Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Паспорта кыргызстанцев доверили молдаванам

14/01/06 - 10:02

Паспортная реформа в Кыргызстане вышла на новый этап. За полтора года власти страны определились с тем, кто будет печатать новые паспорта. После долгих перипетий выбор остановили на молдавской компании «Регистру». Теперь пришло время разъяснять населению, что и как делать, чтобы получить документы. Оказалось, что у сотрудников паспортных столов вопросов по поводу обеспечения граждан новыми документами не меньше, чем у рядовых кыргызстанцев. Нацагентство по информационным технологиям и связи собрало паспортистов МВД со всей республики в Бишкеке на специальный семинар.

Главная проблема, на которую жалуются работники паспортных столов, – это слишком сложная система обработки данных. Параллельно с обменом старых паспортов на новые идет создание информационной базы. Центр пополнения этой базы данных находится в Бишкеке. Это оборудование стоимостью в миллион долларов, два квадратных километра площади и семь операций, которые совершает машина, обрабатывая заявления кыргызстанцев. Паспортные столы всех РОВД республики принимают документы у граждан, дважды в неделю курьеры специальной фельдъегерской службы доставляют их в Бишкек и сдают в Управление паспортно-визовой работы МВД. Оттуда они попадают в НАИРТС, а это агентство передает их на предприятие молдавской компании «Регистру».

Машина обрабатывает данные заявлений настолько скрупулезно, что из-за нечеткой фотографии, неразборчиво написанной буквы или цифры, она может забраковать заявление. Тогда его отправляют обратно в РОВД. Процедура доставки и обработки информации может занять месяц, так что через месяц после сдачи заявления человек может получить ответ о том, что его анкета не подошла и нужно все заполнять снова. То есть – снова покупать бланки (на внутренний и заграничный паспорт – разные бланки, каждый из которых объемом в 5 страниц стоит 1 евро) и заполнять их. И ведь нет никакой гарантии того, что исправляя одни ошибки, человек может допустить другие, из-за которых дотошная машина снова отвергнет его бумаги. Начальник паспортного стола Сузакского района сообщил на семинаре, что в его ведомстве уже скопилось 217 возвращенных заявлений и 80 бланков, испорченных заявителями в процессе заполнения.

Паспортисты из регионов предлагают установить оборудование для персонификации данных хотя бы в Оше и Караколе. Но НАИРТС говорит, что этого не будет, а решать проблему надо на местах: работникам паспортных столов и самим гражданам надо быть просто внимательнее. Глава нацагентства Амангельды Кенжетаев считает, что сейчас много проблем с бракованными заявлениями возникает из-за неграмотности населения, но со временем механизм будет отлажен.

На семинаре в Бишкеке обнаружилось еще несколько слабых звеньев новой системы паспортизации. Например, переводчики, которые все данные из заявлений граждан, вписанные на русском языке, переводят на английский для заграничных паспортов. Достаточно человеку нарушить правила транслитерации и машина снова бунтует, а за ней - и гражданин, подавший документы без ошибок и вынужденный из-за чужой ошибки тратить собственные время и деньги. Как быть в таком случае, ни НАИРТС, ни Управление паспортно-визовой работы МВД не знают.

Нет ответа и на такой вопрос: как быть людям, которые год назад получили новые загранпаспорта паспорта сроком на 1 год и заплатили за них по 165 сомов – вдвое меньше цены, установленной изготовителем. Фактически, сейчас этим людям нужно просто продлить срок действия паспорта и заплатить недостающую сумму. Но не все так просто: года назад эти граждане платили деньги на один счет, а теперь для получения нового паспорта их нужно переводить на другой. И автоматизированная система примет данные на продление срока действия паспорта только в том случае, если там будет указан нынешний номер счета и сумма, соответствующая полной стоимости загранпаспорта – 6.79 евро. В НАИРТС говорят, что вернуть людям прежде заплаченные 165 сомов за каждый паспорт не смогут и теперь предстоит искать решение: как сделать, чтобы волки были сыты – то есть система обработки информации получила нужные данные, и овцы целы – то есть, чтобы те, кто получил загранпаспорта год назад не заплатили за них лишнего.

Паспортные столы и НАИРТС готовы предоставлять гражданам и услугу по срочному оформлению новых документов. Вместо месяца процедура может занимать от 3 до 7 дней, но естественно – заплатить за нее придется больше. Сколько – пока не известно. Это должны решить в «Регистру»: ведь именно их сотрудники вынуждены будут работать сверхсрочно.

Представитель компании «Регистру» Таалайбек Джумабаев сообщил на встрече, что при всем ажиотаже вокруг новых паспортов, система персонификации данных, установленная в Бишкеке, загружена всего на 10 %. «Система способна за одну смену обработать до 2 тысяч анкет на получение внутреннего паспорта и до 500 заявок на получение заграничного. С 9 декабря прошлого года она обработала всего 343 заявки по пластиковым карточкам и около 2,5 тысяч заявлений на получение загранпаспортов», - сообщил Таалайбек Джумабаев.

Начальник Управления паспортно-визовой работы МВД Эркин Арапбаев сообщил, что за последний год в МВД поступило более 36 тысяч заявлений на получение новых паспортов. Около 35 тысяч отправлено на внесение в базу данных. Выдано более 28 тысяч паспортов. Из 100 тысяч бланков заявлений, которые компания «Регистру» предоставила НАИРТС в начале паспортной реформы, в паспортные столы на сегодня переданы примерно 46 тысяч.

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker