Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Человек - высшая ценность государства

12/01/06 - 11:21

«Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна».
Гегель, немецкий философ

Как свидетельствует история, процесс распада великих империй всегда сопровождался потрясениями и катаклизмами. Не миновала эта участь и некогда могучую советскую сверхдержаву. Анализируя причину развала Советского Союза, бывший президент СССР М. Горбачев как-то сказал: «Понять, что неправильно - было легко. Самое трудное - понять, что правильно».

«Неизученная жизнь ничего не стоит»,- утверждал античный философ Аристотель, а его учитель Сократ говорил: «Если внимательно изучать следствия, то можно узнать причины, их вызвавшие».

Поиском правильных ответов на жизненно важные вопросы сегодня озабочены практически все политические партии и движения в республике. Не является исключением и недавно созданный Союз демократических сил. Так, один из основателей и лидеров СДС, депутат ЖК К. Байболов, причину распада СССР и падения режима Акаева видит «в оторванности государственной власти от источника власти - народа, пренебрежении его интересами». Власть, по мнению Кубатбека Калбековича, потеряла доверие кыргызстанцев после того, как не справилась со своей главной задачей и начала манипулировать сознанием народа.

На мой взгляд, Аскар Акаев изначально отдал предпочтение порочной цели, определившей создание псевдодемократического государства и обусловившей его нравственное содержание. Для сокрытия цели личного обогащения, по всей видимости, с подачи хитроумных советчиков, он прибегнул к китайской стратагеме: «Скрыть акацию и указать на тутовое дерево». Суть данной стратагемы, то есть способа введения людей в заблуждение, состоит в ложном направлении их мыслей. В разведке этот спецприем известен как «отвлечение внимания на ложный объект».

Руководствуясь этой стратагемой, бывший президент использовал в качестве государствообразующей основы заведомо негодный объект - абстрактное философское понятие под названием «народ», что подтверждается первой статьей действующей (с 5 мая 1993 года) Конституции, которая гласит: «Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Кыргызской Республики».

«Неправильное использование «имен»-понятий,- утверждал древнекитайский философ Мо Ди,- приводит к нарушению правил рассуждения, которые могут быть усугублены отсутствием четкого представления о границах собственного знания о предмете». Поэтому аморальные политические лидеры государств используют ложно направленную мысль для манипулирования сознанием людей и концентрации власти в своих руках. Обладание абсолютной полнотой власти позволяет им сводить до минимума права и свободы своих граждан, определять всю жизнь общества своей властной волей, то есть создавать коррумпированную систему управления, посягающую на внутреннюю и внешнюю безопасность страны и ущемляющую жизненно важные интересы простых граждан.
Цель политики, как видим, находится в этической сфере, а ориентация политического лидера на достижение социально полезных целей всецело зависит от уровня его морального сознания, нравственного облика и его политической культуры.

«Сложившиеся сегодня международные реалии и геополитическая ситуация,- считает лидер СДС К. Байболов,- не оставляют для Кыргызстана другого выбора, кроме демократического». Демократизация общественных отношений - это прежде всего повышение степени свободы личности, ослабление пресса принудительности, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Следовательно, для усиления демократии и обеспечения реальных прав человека необходимо превратить его естественные права в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству. Деятельность же государства должна быть сведена к правовому обеспечению индивидуальной свободы. Государство, - как сказал экс-президент Франции Жискар дЭстен,- это всего лишь орудие на службе нации. Эта же мысль была озвучена главой нашего государства К. Бакиевым на встрече с лидерами молодежных движений республики, где он подчеркнул: «Конституция должна защищать гражданина, гарантировать ему свободу и безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Человек должен знать, что Конституция - это его щит и меч».

Развивая данную мысль, на церемонии принятия присяги членами правительства Курманбек Салиевич определил главную стратегическую цель развития государства. «Цель законодательной, исполнительной и судебной власти одна: добиться улучшения жизни людей, чтобы народ жил достойно, в стране царили законность и порядок, свято соблюдались права и свободы граждан…».

Конституционная реформа должна определить место и роль человека в политической жизни кыргызского общества. Поэтому для перехода от «частично свободного» статуса к «свободному», наведения должного порядка в стране и укрепления власти закона, а самое главное - искоренения первопричины коррупции, Кыргызстану необходимо, прежде всего, привести в соответствие базовые понятия Основного закона и конституционно закрепить главную цель развития государства.

В этой связи, полагал бы возможным внести следующее положение в статью первую Конституции: «В Кыргызской Республике человек признается высшей ценностью, а его права и свободы - естественными и неотчуждаемыми». Исключительно важное значение должно быть уделено государствообразующей основе, которая могла бы быть изложена в следующей редакции: «Источником государственной власти в Кыргызской Республике является каждый ее гражданин, составляющий в совокупности народ Кыргызстана». Государство как бы «растворяется» в каждом индивиде, когда каждый член общества сможет, подобно Людовику XIV сказать: «Государство - это я».

Государственная идеология Кыргызстана должна быть основана на идее превращения естественных прав человека в субъективные права каждого отдельно взятого гражданина страны. Кстати, впервые эта идея была изложена Т. Джефферсоном в 1776 году в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки. Это было совершенно новое, поистине революционное положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство. Идеи, изложенные в Декларации, оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь не только в США, но и в других развитых странах мира. Потому что уровень прав человека в справедливом обществе является показателем цивилизованности государства и уровня благосостояния его граждан.

Государство может оправдать свои действия только в том случае, если будет доказано, что оно действовало во имя всеобщего блага.

Имарали КУШМАТОВ,
специалист по вопросам госбезопасности

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker