализму, профессионалы, в свою очередь, могут на долгое время стать главным ресурсом для страны. Ведь в отличие от природных ресурсов, знание неисчерпаемо. Как грамотно использовать источники знания, вы можете узнать из нашего интервью с ректором Кыргызской Государственной Юридической Академии при Правительстве КР, к. ю .н., профессором Канатом КЕРЕЗБЕКОВЫМ.

— В середине 90-х годов прошлого века, у людей выработался некий стереотип, что и без высшего образования можно прожить в каждодневно меняющемся мире. Но сегодня без образования — никуда! И оно требует перемен. Так в каких реформах всё-таки нуждается сфера образования?

— На эту тему можно говорить достаточно много и долго. Поэтому, если коротко, то приоритетным является вопрос о качестве образования. Да, это тема достаточно приелась, но таковы реалии. А составляющих моментов здесь очень много: улучшение материально-технической базы, увеличение уровня профессорско-преподавательского состава, внедрение новых методов обучения. Второй аспект: так как мы живем в эпоху глобализации, то не можем отгородиться от тех новых направлений, которые возникают в мире, в частности в системе образования. Самый известный — это Болонский процесс, переход на систему кредит-часов, бакалавриата и магистратуры. Такое направление будет одним из основных, так как мы видим, что многие страны работают по болонским методам, и наши ближайшие соседи, Казахстан и Россия, переходят на этот стандарт обучения. Надо будет адаптировать систему образования в Кыргызстане к новым реалиям, то есть присоединиться к Болонскому процессу. Третье направление: мы должны понять, что сегодня субъекты в сфере образования несут на себе не только образовательную функцию, но и социальную. И, конечно же, основным аспектом, на котором остановился Президент в своем выступлении, и мы, в свою очередь, это понимаем,— это реформирование школьного и дошкольного образования. Мы видим, что никакие новые проекты и реформы в вузах не будут иметь успеха, если не будет поддержки дошкольному и школьному образованию.

— Какой должна быть ценовая политика в системе высшего образования?

— Что касается ценовой политики, то она должна меняться. Но здесь проблема в следующем: когда для всех вузов определяется оплата за обучение, рамки расходования этих средств сужаются оплатой за труд преподавателей, коммунальные услуги и частично для приобретения книг, компьютеров. Мы видим, если вуз не проводит конференции, семинары, не направляет своих сотрудников на обучение в другие вузы, а также не занимается воспитательной, спортивной работой, если он не развивает свою инфраструктуру, то говорить о развитии образования не приходится. Поэтому первая проблема — это формирование элементов цены, то есть то, что входит в эту цену, куда могут расходоваться средства. Вторая проблема — это оплата обучения. Она у нас очень сильно варьируется. И разброс довольно широкий. Допустим, специальность одна, а цены разные. Возьмем юриспруденцию: от 10 до 30 тысяч сомов и выше за годовое обучение. Вы зададитесь вопросом: почему? И на самом деле все прекрасно понимают, что так не бывает. Ведь должна же существовать хотя бы минимальная себестоимость, при которой можно выдержать минимальные стандарты качества по специальности «юриспруденция». Такая же ситуация и с другими специальностями.

— Каким должен быть верхний порог оплаты за учебу?

— Нужно создать минимальный порог обучения. Но ниже минимального — это будет уже обман заказчика, то есть обучение будет некачественное. И здесь уже должны работать рыночные механизмы. Прямо сказать, что чем выше оплата за обучение, тем выше качество, мы не можем, но связь между ними должна быть. Как раз такая связь у нас отсутствует. Нужно убрать верхний предел стоимости за обучение и установить минимальную плату. Это можно посчитать, взять средние параметры расходов на подготовку какого-либо специалиста и цифра сама выскочит. И ниже этого порога ВУЗ не может снизить плату. Меня могут обвинить в том, что речь идет только о повышении платы за обучение. Оплата должна быть соразмерной качеству предоставляемых услуг. Это право заказчика — требовать качественные услуги, которые должны быть оговорены в договоре (контракте).

— Могли бы немного остановиться на стандартах обучения?

— Новые стандарты только на стадии разработки. Если мы выбираем болонские методы, то мы должны идти по их стандартам, если по классическому методу, то должны придерживаться его правил. То есть, прежде всего, надо определиться, куда мы движемся? Мы не должны изобретать велосипед, так как существуют мировые стандарты. Что касается оплаты за обучение, рынок всегда будет диктовать свои требования. А в каком вузе будет учиться студент, и какие будет получать знания, тут уже играет роль ценовая политика. Можно поставить очень высокие цены, но если качество не будет соответствовать ценам, то в этот вуз никто не пойдет учиться. А минимальные стандарты обучения должны быть подняты. Сегодня мы и без того уже опустили планку требования, как по стандартам качества образовательных услуг, так и по стоимости обучения.

— Что Вы можете сказать о политике определения бюджетных образовательных грантов?

— Что касается бюджетного и внебюджетного финансирования, то, как уже было сказано, мы должны исходить из реальности, в которой находится Кыргызстан. Если у нас приоритетом становится дошкольное и школьное образование, то финансовые возможности страны пока не позволяют финансировать вузы. И правильным будет оптимизировать систему госзаказов, финансирования выпускников, когда государство не распыляет свои финансовые средства, а сосредоточивает их в одном направлении. Но единый прейскурант должен быть на всех.

— Канат Керезбекович, каким, по Вашему мнению, должен быть новый механизм оплаты услуг в вузах?

— Если государство заказывает, то оно должно оплачивать вузу в полной мере  подготовку данного специалиста. Сейчас, увы, это не так. Такие специальности, как «библиотекарь», «учитель» и другие социальные специальности, становятся менее популярными, но, тем не менее, они нужны обществу. И именно на эти специальности государство может давать заказ. А другая категория профессий,— юристы, финансисты —  всё-таки должны отказываться от государственного финансирования. Там будут работать законы конкуренции и рынка.

— А как быть с талантливыми людьми?

— Эта тема тоже остается открытой. Здесь нужно развивать общественные институты. Надо проводить независимый отбор талантливых ребят, а они, в свою очередь, сами выберут, в каком вузе им учиться. После этого независимая организация перечисляет деньги, частично или полностью, на их обучение. Должны работать механизмы поддержки социально уязвимых слоев населения. Если какая-нибудь организация оплачивает обучение студента, то она не облагается налогом. В частности так делается в России. К сожалению, многие люди не понимают, что, вкладывая в образование, они вкладывают в себя, в свое будущее, которое рано или поздно оправдает их финансовые затраты.

Беседовала Гульнара Калыгулова

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker