Сегодня и завтра в ходе лондонской встречи главам МИД Армении и Азербайджана предстоит обсудить подготовленный посредниками Минской группы ОБСЕ двухстраничный документ, в котором изложены основные принципы урегулирования нагорнокарабахского конфликта. По словам российского сопредседателя Минской группы Юрия Мерзлякова, в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе уже ознакомились с новыми предложениями Минской группы, однако "стороны пока не пришли к согласию вокруг некоторых основных принципов".

Новый действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт, планирующий посетить Южный Кавказ в третьей декаде января, не исключает, что "соглашение может быть достигнуто именно в ходе февральской встречи Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, а само соглашение осуществлено позднее, в 2006 году". Стороны конфликта гораздо более осторожны в своих прогнозах. Но и в Ереване, и в Баку говорят о наличии определенных предпосылок к достижению уже в нынешнем году прогресса в переговорном процессе.

Для Армении основой решения проблемы является международное признание права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. По словам главы МИД Армении Вардана Осканяна, «только признание со стороны Баку этого факта и его документальное закрепление позволит начать урегулирование проблемы». Азербайджан стремится к урегулированию в рамках своей территориальной целостности.

В Нагорном Карабахе, в 1991 году провозгласившем независимую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), не скрывают сомнений в возможности подписания в нынешнем году какого-либо документа. «Конечно, мы тоже хотим разрешения вопроса, но ситуация показывает, что реального основания для подобного оптимизма нет. Слишком полярны позиции Азербайджана и НКР. Мы никогда не согласимся с урегулированием в рамках территориальной целостности Азербайджана», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» руководитель аппарата МИД НКР Леонид Мартиросян. В Степанакерте убеждены, что без участия в переговорах Нагорного Карабаха урегулирование попросту невозможно.

С 1997 года Баку отказывается садиться за стол переговоров со Степанакертом, стремясь перевести конфликт в плоскость территориального спора с Ереваном. По этой причине мирный процесс из формата полноценных переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ перешел на уровень армяно-азербайджанских консультаций на уровне глав МИДов и президентов Армении и Азербайджана. Их содержание не раскрывается.

Однако в последнее время в политических и экспертных кругах в качестве возможного варианта урегулирования муссируется некая схема урегулирования. В нее входят вывод карабахских войск из ряда районов вокруг НКР, перешедших под контроль Степанакерта в ходе войны; возвращение азербайджанских беженцев в места постоянного проживания; реанимация транспортных коммуникаций, ныне заблокированных Азербайджаном и Турцией; ввод международных миротворческих сил для обеспечения безопасности гражданского населения; проведение через 10--15 лет дополнительного референдума по вопросу о статусе Нагорного Карабаха, итоги которого станут окончательными для сторон конфликта. Первый референдум, по итогам которого была провозглашена НКР, был проведен в Карабахе 10 декабря 1991 года.

Между тем позиции конфликтующих сторон сильно разнятся практически по каждому из этих вопросов. В частности, Баку, выводя на первый план «освобождение территорий и возвращение беженцев», пытается отложить на неопределенный срок определение статуса Нагорного Карабаха. В свою очередь Ереван и Степанакерт считают неприемлемым решение отдельных вопросов в отрыве от общего контекста урегулирования. «Вопрос территорий вокруг НКР связан непосредственно с вопросами безопасности и статуса Нагорного Карабаха. Для нас первоочередной проблемой является определение политического статуса НКР», -- сказал «ВН» Леонид Мартиросян. По его словам, в Степанакерте пока не обсуждают возможные сроки проведения дополнительного референдума.

Депутат парламента Армении Шаварш Кочарян в беседе с корреспондентом «ВН» указал на угрозы, связанные с неопределенным периодом, на который оттягивается проведение референдума после вывода войск с территорий вокруг НКР и возвращения азербайджанских беженцев. «На этот период оборона НКР становится уязвимой, а ситуация может измениться. Азербайджанская сторона может сама спровоцировать события, которые потом станут основой для отказа от ранее достигнутых договоренностей», -- подчеркнул депутат Кочарян.

Тем не менее ОБСЕ в надежде на прорыв в процессе урегулирования уже ведет подготовку к возможному вводу миротворцев. В конце 2005 года в Баку и Ереване впервые за последние восемь лет побывала делегация военных экспертов Группы планирования высокого уровня ОБСЕ. Она была создана в 1994 году в соответствии с решениями Будапештского саммита ОБСЕ с целью подготовки плана возможной миротворческой операции в зоне карабахского конфликта. Ожидается ее визит и в Нагорный Карабах, где в настоящее время обсуждаются технические детали данного вопроса. После этого визита Группа планирования высокого уровня должна подготовить предложения по вопросам конкретных мест дислокации, численности и состава контингента, его функций.

Существует несколько сценариев развертывания миротворческого контингента в зоне карабахского конфликта. Участие миротворцев может варьироваться от размещения наблюдателей до проведения широкомасштабной операции с разоружением и демилитаризацией всего региона. По словам действующего председателя ОБСЕ Карела де Гухта, "какие именно силы будут дислоцированы в регионе -- миротворцы или наблюдатели, должны решить сами стороны». Если главы государств достигнут соглашения, "нетрудно будет найти страны, желающие осуществлять миротворческую миссию в зоне карабахского конфликта", отметил он.

Однако этот вопрос, по-видимому, станет предметом борьбы на международном уровне. Вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов в опубликованной на днях в «Уолл-стрит джорнал» статье заявил о готовности Москвы участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН или СНГ. Видимо, неспроста в конце ноября 2005 года на заседании глав МИДов стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, рассматривался вопрос создания миротворческого механизма в рамках ОДКБ.

Стремление направить миротворцев в зону нагорно-карабахского конфликта своих миротворцев выказывает и Турция. В западном же политико-экспертном сообществе распространено мнение, что в состав миротворческих сил в Нагорном Карабахе не должны входить представители стран -- сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также государств региона, то есть представители России и Турции. Очевиден также интерес Евросоюза к миротворческой миссии в зоне нагорно-карабахского конфликта.
eXTReMe Tracker