Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

«Об экономических взаимосвязях»

25/01/08 - 15:01

Накануне министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров высказал мысль о том, что преобладание в структуре доходной части бюджета таможенных поступлений указывает на чрезмерную (тревожную) зависимость госбюджета от внешнеторговых операций, а точнее — от импорта товаров из Китая. Эту зависимость министр рассматривает как уязвимое место отечественных госфинансов и экономики в целом. Из этого складывается вывод, что в структуре доходной части бюджета должны преобладать налоговые поступления в целях обеспечения большей устойчивости государственных доходов. Следует заметить, что подобную мысль министр высказывает не впервые. В подобных терминах он высказывался и раньше.

Не вдаваясь в излишние рассуждения по этому довольно сложному и, безусловно, интересному вопросу, мы хотели бы внести в него ясность. Ясность концептуальную, а не эмпирическую. Поскольку с этого и нужно начинать, так как без крепкой понятийной основы любой самый изощренный эмпиризм чреват глубокими заблуждениями и пустыми спорами.

Одним из основополагающих экономических принципов является взаимозависимость экономических величин (показателей). Например, спрос зависит от предложения, и предложение — от спроса, цена — от количества, и количество — от цены, налог — от дохода, доход — от налога, сельское хозяйство — от промышленности и услуг, услуги и промышленность — от сельского хозяйства и т. д. Именно из необходимости системного подхода к анализу сложных взаимозависимостей и выросла экономическая наука. Уже около 250 лет назад она начала оформляться в самостоятельную науку под влиянием и усилиями людей, понимавших, что обычный причинно-следственный анализ к изучению экономических проблем не применим.

Такие величины, как таможенные поступления от импорта и налоги, не являются исключением. Утверждать, что бюджету будет придана большая устойчивость за счет уменьшения удельного веса таможенных и увеличения удельного веса налоговых поступлений означает, что эти две величины рассматриваются независимо друг от друга. Словно между ними нет никакой связи. Однако на самом деле такая связь существует, и она очевидна. Кто платит налоги и таможенные поступления? Предприятия. Как правило, одни и те же. В обоих случаях речь идет о налогах, которые лишь по-разному высчитываются. Предприятия страны между собой завязаны огромным множеством прямых и опосредованных экономических отношений, которые формируют единую систему, а не набор раздельных частей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на межотраслевой баланс, где отображена совокупность сложных хозяйственных связей между экономическими субъектами страны (в Нацстаткоме КР имеется межотраслевой баланс нашей экономики за 1998 год). И показатели внешней торговли являются составной частью этого баланса, а не каким-то придатком. Достаточно сократить импорт, как в межотраслевом балансе (который, по сути, является большой математической матрицей) начнут перестраиваться все остальные показатели (кроме параметров). В том числе и налоговые поступления в бюджет, которые обязательно отреагируют на изменения импорта. Если речь идет о такой экономике, как экономика Кыргызстана, то реакция будет немедленной. Дело в том, что наша страна сильно завязана на внешней торговле, и если в Китае произойдет спад производства с последующим сокращением нашего импорта из Китая, то очень многие сектора кыргызской экономики окажутся в кризисе. Очевидно, что это вызовет снижение налоговых поступлений.

Из этого следует, что высокий удельный вес таможенных поступлений в структуре бюджета не представляет угрозы отечественным финансам. Угрозу представляет скорее слабость внутреннего производственного аппарата, страхового секторов и государственного механизма, то есть всех тех элементов, которые важны для предотвращения и смягчения внешних экономических шоков. Очевидно, что эту слабость изменением структуры доходной части бюджета не устранить.

Что касается оптимизации структуры государственных поступлений, то здесь, прежде всего, необходимо руководствоваться такими критериями, как уровень сложности администрирования и наличие достаточной базы для обложения. Нет смысла делать ставку на труднооблагаемые фискальные инструменты, равно как и облагать налогами низкодоходные операции. Внешнеторговые операции, напротив, характерны тем, что их легко отслеживать и облагать налогами. Более того, в сильно завязанной на внешней торговле экономике таможня должна быть одним из основных источников дохода государства.

Администрирование таможенных сборов по своему принципу реализуется намного легче и, согласно многим исследованиям, намного дешевле для государства, чем администрирование налоговых поступлений. При этом, согласно тем же исследованиям, для предприятий намного легче скрыться от налоговых сборов, чем от таможенных.

Для экономики Кыргызстана географическая близость к Китаю превратилась в важнейший экономический ресурс, который надо использовать, а не бояться. За годы независимости мы превратились в транзитную для китайских товаров страну. Для государства этот ресурс непосредственно реализуется через высокую долю таможенных сборов в бюджете. Это естественное состояние нашей экономики и национального бюджета. Потому искусственно снизить долю таможенных поступлений невозможно. Другое дело, если доля таможенных поступлений снизится со временем, а бюджет при этом увеличится в разы за счет роста экономики и его производственных компонентов. Но тогда необходим совсем другой комплекс действий, направленных на укрепление внутренней экономики Кыргызстана в целом. Сетовать надо не на высокую долю таможенных поступлений в бюджет, а на слабость экономики Кыргызстана в целом и его госаппарат. Более того, в данный момент Китай является «мировой фабрикой» всевозможных видов продукции. И в ближайшие годы объем китайского производства никак снижаться не намерен. Может быть, замедлится рост китайской экономики, но продукции для экспорта в (и через) Кыргызстан, объемы которого в совокупных объемах внешней торговли Китая мизерны, хватит.

Не следует также забывать о перераспределительном эффекте изменения доли налоговых и таможенных поступлений в бюджете. Надо учитывать тот факт, что импортные товары потребляются больше населением с более высоким уровнем доходов. Ослабляя давление на импорт, предлагается и усиление налогового бремени на более бедных. Следует учитывать всем известные результаты эконометрических исследований налогово-таможенных реформ в развивающихся странах, с которыми Кыргызстан обретает все больше общих характеристик. Одним из основных выводов этих работ является то, что увеличение налогообложения приводит к большему уровню бедности, чем увеличение таможенных сборов!

В Кыргызстане, к сожалению, таможенная и налоговая сферы являются наиболее коррумпированными. Именно коррупция наряду со слабостью внутреннего производственного аппарата, страхового сектора и государственного механизма являются прямой угрозой и источником нестабильности для государственных финансов. Хотя борьба с этим явлением, безусловно, гораздо более сложное мероприятие, нежели снижение доли таможенных сборов в бюджете.

Арман Ахунбаев, Чингиз Шамшиев

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker