Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Относительная самостоятельность идеологии

12/01/06 - 11:04

Базисные отношения порождают, изменяют и прекращают надстроечные отношения. Общественное бытие определяет общественное сознание. Идеологические отношения в своем развитии не копируют развитие базисных отношений слепо и автоматически, не следуют полностью за ними, а имеют свою определенную самостоятельность развития по отношению к базисным, экономическим отношениям.

В предыдущей статье мы писали об относительной самостоятельности таких идеологических норм, как политические и правовые. В сегодняшней статье мы покажем такую относительную самостоятельность оставшихся идеологических норм: моральных, научно-технических, норм общественных организаций, религиозных и эстетических.

Близко к нормам права по характеру связи с условиями материальной жизни стоят нормы общественных организаций, особенно те из них, которые заняты в сфере производства, распределения материальных и духовных благ: профсоюзы, кооперации всех видов. Определенные стороны деятельности этих организаций и нормы, регулирующие эту деятельность, прямо и непосредственно вытекают (конечно, через политику) из характера производственных отношений в данный период развития общества. Разные формы собственности точнее определяют место коопераций, ассоциаций, арендных, акционерных и иных предприятий в системе политической системы общества, специфику их деятельности, в том числе, нормотворческой. Характер распределения материальных и духовных благ, имеющий целью всемерное удовлетворение потребностей населения, накладывает отпечаток на деятельность профсоюзов, занятых в этой области. Что же касается норм других общественных организаций, то они связаны с материальным производством в меньшей мере и поэтому обладают большей относительной самостоятельностью.

Специфика связи норм морали с условиями материальной жизни общества заключается в том, что она (связь) осуществляется в большой степени посредством многих других социальных общественных факторов, в том числе политики, права, характером развития духовной жизни, культурными традициями, целями общества. Экономические потребности общества получают свое отражение в требованиях норм морали через сложную систему связующих звеньев, которые, в свою очередь, могут находиться в разной зависимости от определяющей их основы. Этим объясняется тот факт, что в системе нравственных форм могут иметь место нормы, по форме и содержанию далеко не соответствующие объективному ходу развития общества.

Правда, их обратное воздействие на условия материального производства не носит такого непосредственного пагубного характера, как оно имеет место в случае с нормами политическими и правовыми. Но косвенное влияние, которое они оказывают на развитие общества, является не малым и не второстепенным.

Если для жизни норм права, норм общественных организаций, научно-технических норм достаточно в основном сознательного, рационального восприятия их целесообразности, необходимости, то для действительной жизни норм нравственности необходимо не только и не столько довести их до сознания членов общества, сколько воплотить в чувства, психическую жизнь, сделать привычкой, натурой человека.

Вся совокупность норм нравственности, аналогично нормам права, не- одинакова по характеру связи, обратному влиянию и относительной самостоятельности по отношению к развитию материальных условий жизни общества. Из моральных норм можно условно выделить определенную часть, ближе всего стоящую к производственным отношениям и потому обладающую меньшей самостоятельностью, динамикой, большей степенью обратного воздействия на развитие всех общественных отношений, в том числе развитие моральной основы. К подобным нормам относятся моральные требования, закрепленные в моральном своде общества: добросовестный труд на благо семьи и общества; забота каждого о сохранении и умножении общественного и личного достояния; непримиримость к нечестности, карьеризму, стяжательству. Эти общие моральные требования конкретизируются в отношениях людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, в отношениях по охране и развитию разных форм собственности, при оценке отношения людей к общественному труду и вознаграждению за этот труд. «В действительности, -  писал Ф.Энгельс, - каждый класс, каждый род занятий имеет свою собственную мораль». Ф. Энгельс имел в виду классовое антагонистическое общество.

Определенной спецификой характеризуются взаимосвязь научно-технических норм с материальными условиями жизни общества. Возникновение, точнее, установление научно-технических норм прямо и непосредственно обуславливается не производственными отношениями, а степенью развития производительных сил, то есть степенью овладения и подчинения человеком природы. Развитие материального производства выдвигает перед человеком новые потребности в средствах овладения и подчинения сил неживой природы. Осознанная потребность, непосредственно вытекающая из практической производственной деятельности человека, превращается в научную проблему, разрешение которой приводит к открытию научных проблем законов и конкретизирующих их норм. Характер же производственных отношений определяет пути и цели разрешения научных проблем, тормозит или ускоряет этот процесс, а после открытия научных законов и установления норм открывает простор или ставит преграды на пути действия. В свою очередь, открытые научные законы и установленные на их основе нормы, оказывая обратное воздействие на материальное производство, ускоряют процесс развития общества не только в сфере материальной жизни, но и в возвышающейся над ней духовной надстройке. Будучи явлением надстроечного порядка, научно-технические нормы обладают определенной степенью относительной самостоятельности, развиваясь по внутренним законам, на основе разрешения собственных противоречий и при взаимодействии с остальными социальными нормами. Притом, различные части научно-технических норм по-разному определяются уровнем производства, степенью относительной самостоятельности в развитии и характером обратного влияния. В первом случае связь с уровнем развития производства очевидна, во втором случае ее почти невозможно проследить. Особенностью научно-технических норм является то обстоятельство, что они используются в различных обществах, и мы можем в обществе найти нормы, которые действовали несколько столетий назад, не изменив своего объективного содержания, но изменив лишь свою социальную направленность. «Люди, - писал К. Маркс, - никогда не отказываются от того, что они приобрели».

В плане исследования социального назначения норм права в системе социальных норм важно подчеркнуть тот момент, что научно-технические нормы играют всё большую роль в обществе. Применение научно-технических норм становится решающим фактором могучего роста производственных сил, и эффективность их воздействия особенно возрастает в том случае, когда остальная совокупность социальных норм общества, и, главным образом, нормы права создают условия для беспрепятственного их действия.

Связь эстетических норм с условиями материального производства значительно отличается от связи всех остальных норм. Дело в том, что эстетические нормы - «высший вид идеологии». Они дальше всего стоят от производственных отношений и обладают самой большей степенью относительной самостоятельности в развитии. В силу этого эстетические нормы могут далеко опережать в развитии производственные отношения, но, с другой стороны, высокий уровень развития производства не обязательно связан с высокими эстетическими требованиями. Наглядным примером может служить эстетическое развитие Древней Греции и современного Западного мира. Греки при относительно низком уровне производительных сил и низких формах производственных отношений создали величайшие произведения искусства, которые, по словам, К. Маркса, «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца». Современное же западное искусство, несмотря на высокий уровень материального производства и относительно высокую, по сравнению с греческой, форму общественных отношений, являет собой наглядный пример эстетической застойности и деградации норм, регулирующих отношения между людьми по поводу прекрасного.

Обладая большей степенью относительной самостоятельности в развитии, эстетические нормы могут выполнять свое социальное назначение, если они будут самым тесным образом взаимодействовать с нормами нравственности и права. Их выработка, социальная направленность требований зависят от совокупности всех духовных явлений, но, прежде всего и главным образом, зависят от системы социальных норм, в которой они находят свое объективно-определенное место, согласуя свои требования с требованиями остальных норм.

Характер связей религиозных норм с производственными отношениями представляет собой пример особого рода относительной самостоятельности развития надстройки и ее зависимости, в конечном счете, только от уровня материальной жизни.

В обществе, как в экономической, так и в духовной жизни, есть основа для сохранения религиозных норм. Источники их существования коренятся главным образом в сфере сознания. Существующие в обществе религиозные нормы оказывают некоторое обратное воздействие на определенные стороны общественного развития, и это воздействие носит не во всех случаях пагубный характер, иными словами, взаимосвязь религиозных норм с производственными отношениями носит двусторонний характер. Направленность материального производства на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека нейтрализует нормы религии и религиозных норм. С другой стороны, сохраняясь в сознании некоторых членов общества как своеобразное отражение реального мира, как духовный слепок того времени, когда человек был бессильным в борьбе с природой и перед стихийным общественным развитием, религиозные нормы  могут как тормозить, так и способствовать общественному прогрессу, оказывать отрицательное влияние на связи (точнее, отсутствие положительной связи) религиозных норм с производственными отношениями, а также определяют их место в процессе взаимодействия всех социальных норм, характер отношения к ним норм права.

Анализ связей отдельных видов идеологических социальных норм с условиями материальной жизни общества, с общественными отношениями показал нам степень относительной самостоятельности каждого вида и предела обратного воздействия на ход общественного развития общества.

Жумакадыр ТОГОЙБАЕВ,
судья Конституционного суда Кыргызской Республики

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker