Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Государство и образование: мнение экспертов

24/02/06 - 12:19

<P align=right><STRONG>В идеале умная власть должна идти впереди народа и не быть его заложником.</STRONG></P>
<P>Правительство любого государства — большого или малого,— желающее быть эффективным и функциональным, должно взять на себя финансовую ответственность перед обществом в трех важнейших областях: обороне, социальном обеспечении (пенсии и здравоохранение) и образовании.</P>
<P>Из этих трех областей полного внимания правительства требует образование, ибо остальные вопросы являются производными от образованности и культуры общества. </P>
<P>Американский философ образования П. Монро ещё в 30-х годах прошлого столетия, анализируя мировые школы образования, соответствующие господствующим типам политических, социальных и экономических устройств, писал, что «главная функция образования — поддержание национальной культуры и развитие национального идеала».</P>
<P>Следовательно, государству принадлежит особая роль в поддержке образования и в этой сфере должна проводиться особая государственная политика, которая подходит к данной сложной системе не с позиции только технологически управленческих механизмов решения, а с позиции её сущности и специфики. Система образования может быть единственным фактором, позволяющим, с одной стороны, не отстать от мировых процессов и тенденций развития, и, следовательно, не отставать от развитых стран, а с другой стороны — не растерять свою национальную культуру и традиции. </P>
<P>Уровень образования населения является важнейшим фактором устойчивого развития любой страны, а экономический рост во многом определяется процессом накопления знаний. Образование вписывается в общий процесс экономического развития страны, но вместе с тем это экономическое развитие определяется вкладом знаний, приобретенных обществом. И тогда государство становится главным агентом, распространяющим образованность и культуру. </P>
<P>Ещё более полное описание нового понимания образования представлено в докладе комиссии по образованию ЮНЕСКО, подготовленном группой авторитетных специалистов из самых разных стран мира в 1997 г. Доклад этот называется «Образование: сокрытое сокровище», где ключевые положения этого доклада выглядят так:&nbsp;</P>
<UL>
<LI>&nbsp;обучающийся не объект, а субъект;</LI>
<LI>образование должно развивать способность субъекта понимать себя, жить вместе с другими, учиться и трудиться;</LI>
<LI>главным критерием качества образования субъекта должна быть его способность самостоятельно принимать решения;</LI>
<LI>подход к образованию должен быть компетентным.</LI></UL>
<P>Мне бы хотелось обратить внимание на следующее. Тезис «обучающийся не объект, а субъект» по мере расширения средств обучения следует понимать как освобождение обучающегося от обучающих и проверяющих, т.е. в этой триаде «ученик — учитель — гражданин» по мере расширения средств обучения учитель выпадает, и тогда центр тяжести в образовании будет переноситься на воспитание, о котором за годы независимости в нашей стране на государственном уровне вообще не вспоминали. Именно воспитание должно развивать способность понимать себя, жить вместе с другими, учиться, трудиться, уважать других и любить свою землю. Именно воспитание должно регулировать способность субъекта самостоятельно принимать решения, которые могут затрагивать интересы не только живущих сегодня, но ещё и не родившихся людей. </P>
<P>Смогут ли наши потомки найти ответ на вопрос, чего не хватало нашему бывшему образованному президенту и его окружению, когда они раздавали землю своей родины другим странам.</P>
<P>О том, что за годы независимости о целенаправленном воспитании детей на государственном уровне никто и никогда не вспоминал, можно судить по сокращению дошкольных учреждений, библиотек, клубов в стране и по причинам непосещения детьми школы (данные НСК КР «Общая оценка состояния страны. Кыргызская Республика». Кыргызстан 1998, раздел «Образование» с. 27-28).</P>
<P>Вопросы воспитания подрастающего поколения стали особенно актуальными, так как утеря за годы независимости нравственных принципов в стране, общих целевых установок, советского опыта формирования личности, а также отсутствие единой государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения могут привести к угрозе духовной деградации молодежи, а в будущем нации в целом.</P>
<P>Одна из причин духовной деградации молодежи — это наглядная модель нашего государства, сложившаяся за годы независимости. Это модель государства, потерпевшего крах в экономической, политической и духовной сферах, полностью отчужденного от основной массы своих граждан, отличительной чертой которого стали коррупция, обостренное чувство социальной несправедливости и неуверенность в своем будущем. Однако самое страшное для духовной жизни нашего народа — это фантастическое обогащение кучки людей при полном развале экономики в Кыргызстане (данные НСК), что возможно только при воровстве и крупномасштабной коррупции (вспомним хотя бы признание бывшего главы государства о коррумпированности высших эшелонов власти в «Белом доме»).</P>
<P>Другая причина духовной деградации народа — положение так называемого среднего класса в нашей стране. С учетом количественных критериев уровня жизни этого класса практически нет — его уничтожила новейшая социальная поляризация населения на горстку богачей и нищенствующего большинства. Для правительства отсутствие среднего класса особенно опасно. Некому будет защищать это правительство: богатые убегут, как это было недавно, а нищие — свергнут. И об устойчивом развитии государства можно будет забыть.<BR>Нищенствующее большинство включает инженерно-технический корпус (работники разрушенных и разворованных заводов и фабрик), работников сферы образования, науки, культуры, обманутых вороватыми образованными руководителями. Сегодня это нищенствующее большинство очень остро чувствует боль от травм, полученных ими незаслуженно от государства. Та боль, которая способствует пробуждению национального самосознания. Однако, как говорил Карел Чапек, выход из затруднительного положения бывает там, где был вход.</P>
<P>Основой для такого выхода с использованием образовательного пространства должны стать: <BR><STRONG>во-первых</STRONG>, пробуждение национального самосознания, которое привело к событиям 24-го марта. Идеология воспитания национального сознания — есть духовная культура кыргызского народа, которая своим проявлением обязана не различным правителям (президентам, их женам и детям), а культурной традиции народа, целостности национального духа. Историческая память кыргызов, прежде всего, сохранила и будет хранить духовные достижения народа;<BR><STRONG>во-вторых</STRONG>, обеспечение социальной справедливости как при получении образования, так и в оплате труда образованных людей, особенно учителей, врачей, преподавателей вузов;<BR><STRONG>в-третьих</STRONG>, компетентностный подход к воспитанию молодежи в ходе образовательного процесса (школа, лицей, вуз), использование новых продуктивных технологий воспитания в образовательном учреждении;<BR><STRONG>в-четвертых</STRONG>, возможность образования решать различные социальные проблемы, например, продолжительность среднего образования — 10, 11 или 12 лет. Увеличение сроков обучения в школе преследует цель, с одной стороны, улучшить качество получаемого образования, а с другой стороны, решает для государства сложную задачу — не упустить социально активных ребят. Многие государства предпочитают дать хорошее бесплатное образование и воспитание, чтобы молодые люди могли реализоваться, а не заполнять тюрьмы, чем платить пособия по безработице, так как неизвестно, что дороже обойдется. </P>
<P>По данным газеты «Агым» (от 20.12.2002 г.), на каждые 100 000 человек населения сидят в тюрьмах: в Кыргызстане – 351, в Германии — 90, в Швеции — 58, в Польше — 176 человек.<BR>В Кыргызстане из 17 000, сидящих в тюрьмах, 15 000 не обеспечены работой. Следовательно, образование, а также воспитание народа — это функция государства; она не может быть отдана кому-либо на откуп. </P>
<P>Для воспитания достойных граждан вопросы образования, культуры, спорта и туризма должны быть сосредоточены в одном министерстве.</P>
<P>Для нашего маленького и бедного государства будет слишком большой роскошью на каждый театр и каждый стадион иметь по министру, которые, к тому же, никогда не будут заниматься воспитанием народа, а будут только обращать внимание, как сейчас, на коммерциализацию этих структур.</P>
<P>Коммерциализацию культуры, спорта и туризма нужно проводить в государственном масштабе с сохранением именно воспитательной компоненты совместно с образованием.</P>
<P>Известно, что около половины общего интеллекта человек достигает к четырем годам и около половины запаса школьных знаний добивается ребенок к девяти годам.</P>
<P>Следовательно, в масштабах всей нации государство обязано выявить и развить талантливых детей на стадии дошкольного и школьного образования, в противном случае эти граждане для общества могут быть безвозвратно утеряны.</P>
<P>Другими словами, социальная система, которая складывается в нашей стране, не имеет ни естественных, ни искусственных механизмов отбора образованных и высококультурных людей в высшие эшелоны власти, власти, которая должна создать благоприятные условия для самореализации талантливых людей. Это огромный и пока что плохо используемый потенциал развития, и те страны, которые смогут быстрее создать и лучше использовать такие условия, получат преимущества в своем развитии. </P>
<P>На мой взгляд, наше государство обязано полностью финансировать дошкольное, школьное и специальное образование и воспитание, так как будущее страны и общества определяется тем, насколько быстро мы сможем восстановить социальную справедливость и сумеем эффективно использовать интеллектуальный и образовательный потенциал нации.</P>
<P>Что касается высшего образования, то на данном уровне наше государство, вероятно, не в состоянии полномасштабно, как в Германии или Франции, оплачивать высшее образование. Затраты на высшее образование должны быть возложены на тех, кому это нужно, как, например, в Японии. Если это нужно государству, то расходы высшего образования полностью оплачивает государство, и оно должно определить приоритетные направления. Если это нужно частному сектору и государству, то расходы следует разделить между ними. И, наконец, высшее образование может быть частным.</P>
<P>В любом случае государство должно играть определяющую роль в контроле высшего образования и причины этого в следующем:</P>
<UL>
<LI>подготовка высококвалифицированных руководителей и специалистов, необходимых для общества;</LI>
<LI>прогнозирование потребностей государства в необходимых ему специалистах;</LI>
<LI>равенство образовательных возможностей и расширение возможностей доступа для бедных к качественному образованию; </LI>
<LI>создание свободного сообщества свободных людей;</LI>
<LI>интеграция образования и научной деятельности;</LI>
<LI>возможность обеспечения поступления в вузы в соответствии с уровнем знаний.</LI></UL>
<P>Многие авторы, изучая темпы и последствия образовательных реформ в разных странах, пришли к единому мнению: в последние десятилетия двадцатого века образовательные системы практически всех стран подверглись радикальным и беспрецедентным реформам, что позволило им сделать парадоксальный вывод о том, что в области образования продуктивные перемены возможны где-то между избыточным контролем и хаосом.</P>
<P>Одна из причин реформ в образовании — недовольство общества уровнем образования, а государству этот уровень был практически не подконтрольным. Например, в Англии в конце 80-х годов прошлого столетия общество упрекало образовательные учреждения в низком уровне образования и возложило на эти учреждения вину за экономический спад в стране. Общество обвиняло образовательные учреждения в неспособности обеспечить достаточно качественным образованием. Проблема приняла общенациональный характер, и ассоциация преподавателей Англии в 2000 году представила в комитет образования палаты общин сведения, что качество образования студентов страдает от недостаточного финансирования, и это предмет ответственности общества.</P>
<P>Выход из создавшегося положения был найден благодаря вышеупомянутому парадоксальному выводу — усиление контроля государства над качеством образования, другими словами — контроль профессионализма преподавателей.</P>
<P>Это было наступление времени нового менеджмента — менеджмента образования.</P>
<P>Ур — один из известных исследователей профессионализма в высшем образовании, определяет менеджмент высшего образования как мышление и практику, «ориентированные на достижение результатов, требуемых системой государственного управления посредством использования унифицированных процессов принятия решений, разработанных для обеспечения большей независимости, но и большей ответственности управляемых таким образом лиц и организаций», т.е. при сохранении большой независимости вуза повысить ответственность преподавателей. </P>
<P>Следовательно, если общество выделяет финансы своим образовательным учреждениям — государственным или частным, — то оно вправе спросить об эффективности этих затрат. Речь идет о качестве образования и о введении процедуры его оценки. Кто должен контролировать качество образования? Конечно же, не министерство образования. Должна быть создана по примеру других стран специальная структура. Например, в России создана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, задача которой определена как соблюдение конституционных прав и свободы личности. Надзор в сфере образования предполагает организацию работы в трех главных направлениях:</P>
<UL>
<LI>надзор за соблюдением права на образование детей и всех граждан;</LI>
<LI>надзор за качеством образования;</LI>
<LI>оценка уровня достижений выпускников школ.</LI></UL>
<P>Поэтому и в нашей стране должна быть создана подобная структура, обеспечивающая национальную систему контроля качества:</P>
<UL>
<LI>в сфере образования;</LI>
<LI>в сфере науки.</LI></UL>
<P>Например, структура эта может называться Комитетом по надзору образования и науки, и гарантом его эффективной работы в оценке качества образования должна быть зрелость государственной власти и общества в целом.</P>
<P align=right><STRONG>Мира БАТКИБЕКОВА</STRONG>,<BR>д. х. н., проф., директор НИХТИ КГТУ им. И. Раззакова</P>
eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker