ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 02:34

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:33
Раздел: Общество

Чингисхан кыргызских кровей?

Родословная покорителя мира Чингисхана интересует ученых-историков давно. Впервые мнение о происхождении рода Чингисхана от кыргызов было высказано известным ленинградским ученым Е. И. Кычановым, специалистом, изучающим историю кыргызов монгольского периода и эпоху династии Мин в Китае. Сегодня мы предлагаем статью молодого ученого Табылды Акерова, который, проанализировав данные различных источников и сопоставив их с этнографическими материалами, пришел к сенсационному выводу: родословная Чингисхана действительно имеет прямую генеалогическую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинский род куулар, монгуш и кыргызское племя саруу и мунгуш.

Окончание.
Начало № 376

Информация о Мангазее всё время расширялась, сгущались краски. С ХVI века широко распространялись рассказы о кораблях, груженых драгоценностями, приходивших с юга в низовья Оби в Мангазейскую землю. В ХVI-ХVII веках поморы развили морскую торговлю по «морской дороге от устья Северной Двины на реки Обь и Таз… в богатую соболями землю ненецкого племени мангази — Мангазею» (Белов М. И. Северный морской путь. Л. 1957 г., с. 5).

Полагают, что этноним «молказей» или «мангазей» русских хроник на коми-зырянском языке значит «земля близ Мангазейского моря, Обской и Тазовской губ». Т. е. «мангазея» — это «народ на краю земли» или «народ на землях у моря» (Белов М. И. Мангазея. Л. 1969. С. 22). В русских географических картах и чертежах тех времен Обская и Тазовская губы действительно изображались в виде большого моря. В европейских же картах восточнее этих мест изображалась страна Баид — местность в районе двух рек Баих, впадающих в реку Турухан (левый приток Енисея).

В Средние века мореходы знали Мангазейский морской ход как полярную магистраль, связующую русское Поморье с реками Обь, Таз и Енисей по Печорскому и Карскому морям через волоки Ямальского полуострова. Большой морской путь начинался от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зеленой в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея.

В ХVII веке русские мореплаватели на правом высоком берегу реки Таз построили город и назвали его в честь местного племени Мангазея. Позже город был перенесен на берег реки Турухан, к левому притоку Енисея. Ныне город Новая Мангазея, переименованный в 1780 г. в Туруханск, является районным центром Красноярского края (История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1., Белов М.И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины ХIХ века, М., 1956; его же Раскопки «златокипящей» Мангазеи, Л., 1970).

Европейцы, узнавшие о стране Мангазее и реке Обь от поморов, пытались отыскать через Западную Сибирь дорогу в Китай и Индию. Несмотря на то, что верховья реки Обь несудоходны и расположены на значительном удалении от китайских границ (Белов М.И. Северный Морской путь. Л. 1957 г. С.4). Как полагали жители Лондона и Амстердама, проплывший до Карского моря путешественник, оттуда может, поднявшись далее по реке Оби, достичь Китая.

Несовершенные знания географии Сибири того времени приводили к путанице. Так, на карте, составленной Баттистом Агнезе (1525 г.) при участии Д. Герасимова, а затем Герберштейном (1549 г.), морской путь в Китай показан намного короче действительного. Путь начинается от Северной Двины, проходит в реку Обь и заканчивается у ее истоков, вблизи которых локализовано Китайское озеро и столица империи Кумбалык. Подобная ошибка допущена и Антонионом Видом, на чертеже которого Китайское царство находится на восточном берегу Обской губы (Белов М. И. «Путь через Ледовитый океан». М. 1963 г., с. 5).

Таким образом, подчинение сказочной страны Мангазеи с ее европеоидными данными могло стать причиной для красочного описания новых хозяев Степи — енисейских кыргызов в средневековых источниках как сказочных героев с высоким ростом, собаками величиной с быка и лошадьми гигантской силы. Или еще лучше назвать их ит-бараками, живущими на севере Китая «…в неприступных горах» и т. д. (средневековый памятник «Огуз-намэ»). Очевидно, постепенно этот образ стал одной из главных отличительных черт кыргызов. В эпосе «Манас» и по представлениям кыргызов, хан Манас был богатырем-великаном гигантской силы. Батыр постоянно имел при себе (в кармане) два камня размером с кыргызскую юрту, с помощью которых разводил огонь в своем лагере.

Государство великанов Мангу

В научной литературе большой интерес представляет народ мангу, в котором видят соседей енисейских кыргызов. Как нам кажется, этноним «мангу» соответствует названию этого этноса и восходит к тюркскому слову «ман» (человек) и куу (бледнолицые или потомки белого лебедя, куманды, куман). Т.е. человек, имевший резкие европеоидные антропологические черты, отличающие его от других монголоидов.

История народа и героев степи великанов-мангу содержатся в сочинениях ХII–ХIII вв. «Сунмо цзивэнь» и «Да Цзинь го чжи». Однако в источниках не указано месторасположение страны Мангу. Ее локализовали то ли на северо-востоке от Цзинь, то ли на северо-западе. Мангу — народ великанов в источниках чжурчжэнской эпохи — описывались как грозные враги-соперники Цзинского государства. В них видят ранних монголов.

У Рашид ад-Дина владение Мангу представлено как одна из 4 областей страны Алакчын (Алафхин, Адутан, Балаурнан), помещенной автором на востоке от енисейских кыргызов. Рашид ад-Дин отмечал, что «лошади в этой стране огромные и все пегие, инструменты и посуда из серебра». В то же время древних усинцев автор отметил этнонимом «усуту-мангун», назвав их серебряными усинцами. Усинцы имели древние родственные отношения с кыргызами. В «Юаньши» о них сказано, что усинцы ведут свое происхождение от 40 девушек земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. В связи с чем их владение стало называться Кыргыз. В сочинении «Бадаи ат таварих» отмечалось: «Кыргызов называют ас».

В структуре кыргызского племени саруу имеются родоплеменные подразделения кырк уул, куулек и алакчын, которые говорят о Саяно-Алтайском происхождении этого объединения. Саруу (бледно-желтый) и куулек (бледно-желтый) можно отождествить с тувинским родом куулар (бледно-желтый), а алакчын — с древними обитателями Тувы алакчынами. В приведенной родословной кыргызов в книге Сейфи Ахсикенди «Маджму ат-таварих» саруу указан в числе потомков Куу уула, а мунгкуш причислен к династийному роду.

Отметим, что история древних кыргызов эпохи чжурчжэней, киданей (кара китаев) очень красноречиво рассказана в океаноподобном эпосе «Манас» и алтайском «Алп Манаш», где главные герои легендарных сказаний описаны как герои степи и названы именами, имевшими полное тождество друг другу: Манас, Алп Манаш.
Д. Г. Савинов связывал Мангу с народом усуту-мангун Рашид-ад Дина, а Ю. А. Плотников выразил свое несогласие с ним, поскольку Рашид ад-Дин не связывал мангу с усуту-мангунами. Он высказал мнение о том, что автор отождествил народ великанов — мангу с соседями кыргызов, которые упоминались в мусульманских источниках тех времен как великаны с огромными собаками и лошадьми. (Ю. А. Плотников «Рашид ад-Дин о северных соседях енисейских кыргызов// Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных областей Средней и Центральной Азии, с. 92–94).

Здесь следует учесть три момента: эпоху подъема, расцвета и падения государства Мангу. Известно, что в ХII веке Мангу достиг своего апогея и соперничал с государством Цзинь. Следовательно, период становления государства Мангу мог начаться IХ–ХI веках, а в эпоху чжурчжэней и киданей оно было уничтожено. Возможно, к эпохе монголов это государство могло попасть в зависимость к Алакчын и на самом деле представлять одну из его областей. Память о прошлой истории этноса и его связях с другими племенами могли сохраниться лишь в легендах, названиях местностей, племен и народов, о чем, очевидно, свидетельствуют «усуту-мангун» и «мангу».
Как нам кажется, племенной союз мангу могли образовать прибайкальские кыргызы, которые имели тесные этногенетические отношения с усинцами, алакчынами, курыканами (предки якутов) и др. Этнический состав мангу мог состоять из различных племен тюрков, самоедов, татар, монголов, тунгусо-манчжуров, которые были не прочь иметь сильного союзника, чтобы отразить натиск с каждым днем усиливающихся чжурчжэней.

Мы считаем, что Рашид ад-Дину, хорошо знавшему историю отдельных групп и осколков некогда сильного объединения кочевников, было легче определить месторасположение Мангу. В этой связи, интерес представляет народ анчи-татаров, анчидай и анчин, упоминаемый Рашид ад-Дином. Н. А. Аристов в анчи-татарах видел алакчынов, полагая, что последние являются предками японского народа айны.

Однако этноним «анчи-татар» (и его варианты) легко отождествить с названием современной народности ольчи (они же нани — букв. люди), проживающих на нижнем Амуре, Ульчинском районе Хабаровского края. Любопытно, что ольчи называли реку Амур Мангу, и, соответственно, сами себя — мангунами, говоря на тунгусо-манчжурском языке. Основным родом занятия ольчи является рыболовство и охота.

Как видим, в первом случае термин «мангу» применен в качестве названия местности, а во втором — этноса, проживающего в том районе. Примечательно, что в данном случае мы имеем неоспоримое сходство этнонимов «алакчын» с «ольчи», «усуту-мангун» с ольческими «мангу» и «мангун», а также ольческого гидронима «мангу» с названием области Мангу Рашид ад-Дина.

Следовательно, Рашид ад-Дин локализовал древних мангу в область Алакчын по той причине, что он знал историческую связь последних с племенами этой области. Значит, область Мангу тождественна с владением Ус в Туве. Союз племен мангу был образован на основе земель кыргызского княжества Ус в Прибайкалье, вследствие чего средневековые историографы к имени последних прибавили термин «мангун». Неслучайно большинство прибайкальских племен, имевших соседство с усинцами — найманы, кереиты и меркиты, позже смогли построить свое собственное государство.

Не остались в стороне и монголы во главе с племенем баржугин, считающие свое происхождение от вдовствующей ханши — вождя рода Аланговой. Отметим, что генеалогическая связь Чингисхана с европеоидным племенем полностью подтверждает тувинская легенда, которая была записана в 1987 году кыргызским этнографом И. Б. Молдобаевым из уст представителя рода куулар О. Д. Куулар (1917 года р. с. Баян Тала, Тува; И. Молдобаев Этническая и культурная общность киргизов с народами Саяно-Алтая//Вопросы этнической истории киргизского народа. Фр. 1989, с. 95).

Согласно ей, Чингисхан родился в местечке Монгут (в бассейне реки Онон) и якобы создал государство Монгут. Вместе с кууларами (осколки кыргызских саруу и куулек) монгуты были посланы для укрепления границ Тувы. Местные тюркоязычные роды монгутов стали называть монгушами. В степях Монголии монгушей называли монголами, а в маленьком аймаке в Монголии в бассейне реки Хопту — мингатами. В данном случае, название реки Хопту, восходящее к тюркскому «кува», свидетельствует о связи монгутов (монгушев) с кууларами.

Итак, эпоха сложения родословной покорителя мира Чингисхана уводит нас к эпохе возрождения государства Мангу и периоду его воин с чжуржэнями. Согласно легенде, род Чингисхана появился от трех из пяти сыновей Алангова и назывался нуринь, что значило «чистое семя» (первых двоих она родила от первого брака). Поскольку считалось, что дети Аланговы родились от света (мираж в образе человека-европеоида). Тем самым ее сыновьям Бугунь-Катагину, Бусмину-джалчуту, Буданчиру-Мунаку пророчили благородное происхождение, что давало им право называться представителями золотого рода и избранными небом.

От первого произошли катаганы, от второго — джалчуты, от третьего — баржугины. Многие поколения монголов произошли именно от этих трех сыновей Аланговы. Небезынтересно, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцев Буданчир-Бука (Томо): Дутумин-Кайду-Байсангур-Тумен-Кабулхан-Бартан-Эсугей-Темучин (Чынгысхан). Возможно, 9 колен праотцев косвенно указывает на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (темирчын — чынтемир — каленое железо — булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в Монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцев Чингисхана разошлись племена кият (кыян — селевой поток или ветер «желден»), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяньшаньском этапе его развития.

В структуре современных кыргызов мы обнаружим племена катаган, конурат, роды дулат (племя саяк), чилжут (племя кушчу; есть вариант чилжибут). Отметим, что этноним «джилджут» (возможно, чжуржэни) встречался также в структуре современных узбеков.

В таком случае, енисейские кыргызы, установив свою власть в Степи в 840 году, стали причиной изменения этнополитической ситуации в Центральной Азии. Экспортируя в завоеванные страны и народы активный кыргызский элемент, они влияли на изменение внешнего облика, языка и культуры степняков. Однако енисейские кыргызы не могли ассимилировать всех степных кочевников-монголоидов, у них для этого не было ни времени, ни сил, ни возможности. То есть минусинских европеоидных генов не хватило на всю Степь. Выйдя с Минусины в степную зону, внешний облик кыргызов постепенно стал меняться, и они всё больше становились похожими на своих вассалов, что было зафиксировано в сочинении «Худуд...»: «…лица у них грубые, волос мало, (они) несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям: со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждуют». (ММКК-Бишкек. 2002, с. 48).

Одним словом, 9 поколений спустя потомки великанов мангу — монголы Чингисхана — совершенно не походили на своих предков. Они были низкорослы, хотя всё еще сохраняли европеоидные черты лица. Но при всем этом они переняли и сохранили самое главное для степняков: тот же боевой дух, мужество, отвагу, стойкость и все качества, присущие истинным героям Степи, которые имелись у их предков.

Табылды АКЕРОВ, историк, автор монографии «Древние кыргызы и Великая степь — по следам древнекыргызских цивилизаций».

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
18:08 // Экономика
Лан Ву: «Мы предпочитаем жить достойно и хорошо, процветая, чем жить достойно, но в бедности»
18:04 // Интервью
Окмотбек Алмакучуков: «Я всё еще возглавляю «Дом Москвы!»
18:03 // Политика
Предпринимателям предлагают звонить в «Колокол»
17:58 // Политика
Какое государство мы строим: состоится ли партийный парламент?
17:41 // Политика
Молодежная политика: надежда Кыргызстана или утопия?
17:28 // Общество
Мифическая реальность
17:27 // Общество
Авто ревю. Бентли
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg