Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Обсуждаем бюджет. Гендерные проблемы - это не просто женские проблемы

19/01/06 - 11:14

Одни и те же процессы в ходе развития нашего общества сегодня подвергаются разнополярным оценкам. Одной из таких сложных и неоднозначных проблем является гендерное развитие Кыргызстана. Особое неприятие вызывают вопросы внедрения гендерных подходов к различным сферам общественных отношений и государственного управления. Многие считают, что в Кыргызстане гендерное равноправие достигнуто, и поднимаемые вопросы о пресловутом гендерном неравенстве являются искусственно выдуманными, виртуальными проблемами. Конечно, законодательно гендерное равноправие в Кыргызстане обеспечено, однако из-за отсутствия механизмов реализации этих правовых норм законы не работают, и гендерное неравенство наблюдается во многих сферах. И несмотря на то, что гендерное равноправие законодательно обеспечено, вопросы его достижения относятся к трудноразрешимым проблемам.

Медленно, но все же наметились подвижки в понимании того, что гендерные проблемы - это не просто женские проблемы. Нельзя считать гендерное развитие, направленным на улучшение положения только женщин. Для достижения гендерного равенства необходима реализация комплекса программ, направленных на выравнивание положения женщин и мужчин в той или иной сфере. Кроме того, следует учитывать, что при любых условиях решаться будут только те цели и задачи, которые подкреплены ресурсами.

Итак, если есть государственная политика по достижению гендерного равенства, то должен быть и источник, который будет финансировать реализацию этой политики. Очевидно, что таким источником, в первую очередь, должен стать государственный бюджет, ибо основное назначение бюджета не только обозначить, но и профинансировать намеченную государством политику. Если учесть, что в государственном управлении одной из основных функций бюджета является определение целей и задач, решение которых ставит перед собой государство на предстоящий период, и какие средства (расходы) планирует для их достижения, то возникает естественный вопрос: каким методом можно определить как государство планирует реализацию своей гендерной политики. Поскольку способ, каким в настоящее время составляется государственный бюджет, не учитывает различные социально-определенные роли мужчин и женщин. В бюджете не существует никакого определенного упоминания ни о женщинах, ни о мужчинах. Так, на повестку дня выносится понятие — гендерный бюджет», которое на слуху у тех, чья деятельность в той или иной мере связана с гендерными вопросами.

Так что же это такое «гендерный бюджет»? Бюджет, сформированный отдельно для женщин и отдельно для мужчин? Нет, «это современная социальная технология, позволяющая внедрить в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социо-половому признаку» .

Одним из инструментов этой социальной технологии является гендерный анализ государственного (республиканского и местного) бюджета, нацеленный на установление разницы в уровне влияния бюджета на женщин и мужчин, или на различные группы женщин и мужчин. Таким образом, понятие «гендерный бюджет» означает комплекс методов, методологий, мероприятий и т.п., позволяющих определить, каким образом правительство осуществляет финансовое обеспечение своих обязательств в отношении полов, т.е. заложены ли они в бюджете.  Внедрение гендерных аспектов (принципов гендерного бюджетирования) в бюджетные процессы при сложившихся на сегодня условиях и методах составления государственного и/или местного бюджета пока сложновыполнимо.

Но один аспект, а именно участие гражданского общества, в том числе женских групп, на всех этапах процесса планирования бюджета, направленного на обеспечение его прозрачности, можно осуществить уже сегодня.

Ни для кого не секрет, что многие программы развития сегодня осуществляются за счет внешних источников. Но вечно так продолжаться не может. Мы все надеемся, что кризисные явления будут преодолены, и для реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития страны основным источником ее финансирования станет государственный бюджет. Понятно также, что этот день не наступит завтра. Значит, пока мы должны определить приоритеты: что сделать сегодня, а что может подождать до завтра. Поэтому на повестку дня выносится вопрос участия гражданского общества в бюджетных процессах.

14 декабря 2005 г. состоялись парламентские слушания по проекту Закона о республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2006 г. Они были организованы Комитетом по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ПРООН и НДИ с целью обеспечения прозрачности формирования бюджета на 2006 г. Следует отметить, что впервые был обеспечен свободный доступ общественности к проекту бюджета, который был размещен на сайте Жогорку Кенеша в полном объеме.

Проект ЮНИФЕМ «Права женщин на землю и устойчивые средства к жизни» принял участие в обсуждении проекта Закона «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2006 год». В процессе обсуждения и дискуссий   были высказаны некоторые замечания и выявлено, что в проекте Закона имеются статьи, которые требуют уточнения и/или дополнения, а именно:

  1. В первое предложение второго абзаца статьи 7 после слов «государственный» добавить «и муниципальные», а слово «помещения» заменить на «собственность», т.к. в аренду, кроме помещений, сдаются и иные виды собственности, — т.е. «Доходы, полученные бюджетными организациями от выдачи разрешений, лицензий и от арендной платы за государственную и муниципальную собственность, полностью перечисляются в доходную часть бюджета соответствующего уровня.»
  2. Второе предложение второго абзаца статьи 7, гласит «Доход, полученный от передачи материально-технической базы государственных образовательных организаций в аренду негосударственным (частным) организациям, в бюджет не изымается и используется государственными образовательными организациями для уставных целей». Однако неясно, имеют ли право органы МСУ своим решением изменить эту норму. Так, например, в г.Бишкек решением мэрии государственным образовательным организациям оставляется лишь 50% от таких средств, а 50% перечисляются в КУМИ (Комитет управления муниципальным имуществом), в противоречие ст. 47 Закона «Об образовании» Кыргызской Республики, хотя по приоритетности Постановления органов МСУ стоят ниже Законов, принимаемых ЖК.
  3. Третий абзац статьи 7, гласит «Запретить бюджетным организациям и учреждениям использовать специальные средства, минуя систему казначейства. При нарушении указанного порядка вся сумма специальных средств изымается в доход бюджета соответствующего уровня». Несомненно, что эта норма нужна для реализации государственной политики по контролю над расходами и доходами государства, управлению всеми денежными ресурсами государства, контролю за долгом и активами государства. Однако эта норма требует выработки механизмов его исполнения. Счетная палата ежегодно выявляет множество нарушений именно этой нормы, но исполнить ее не представляется возможным. Например, если за бюджетную организацию принять школу в отдаленном селе, а спецсредствами считать родительские взносы. Казначейство находится в райцентре, и, если в школе повреждено, например, электрическое снабжение и нужно провести срочный ремонт, то, чтобы соблюсти эту норму, нужно средства, собранные с родителей, внести в аил окмоту (а/о). Они должны выехать в райцентр, чтобы внести сумму в казначейство, а если у а/о есть какие-то проблемы с казначейством, то школа в ближайшее время этих средств не получит. Правовая норма должна быть такой, чтобы в экстренных случаях не приходилось игнорировать или обходить ее.
     Четвертый абзац статьи 7, гласит «Средства, поступающие от арендной платы Фонда перераспределения земель, считать как специальные средства айыл окмоту и полностью оставлять в их распоряжении, при этом рекомендовать данные средства в первоочередном порядке направлять на финансирование защищенных статей.» Если в эту норму не внести уточнение, то аил окмоту может все спец.средства направить на повышение своей (и некоторых работников органов МСУ) зарплаты и связанные с ним обязательные отчисления. Поэтому предлагается следующая уточняющая редакция — «Средства, поступающие от арендной платы Фонда перераспределения земель, считать как специальные средства айыл окмоту и полностью оставлять в их распоряжении. При этом рекомендовать использование 30%(50%) этих средств на повышение зарплаты в бюджетных организациях, а 70% (50%) на улучшение (развитие) инфраструктуры, ирригации, рекультивации земель айыл окмоту. Также рекомендовать при использовании данных средств в первоочередном порядке направлять их на погашение задолженности по финансированию защищенных статей».
  4. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы получить (даже предусмотренные в бюджете) свои средства, руководителям и финансистам (бухгалтерам) бюджетных организаций требуются немалые способности по их «выбиванию»: это и связи, и взятки, и прочие «умения». Этому способствует норма, указанная в статье 8, поэтому там нужно предусмотреть механизмы, ограничивающие действия по бесконтрольной и безосновательной манипуляции с доходной и расходной частью бюджета в пользу одного и в ущерб другого региона (или министерства/ведомства). Например, эту статью можно дополнить словами «по согласованию с Жогорку Кенешем»
  5. Статья 9 гласит: «Местным государственным администрациям всех уровней и местному самоуправлению городов Бишкек и Ош компенсировать недофинансированные в 2005 году по отдельным группам расходы местных бюджетов за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в их бюджетах на 2006 год. При этом компенсации подлежат в первоочередном порядке расходы на заработную плату и отчисления в Социальный фонд». Учитывая, что при составлении проекта бюджета на 2006 г. местные государственные администрации всех уровней и местные самоуправления городов Бишкек и Ош не могли знать размер недофинансирования их за 2005 год, и они не могли включить эти данные в свой бюджет, эта норма приведет к хроническому недофинансированию. Т.е. долг за 2005 г. они покроют за счет бюджета 2006 г., таким образом появится долг по 2006 году.
  6. Статью 15 необходимо привести в соответствие с Уголовным кодексом и Кодексом об административной ответственности Кыргызской Республики, т.к. существуют статьи Уголовного кодекса: статья 185 — «Нецелевое использование государственного кредита» и статья 186 — «Уклонение от погашения кредиторской задолженности», а также статья 347 Кодекса об административной ответственности — «Нецелевое использование государственных средств».

На первый взгляд может возникнуть вопрос — при чем тут гендер? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, что изменится при внесении тех или иных поправок. Например, уточнение статьи, связанной с арендной платой  Фонд перераспределения земель, может позволить накопление в бюджете айыл окмоту средств, которые можно будет израсходовать для социальных нужд села, называемых практическими гендерными нуждами, а именно на ремонт школ, детских садав, ФАПов, внутрихозяйственных оросительных систем и решение прочих проблем, которых так много в каждом селе. К аналогичным результатам может привести и уточнение статей 8 и 9, потому что недофинансированию подвергаются, как правило, бюджетные отрасли, где в большинстве своем работают женщины, чья заработная плата и условия работы желают лучшего, а это усугубляет гендерное неравенство.

Проект ЮНИФЕМ «Права женщин на землю и устойчивые средства к жизни» в последнем квартале 2005 года провел серию семинаров, в которых участвовали заместители губернаторов, заместители акимов, специалисты по гендеру областных и районных администраций, а также руководители областных и районных финансовых органов. На этих семинарах обсуждались вопросы внедрения гендерных подходов к их деятельности. Особый интерес вызвала сессия «Что такое гендерный бюджет?», на которой были рассмотрены принципы новых социально-финансовых технологий: прозрачный бюджет, социальный бюджет и гендерный бюджет.

Участники семинаров обсуждали вопросы по внедрению гендерных подходов к разработке и исполнению местных бюджетов. Было высказано много интересных предложений о необходимости внедрения множества  как в бюджетные процессы, так и в бюджетное законодательство. Учитывая, что бюджет 2007 года в Кыргызской Республике предполагается формировать на основе принципов бюджетной децентрализации, внедрение новых инновационных финансовых технологий, включая инструменты гендерного бюджетирования, именно в этот период будет наиболее результативным.

Результаты дискуссий и замечаний, высказанных на этих семинарах, были учтены при обсуждении проекта Закона «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2006 год».

Жаныл Абдылдабек кызы,
Национальный Советник по гендеру проектов ЮНИФЕМ в Кыргызстане.
Алканов Айбек,
эксперт.

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker