Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Основными проблемами при реализации НССБ-1 признаны нескоординированность действий различных госструктур

24/01/06 - 11:10

20 января 2006 г., в отеле «Хаятт» под патронажем Фонда «Сорос-Кыргызстан» и Отдела стратегического развития и экспертизы Администрации Президента КР состоялась третья консультативная встреча представителей органов государственного управления, представителей экспертно-аналитических структур, организаций гражданского общества и международных организаций. Участники обсудили итоги реализации Национальной стратегии сокращения бедности за 2003-2005 годы (НССБ-1) и вопросы разработки среднесрочной стратегии развития Кыргызстана до 2010 года.

Поводом для встречи и обсуждения стал Отчет по реализации НССБ-1, подготовленный независимым на тот момент экспертом Азматом Дикамбаевым, назначенным распоряжением премьер-министра от 13 января этого года и.о. статс-секретаря Министерства экономики и финансов КР.

Представляя обзор на суд собравшихся, А. Дикамбаев отметил, что в рамках НССБ-1 было определено три ключевых направления развития, отражающие интересы общества:

Особенностью НССБ стала попытка сфокусировать весь потенциал, все ресурсы республики на сокращении бедности за счет комплексного воздействия на каждом из ключевых направлений. 2003-2004 годы следует признать самыми успешными за период независимости республики. В эти годы экономический рост превышал 7%, были стабильными цены, росли валютные резервы Национального Банка КР. Благодаря этому удалось сократить масштабы бедности, и особенно крайней бедности, несколько улучшить жизнь детей, инвалидов, пенсионеров, бюджетных работников.

Основными проблемами при реализации НССБ-1 признаны нескоординированность действий различных государственных структур, отсутствие необходимых управленческих навыков, а также институциональная и ресурсная необеспеченность.

Позитивно отмечая в целом деятельность независимого эксперта по подготовке отчета, большой объем проделанной им работы, объективный подход к оценке достигнутого, участники обсуждения были далеки от благодушия и комплиментарности.

Первым встал вопрос о том, что если 2003-2004 годы были наиболее успешными в экономическом плане, то, как это увязать с мартовскими событиями 2005 года? К числу недостатков обсуждаемого документа, по мнению экспертов, следует отнести отсутствие системы критериев, по которым можно было бы составить полную и ясную картину о состоянии и уровне бедности в республике. Отсутствует оценка партнерства между государством и гражданским обществом. Во многом, это является следствием того, что не удалось создать систему мониторинга и оценки НССБ. До сих пор нет ясности, какую роль играет данная стратегия в жизни общества. Никто не может сказать, как бы складывалась ситуация в отсутствие НССБ – лучше, хуже, оставалась такой же?

Согласно обзору, составленному на основе данных Национального статистического комитета, а также министерств и ведомств, уровень бедности в стране заметно снизился. Однако снижение ее произошло неравномерно и в региональном разрезе, и в разрезе город-село. В целом уровень бедности остается достаточно высоким.

Обсуждая недостатки документа, участники встречи думали, прежде всего, о том, как избежать их при разработке стратегии развития до 2010 года, какие препятствия помешают успешному продвижению вперед. Будут ли последовательными либеральные преобразования? Будут ли проведены рыночные реформы среди естественных монополистов? Как повлияет антирыночная по своей сути система льгот и привилегий, которая приносит пользу, прежде всего не бедным, на сокращение бедности? При разработке следующих шагов важно четко и ясно оценивать ситуацию, где мы находимся, каковы вызовы стране, какое место в мире, регионе мы хотим и можем занимать? В этом процессе очень важно, опираясь на опыт других стран, основную ставку делать на собственный экспертный потенциал.

При обсуждении институциональных оснований для стратегии до 2010 года, участники отмечали важность преемственности в работе по реализации программ и стратегий. За стратегией стоит не персона, а государство. К сожалению, практика показывает, что многие хорошие намерения остаются только на бумаге, так как не состыкованы с возможностями общества, а подчас и с возможностями исполнителей.

Размышляя о задачах следующего этапа, выступающие обсуждали целесообразность разработки в рамках стратегии целевых программ, затрагивающих интересы большинства кыргызстанцев. Подводя итоги, заведующий отделом стратегического развития и экспертизы Администрации Президента КР Кубат Каниметов отметил конструктивность и продуктивность диалога, высокую активность и заинтересованность участников, готовность и дальше осуществлять партнерские действия при разработке среднесрочной стратегии развития республики до 2010 года, название которой будет отражать ее позитивную направленность.

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker