Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Почему «пробуксовывает» судебная реформа и кто в этом виноват?

12/01/06 - 11:13

Все реформы, проводимые в государстве, прежде всего, начинаются с судебной реформы. Состояние судебной системы - это прямое отражение состояния государства, органов государственной власти и управления, социальной, экономической, политической и общественной жизни. Но, на протяжении 15 лет дальше разговоров «о необходимости проведения судебной реформы» дело не идет. Судебная реформа «торпедируется» заинтересованными людьми, т.к. ее проведение лишило бы некоторые лица возможность оказывать влияние на суды и принимаемые ими судебные акты. Пресловутое «телефонное право», «заказные» дела выгодны обеим сторонам. У судьи, который выполняет такие «заказы», руководствуясь «телефонным правом», развязываются руки. Он как бы получает «индульгенцию» принимать судебные акты по своему усмотрению, что в дальнейшем порождает судебный произвол, беззаконие и т.д. Все чаще судьи становятся участниками скандалов, связанных с избранием депутатов, переделов собственности и т.д.

27 июля 1994 года был издан Указ президента республики «О некоторых мерах по усилению судебной власти и авторитета судей». Основным лейтмотивом данного Указа было проведение судебной реформы. Но реформа не была проведена. Почему «пробуксовывает» судебная реформа и кто виноват в этом? Ответы на эти вопросы были даны бывшим президентом в его Указе №75 от 16 марта 1998г. «О некоторых организованных мерах по ускорению судебной реформы в КР». А. Акаев прямо указал по чьей вине не идет судебная реформа - это высшие органы судебной власти. К ним можно было отнести Верховный и Высший арбитражный суды. И в первую очередь - руководство этих органов.

На IV съезде судей тогдашний президент республики четко и ясно, произнес: «судебная система является в большей степени коррумпированной», «орган, который в угоду богатым и сильным преследует простых людей вместо того, чтобы стоять на страже прав и законных интересов именно рядовых граждан».

Изменилась ли ситуация в судебной системе, после того выступления президента республики? Ничего не произошло. Каких-либо кардинальных реформ в судебной системе не произошло. А наоборот, состояние ее еще более обострилось. Принципы коррупции, судебного произвола и беззакония, круговой поруки и т.д., отмеченные в выступлениях президента на IV съезде судей продолжается.

16 июня 2003 года был принят закон «О Верховном суде КР». Приняв такой закон, мы оказались «впереди всей планеты». Мы единственная страна в мире, имеющая такую судебную систему, аналогов такой системы нет. Кыргызстан создал судебную систему, где Верховный суд состоит из двух независимых судебных структур, решения которых окончательны и обжалованию не подлежат. Сторона не согласная с решениями этих судебных структур не может обжаловать их, тем самым были грубо нарушены требования, вытекающие из статьи 15 Конституции КР - «равенство перед законом и судом, и право на судебную защиту».

Независимо друг от друга судебные акты нижестоящих судов в Верховном суде рассматриваются по вертикали Президиумом и Судебными коллегиями. Но самое интересное, что местные суды по закону о Верховном суде, не вошли в состав (структуру) Верховного суда, и свою деятельность местные суды должны осуществлять на основании конституционного закона, а такого закона до настоящего времени нет. В связи с этим возникает правомерный вопрос: имеет ли право Верховный суд - его Президиум и Судебные коллегии, кассационная и апелляционная коллегии областных судов рассматривать в порядке надзора судебные акты местных судов?

Надежды, что будет произведена судебная реформа, нет. Одиозные фигуры, более десяти лет крутившиеся вокруг бывшего президента, занимавшие ответственные должности и проводившие «правовую и судебную реформы», после 24 марта были востребованы новым руководством. К чему приведут «консультации и советы» этих «реформаторов» можно предвидеть. Опыт прошлых лет об этом красноречиво говорит.

Видимо, в проведении судебной реформы никто не заинтересован. Слишком опасно это. Пускать судей в «независимость». Каких-либо новшеств в проведение судебной реформы после 24 марта не вносится. Главным «новшеством» является лишь вопрос о назначении судей: избирать их как депутатов или назначать. А суть самой системы не затрагивают. Мы в конституционном порядке закрепили создание судебной системы, которая основана на профессиональной некомпетентности судей, судебном произволе и беззаконии... А именно, в статье 80 Конституции КР закреплено, что судьями Конституционного и Верховного суда могут быть лица, имеющие юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, а судья местного суда - не менее 5 лет.

Судьями, председателями, заместителями Верховного, областного судов должны назначаться лица, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 3-5 лет. Для работы в судебных органах, которые являются надзорными инстанциями и должны комплектоваться именно из судей, а не из чиновников от юриспруденции, не имеющих опыта работы и необходимых знаний необходимо подбирать профессионально подготовленных людей. Нужно раз и навсегда прекратить проводить эксперименты над судьями и установить единый срок для всех судей: убрать избрание их на 7-10 лет и сделать предельный срок полномочий до 70 лет.

С 1995 года на протяжении 10 лет я обращался к президенту, всем премьер-министрам республики, торага, депутатам Жогорку Кенеша с конкретными предложениями о необходимости проведения судебной реформы. Ответа от них до сего момента не получил. За свои убеждения я подвергался гонениям со стороны властей. Единственным человеком, который прислал ответ, был депутат А. Бекназаров, за что я ему очень благодарен.
Но все вышеизложенное меркнет перед «малой» судебной реформой, проведенной в 2004 году, согласно которой образовались межрайонные суды. Направленность этой реформы была очевидна: ликвидировать экономические суды и на их базе создать административные. Данная «реформа» была осуществлена с «благословения» бывшего президента республики. Результаты ее сразу же отразились на экономическом развитии государства. Резко сократилось движение капитала, который стал уходить в другие республики. Последствия такой «реформы» окажут негативное влияние не только на экономическое развитие, но на все сферы жизнедеятельности государства. Видимо, кому-то было выгодно ликвидировать экономические суды. Этот вопрос никем не обсуждался и не поднимался.

И можно ли после этого говорить, что у нас когда-нибудь будет проведена судебная реформа, и что эту реформу будут проводить профессионалы-специалисты, а не чиновники от юриспруденции, физики, историки, филологи, лаборанты и т.д.

Но надежда умирает последней. Всё-таки хочется надеяться, что судебная реформа у нас произойдет.

Мекен ТОКТОМУШЕВ,
зампредседателя Бишкекского межрайонного суда

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker