Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Анатомия конфликта власти

09/02/06 - 15:42

«Сколько раз бывало так, что кто-то выигрывал войну и напрочь проигрывал мир».
Герцог Рене Аррой,
персонаж англ. писателя К. Льюиса из фантастического романа «Хроники Арции»

Закрутить гайки парламенту против резьбы — занятие весьма нелегкое, но профилактически для укрепления безопасности власти дело, конечно, полезное. Однако предпринятое глубокое дренирование парламентского политцентра в реакторе президентской власти граничит с большим риском для первого лица. Веско аргументированная и адресно корреспондированная критика президента К. Бакиева в ЖК вызвала довольно широкий общественный резонанс в стране, нагнав путаницу в рядах приверженцев идеи парламентаризма и капитально расстроив логические цепи, выстроенного с великим трудом плана передела власти. Но, тем не менее, президентский разнос, однако возымел и обратную реакцию. Демонстративный выброс критической массы с парламентской трибуны сыграл роль — катализатора, резко ускорившего процесс раскола в высших эшелонах власти. Как и следовало ожидать, парламентский корпус отреагировал на президентский выпад неадекватно. Парламентские рецензии на риторику на чужой территории оказались диаметрально противоположными. Как показывает анализ неофициальных комментариев и серии exit-poll-интервью, опубликованных по горячим следам в СМИ, диапазон политоценок ультиматума главы государства колеблется от нейтрально-позитивных до резко негативных. При этом проявился интригующий факт, что в политических коридорах страны доминируют тонально контрастирующие мнения. С одной стороны, озвучиваемые точки зрения наглядно свидетельствуют не в пользу президента. С другой — большинство одобряет оценку К. Бакиева в отношении нарушений, допускаемых парламентом.

Конечно, точечная бомбардировка по крупным проколам ЖК вызвала волну общественного порицания, но показала низкую результативность. По мнению ряда аналитиков, ответный ход со стороны парламентской оппозиции не заставит себя ждать. Пауза, вероятно, будет недолгой и после небольшой перегруппировки парламентская гвардия скорей всего нанесет ощутимый контрудар по позициям президентской команды. На парламентских счетах найдется достаточно контраргументов в пику президентской критике и не только в его адрес. При сильном желании и наличии больших финансово-властных возможностей накопать компромат сегодня можно на любого чиновника независимо от ранга. А тем более, что при нынешнем хроническом кризисе экономики страны и повсеместном социальном недовольстве недостатки и просчеты в работе любого государственного руководителя или целого учреждения найти не проблема. Отсюда кристаллизуется очевидный вывод, что парламентская стратегия К. Бакиева в сущности оказалась беспилотным фугасным бумерангом, который рикошетом в ближайшем квартале, очевидно, сработает уже на президентском поле. При этом траектория падения наверняка будет далека от выдержанной корректности, и нет сомнений, что парламентский снаряд нанесет весьма тяжелые разрушения президентской цитадели. Этот сценарий вполне реален и уже подтверждается текущими разведпристрелками на поле информационной войны. Последнее достаточно откровенное заявление премьер-министра Ф. Кулова и намечающаяся протест-отставка спикера ЖК О. Текебаева четко дефрагментировали нынешнее физическое состояние в высших эшелонах власти, показав истинную ситуацию в конфликте, сложившейся вокруг участников скандала после парламентского выступления главы государства.

Однако среди аналитиков в зоне пристального внимания отслеживается центральный вопрос об истинных причинах громкого заявления К. Бакиева. Очевидно, что реальным основанием для президентской критики парламента стало активное проталкивание конституционной реформы и перетягивание центра власти на парламентскую трибуну, а конфликт в треугольнике премьер-министр –– СНБ –– МВД послужил лишь поводом для зачистки антипрезидентских настроений в ЖК и БД. Но двусмысленность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что попытка главы государства вправить мозги парламентскому корпусу не получилась.

Несмотря на то, что значительная часть законодателей традиционно отцентрировалась на конъюнктурные позиции, тем не менее, упреждающая парцелляция парламентского поля не принесла ожидаемых результатов. Сторонников идеи парламентской республики меньше не стало, а теоретики нового государственного переустройства в ответ предприняли попытку прокатить ряд статей проекта республиканского бюджета, касающихся расходной части на содержание администрации президента республики и СНБ.

Анализ выступления главы государства однозначно указывает на тот факт, что в корпусе советников и спичрайтеров дела обстоят совсем плохо. Очевидно, что авторы идеи парламентского выступления президента явно испытывают нехватку с аналитическим обеспечением. Отдельные просчеты в парламентской атаке К. Бакиева заключались в том, что, несмотря на все недостатки и грубые нарушения в деятельности ЖК, парламент является конституционно независимой и самостоятельной ветвью государственной власти и ситуация на политическом поле Кыргызстана после революции кардинально изменилась. Поэтому оставшиеся от прежнего режима поведенческие стереотипы во взаимоотношениях ветвей госвласти сегодня являются тормозом в движении к стабилизации политико-экономической ситуации в стране. Давно пора признать простой и очевидный факт, что вместе с падением прежнего режима кануло в лету и время, когда парламент был экспериментальным полигоном для лабораторных экспериментов власти. В постреволюционном варианте кыргызская Верховная Рада — это минное поле для новой команды госуправленцев, где каждая ошибка мгновенно может обернуться для нее непоправимыми политически тяжелыми потерями. И требовательные призывы БД к парламентскому корпусу откатиться на дореволюционные рубежи оказались пока выстрелом в воздух. Определенно ясно, что идеологи строительства новой пирамиды власти по-кыргызски совсем упустили из внимания, что парламент является выборным представительным органом (и теперь уже обладает не меньшей легитимностью, чем президент страны), законодательно формирующим государственную власть в стране. Ответные критические оценки парламентариев в адрес президента, подкрепляемые конкретными цифрами и веско обоснованными аргументами, как показывает анализ мнений в СМИ, находят своих сторонников в обществе и рядах НПО.


Анализ выступления главы государства однозначно указывает на тот факт, что в корпусе советников и спичрайтеров дела обстоят совсем плохо. Очевидно, что авторы идеи парламентского выступления президента явно испытывают нехватку с аналитическим обеспечением.

Публичная критика в президентском заявлении в адрес премьер-министра еще один серьезный по вероятным последствиям политический просчет корпуса советников, который может заставить главу правительства пойти на крайние шаги и толкнуть в ряды радикальной оппозиции. Удар по авторитету государственного деятеля, являющегося вторым лицом в стране, несбалансированные упреки в сторону Ф. Кулова и гибко не откорректированная критика в разумных пределах в отношении действий главы правительства и руководителей силовых ведомств ставят под сомнение в глазах общества не только жизнеспособность этого политического тандема, но дальнейшую дееспособность самой власти. Без комментариев ясно, что кредит легитимности власти в социально-временном измерении весьма ограничен. Тем более, что прецедент силовой смены власти четко показал практическую пригодность мартовской методики для дальнейшего использования.


В постреволюционном варианте кыргызская Верховная Рада — это минное поле для новой команды госуправленцев, где каждая ошибка мгновенно может обернуться для нее непоправимыми политически тяжелыми потерями.

Глубокий анализ заявления главы государства с этой точки зрения соответствует корпоративным интересам определенной части обитателей БД, в цели которых входит укрепление вертикали президентской власти за счет усиления ее влияния (а, следовательно, и усиления собственных позиций) в остальных ветвях госвласти. Но насколько сегодня целесообразно и разумно концентрировать политическое поле страны в доминанте президентской власти покажет дальнейшее развитие событий. Пока прогнозируем тот факт, что конфронтация в высших эшелонах власти продолжает набирать обороты, и время для достижения компромисса весьма ограничено. При этом также очевидно, что активно проталкиваемая идея парламентской республики на текущий момент тоже несет в себе отрицательный заряд, который деструктивно влияет на процессы консолидации общества и политических сил республики. Исходя из кризисной обстановки в стране пора, наверное, ведущим политическим группам перейти от парада демаршей к политике нивелирования острых разногласий. В конце концов, жить при плохом мире, но в собственном доме лучше, чем мерзнуть в холодных окопах войны.

Сыргак АБДЫЛДАЕВ,
политический обозреватель «ОР»

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker