ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
09 сентября 2025, 18:29

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:41
Раздел: Политика

Феликс Кулов: «Выход из кризиса = честная власть + электрификация!»

Сегодня для большинства политических деятелей, оказавшихся не у руля государства, открывается возможность заочно вносить свои коррективы в происходящие события, как в политике, так и в экономике страны. Но почему-то, стоит только им занять самые высокие государственные посты, как тут же возникают политические курьезы и недоверие народа. Видимо, это только со стороны всё кажется просто и ясно, а на самом-то деле... В свою очередь, председатель политической партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов дает свои предложения по некоторым актуальным вопросам в стране.

Ситуация, которая складывается сейчас в нашей стране, вызывает большую озабоченность. Оставаться в стороне от того, что происходит, естественно, не могу. Поэтому решил высказать некоторые мысли по вопросам, которые волнуют общественное мнение Кыргызстана.

О требовании досрочных выборов президента. По этому вопросу я уже высказывался ранее. Повторюсь: по новой Конституции президент сохраняет полномочия до конца срока, то есть до 2010 года, поэтому юридических оснований для досрочных выборов нет. Если же речь идет о смещении президента за какие-то «грехи», нарушения законности и т. д., и если для этого есть конституционные основания, то данный вопрос должен, безусловно, решаться по процедурам, установленным в Конституции. Но это, так сказать, юридическая сторона дела.

Будем откровенны: в обществе укоренилось мнение, что по-прежнему в управлении страной участвуют близкие родственники Президента, и это вызывает большое недовольство у людей. Правда, как утверждается, теперь влиятельных родственников стало намного больше. Более того, на всех уровнях говорится о том, что нынешний руководитель больше, чем его предшественник, склонен передавать принятие решений членам своей семьи. Власть в Кыргызстане вновь стала закрытой, управляемой не демократическими, а «дворцовыми» механизмами. Естественно, что общество и, в первую очередь, политическая элита не приемлют этого. Отсюда и политические требования об отставке Президента.

Единственно разумный и скорейший путь устранения данного недостатка — это ограничение единоличной власти главы государства, в связи с чем предлагается внести в Конституцию соответствующие изменения и дополнения, которые позволят создать необходимые сдержки и противовесы, ограничивающие такую единоличную власть.

О референдуме и результатах выборов в Жогорку Кенеш. Сегодня мало кто сомневается, что выборы прошли с грубейшими нарушениями, и поэтому вполне правомерны выводы об их нелегитимности. Ситуация с референдумом, результаты последних выборов в парламент в совокупности с другими факторами могут служить в качестве яркого доказательства отката руководства государства от демократического курса. Нет смысла в напоминании ранее приводившихся всем известных доказательств, остановлюсь лишь на одном примере, который свидетельствует о нелегитимности последних выборов в Жогорку Кенеш: до сих пор не объявлены результаты итогов голосования в разрезе каждого избирательного участка и по всем 12 партиям. И пока власти не опровергли представленные оппозицией и НПО доказательства и не опубликовали результаты выборов, как того требует закон, данный состав парламента нелегитимен со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Отдельно хочу высказать слова признательности молодым ребятам из движения «Я не верю!». Они озвучивают политическую позицию сотен тысяч кыргызстанцев, которые почувствовали себя обманутыми в ходе последних выборов. Молодые люди, движимые совестью, не смогли согласиться с ложью. Их искренние слова: «Не верю!» создали настолько мощную энергию сопротивления, что это сильно напугало власти. Настолько, что даже молчаливые пикеты молодежи каждый раз торопятся подавить, силой убрать с улиц города.

Об Общественном парламенте и Народном суде по аксыйским событиям. Их создание и функционирование в любой демократической стране не вызвало бы вопросов, а тем более запрета. В нашей стране власть, видимо, не желает соответствовать мировым демократическим стандартам, поэтому неудивительна реакция Министерства юстиции, заявившего о неконституционности этих двух общественных институтов и озвучившего угрозы в адрес их представителей. Налицо очередная глупость, еще раз добавившая черной краски в имидж республики. С юридической стороны нет никаких оснований считать эти две общественные организации незаконными, так как в Уголовном кодексе есть только нормы, предусматривающие ответственность за присвоение должностных властных полномочий, а Конституция позволяет гражданам объединяться без юридической регистрации. Общественный парламент и Народный суд не вторгаются в сферу государственных функций. Их мнения и решения имеют исключительно моральную окраску и оценку. В заседаниях Народного суда все стороны процесса принимают участие добровольно, никто никого не принуждает. Конституция как раз позволяет такие формы общественного воздействия на власть. Поэтому с юридической стороны не может быть никаких сомнений в законности и конституционности образования Общественного парламента и Народного суда.

Однако, если оценивать состоявшееся 17 марта с. г. заседание Народного суда по аксыйским событиям, то надо признать, что не у всех людей сформировалось однозначно положительное восприятие принятого решения. Во-первых, многих смущает то обстоятельство, что заседание и решение произошли за один день, в течение нескольких часов. Во-вторых, если для защиты интересов кого-либо из подсудимых, в случае их отсутствия, не были представлены общественные адвокаты, то их надо было назначить, чтобы соблюсти принципы состязательности и объективности. Тем не менее, мы должны исходить из того, что уже шесть лет не доводится до логического завершения расследование аксыйских событий, и поэтому заседание народного суда, пусть даже проведенное с какими-то недостатками, следует воспринимать как реакцию простых людей и как способ привлечения внимания в целях недопущения повторения в Кыргызстане трагедий подобных аксыйской.

О развитии южного региона. Об опасности потери контроля над ситуацией на юге страны отмечают на всех уровнях, но никаких решений не принимается. В качестве первоочередных мер мы предлагаем следующее. Во-первых, представляется целесообразным ввести должность вице-премьер-министра по делам Юга, который занимался бы исключительно развитием экономики южных регионов страны с местом дислокации и небольшим аппаратом в Оше. Туда же целесообразно перевести МЧС, Минэкономики (передислокация главного экономического ведомства в южную столицу будет свидетельствовать о серьезности и долговременности государственных планов по ускоренному развитию южных регионов), Агентство по контролю наркотиков, Агентство по делам религии, Погранслужбу, Департамент паспортно-визовой службы МВД, Департамент водного хозяйства Минсельхоза. Средства на перевод можно найти за счет сокращения трех южных областей, создав на их месте две, а также укрупнив ряд районов и несколько айыл окмоту. Такое представительство от правительства на юге позволит быть ближе к нуждам региона и более оперативно решать имеющиеся экономические, пограничные и другие вопросы. Во-вторых, для того чтобы оживить и сделать доступным для широких масс авиатранспортное сообщение между севером и югом, важно усилить значение и потенциал аэропорта г. Ош. Одним из вариантов могла бы стать передача части акций в частные руки, обязав инвестора поддерживать дешевые тарифы на внутренние рейсы. В-третьих, целесообразно на законодательном уровне стимулировать тех, кто хочет открыть предприятия, торговые точки, построить дома на приграничных территориях.

Наркотизация страны. Борьба с наркотиками в Кыргызстане демонстрирует свою неэффективность. Поступает всё больше информации о том, что в наркотрафике задействованы люди, имеющие покровителей в высших эшелонах власти. Недавно в парламенте прозвучала информация, что в Баткене разбился и сгорел самолет АН-2, который, возможно, использовался для транспортировки наркотиков. Согласно неофициальным сведениям, данный самолет не в первый раз летел из Бишкека на границу с Таджикистаном. Очевидно, что такие рейсы не могут не «крышеваться» на разных уровнях и в разных структурах. Как решать эту проблему? Один из путей заключается в более эффективном, практическом сотрудничестве с заинтересованными государствами, вплоть до совместного несения службы на определенных участках и КПП, поскольку сами мы не справляемся и погрязли в наркобизнесе, покрывая нелегальные каналы наркотрафика. Также необходимо разработать формы общественного контроля над работой на КПП, привлечь к сотрудничеству неправительственные организации. Такие меры нужны, прежде всего, нынешней власти, чтобы ее не заподозрили в связях с наркомафией.

О ноябрьских и апрельских митингах. В ноябре 2006 года организаторы просили меня выйти на митинг и поддержать их требования. Некоторые из них были мною поддержаны, так как они во многом совпадали с моим мнением, которое высказывал раньше. Я еще раз публично озвучил его по республиканскому телевидению и выразил согласие с некоторыми требованиями митингующих, кроме как выступить против К. Бакиева и сказать ему, по просьбе митингующих: «Кетсин!». Этого сделать не мог. Отношусь с большим уважением к людям, которые в те дни стояли на площади. Тем не менее, надо было учитывать, что другая часть населения страны, особенно в столице и на Юге, не поддержала требования митингующих. Народ голосовал за тандем. Находясь в составе политического союза Бакиев—Кулов, закрепленного между нами соответствующим соглашением, я не мог допустить разделения народа. К чему бы это привело? Только к краху! Да, на тот момент это была идеальная ситуация для смещения главы государства. В определенной мере и власть своими действиями подталкивала оппонентов на такие жесткие решения. Однако, если бы произошла вторая «революция», как 24 марта 2005 года, тогда нас ожидали бы непредсказуемые, а вернее сказать, предсказуемые последствия: создался бы еще один прецедент, когда Президента можно убирать неконституционным путем. И тогда у нас силовая смена власти происходила бы, как в некоторых полуфеодальных государствах, почти ежегодно. Подобного допустить не мог. Правда, в итоге некоторые обвинили меня чуть ли не в предательстве интересов северян. Но думаю, со временем моему поступку будет дана более объективная оценка.

Мы придем к власти в Кыргызстане, это вопрос времени. Но глубоко убежден, нельзя приходить на развалины, на руины, чтобы потом отстраивать страну заново.

В апреле мы требовали изменения Конституции с тем, чтобы новый парламент был сформирован по партийным спискам, чтобы разделить права и ответственность президента и правительства. Частично нам удалось этого добиться, но только частично. В апреле меня, так же как в ноябре, некоторые горячие головы подталкивали на силовой захват власти. Но мы своим мирным митингом показали, что можно и нужно добиваться необходимых решений конституционными средствами. И вообще, участников политического процесса и общественность надо приучать добиваться разрешения любых проблем мирными методами. Известно, что политическая агрессия большинство людей пугает, от нее устают. В условиях глубочайшего экономического кризиса (фактически сегодня стоит вопрос о существовании государственности), как никогда нам всем необходима политическая выдержка и стабильность. Но, безусловно, такое правило может быть приемлемо до тех пор, пока власть сама действует цивилизованно и в рамках Конституции.

И, наконец, о самом важном, об экономической ситуации в стране. Оценивая нашу сегодняшнюю экономику, можно сделать только один вывод: экономика Кыргызстана находится в глубоком кризисе. Однако в верхних эшелонах власти наблюдается очень благодушный настрой. Народу говорится о каких-то временных трудностях, которые в ближайшее время будут преодолены. Такой несамокритичный подход вреден. Разговоры о том, что в ближайшее время экономика Кыргызстана начнет стремительное развитие, — безосновательны. На высшем государственном уровне должна быть дана беспристрастная и объективная оценка нынешнему состоянию экономики. Возьмем богатый Казахстан, который все ставили в пример. Недавно Президент Нурсултан Назарбаев в своем очереднем послании к народу имел мужество признать наличие глубокого экономического кризиса. У нас же, повторюсь, «наверху» считают, что происходит поступательное развитие экономики. На самом деле положение очень плохое. Здесь только критикой делу не поможешь, надо сообща думать, как выживать, искать выходы. Поэтому сейчас важно, проявив смелость, констатировать наличие кризиса и мобилизоваться на таких направлениях работы, которые в буквальном смысле жизненно важны для страны, заморозив другие, второстепенные проекты с перераспределением бюджетного финансирования. Прежде всего, необходимо разработать краткосрочную программу по поддержке социально уязвимых слоев, а таковых у нас более 50% населения. Во-вторых, с учетом энергетического кризиса кардинально пересмотреть политику в данной отрасли, поломав вначале теневые схемы хищения средств. От состояния энергетики напрямую зависит положение дел во всех других отраслях экономики. Не будет электроэнергии — не будет промышленности, не будет переработки продукции, строительства и т. п. Жизнь остановится. Поэтому необходимо безотлагательно разработать оперативные меры со сроком реализации 1–2 года. Я бы даже предложил, перефразируя известное выражение, на этот период следующую антикризисную формулу: «Выход из кризиса = честная власть + электрификация!». Что касается честной власти, то здесь уместно отметить и принять положительную инициативу молодежного крыла политической партии «Ар-Hамыс» о необходимости подписания чиновниками и политиками Публичной Декларации чести. Возможно, кое-кому данная инициатива покажется чем-то, смахивающим на юношеский максимализм. Но, судя по всему, молодых до такой степени достала эта коррупция, двуличие политиканов, что они решились предложить всем, кто у власти и кто стремится к власти, дать слово чести не воровать, работать честно, прозрачно. Сейчас, как никогда, пора наводить порядок. Дальше будет поздно. Нужны новые меры, мощные подвижки.

Теперь о второй части «формулы». Об электроэнергетике.

Ситуация на сегодняшний день такова:

Уровень воды в Токтогульском водохранилище на 18.03.2008 г. составил 6,8 млрд. куб. м при горизонте мертвого объема 5,4 млрд. куб. м.

Основные причины этого:

— маловодный период, наступивший с 2006 года, т. е. холодная весна и короткое лето;

— неправильный менеджмент, который привел к ранним (весенним) экспортам электроэнергии (с попуском воды) в последние три года, что в итоге привело к катастрофическому спаду воды в Токтогульском водохранилище;

— нынешние менеджеры, стоявшие и стоящие у руля энергетики республики, не смогли договориться с энергетиками соседних государств по рациональному использованию водных и энергетических ресурсов региона с учетом потребностей всех стран Центральной Азии, но с соблюдением интересов Кыргызстана.

Дальнейшая эксплуатация энергосистемы в подобном режиме приведет к катастрофе, как в нашей стране, так и по всей Центральной Азии. Не будет воды, выйдут из строя электростанции региона, поскольку вся энергосистема центральноазиатского анклава работает в параллельном режиме. Существующие гидроэлектростанции регулируют электрическую мощность в системе, обеспечивая частоту в 50 Гц. Поэтому кризис затронет все экономики ЦА.

Также нельзя не учитывать следующие энергопроблемы, которые касаются всей Центральной Азии:

— потребление электроэнергии в ЦА ежегодно увеличивается на 8–10%, а существующие электростанции не в состоянии обеспечить такой рост;

— дальнейшая эксплуатация каскада токтогульских ГЭС в энергетическом режиме, без учета ирригационного, неизбежно приведет к дефициту воды в ЦА, что уже все страны региона начали явственно ощущать;

— отсутствие альтернативных источников электроэнергии в нашей республике;

— строительство новых водохранилищ — контррегуляторов воды в соседних республиках усугубляют кризис Приаралья и одновременно влияют на ускоренное таяние наших ледников, что в конечном итоге приведет к обострению экологической ситуации по всей ЦА.

Основные пути выхода из кризисной ситуации:

Во-первых, надо добиться адекватного понимания ситуации со стороны первых лиц государств ЦА. Они должны дать добро на срочное подписание межгосударственных соглашений со сроком действия 5–10 лет по рациональному использованию водных и энергетических ресурсов пяти государств (Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана);

— получения кыргызской стороной в ближайшие 2–3 года импорта электроэнергии из государств ЦА в объеме 1,5–2 млрд. кВт-ч ежегодно в межвегетационный период. Одной из гарантий могло бы стать наше обязательство, что эта электроэнергия будет возвращена после накопления воды в Токтогульском водохранилище и введения в строй первых очередей Каракечинской КЭС и «Камбараты-2» в течение 3–4 лет.

Во-вторых, обеспечение ТЭЦ города Бишкек необходимым ремонтом и количеством топлива для вывода ее на электрическую мощность зимой в 400–500 мегаватт. На это потребуется порядка 100 млн. долларов США. Но это надо не затягивать, а решительно определиться, что делать с этим убыточным предприятием, требующим очень больших финансовых средств, которых в бюджете нашей страны нет и в обозримой перспективе не будет. И как бы нам ни хотелось уйти от вопроса о привлечении иностранных инвесторов, без внешних заимствований на сегодняшний день нам в короткие сроки ТЭЦ не поднять. А без ее реанимирования (здесь другое определение уже не подойдет) прохождение следующей зимы будет из разряда чудес. Поэтому суровая реальность настоятельно требует изучения и решения вопроса о привлечении иностранного инвестора, но на выгодных, как для них, так и для нас, условиях с сохранением государственного влияния, в том числе по тарифам на электроэнергию.

В-третьих, веерные отключения, которые неизбежны, нужно проводить с умом, так как в теплое время года может повсеместно обостриться эпидемиологическая обстановка (особенно в Джалал-Абадской области).

В-четвертых, незамедлительно начать проектирование и строительство Каракечинской конденсационной электростанции мощностью 1200 МВт. С ее вводом покроется существующий дефицит электроэнергии как в республике, так и в регионе. Есть Постановление Правительства КР № 536 от 24.07.2006 года о признании данного объекта государственно значимым.

Данная электростанция в короткие сроки (2–4 года) снимет основную нагрузку с каскада токтогульских ГЭС, даст возможность рационально и в то же время эффективно регулировать попуски воды в Сырдарью. Это также обеспечит требуемые потребности Центрально-Азиатского региона в вегетационный период, что позволит в осенне-зимнее время беспрепятственно направлять воду в пересыхающий Арал, до которого она сегодня не доходит. Следовательно, отпадет необходимость строительства новых водохранилищ – контррегуляторов на территории сопредельных с нами государств. И это обстоятельство, связанное с вопросами экологии Арала, взаимодействием по энергетическим и трансграничным водным ресурсам, позволит заинтересовать Узбекистан и Казахстан в долевом участии строительства Каракечинской КЭС.

В-пятых, приступить к строительству малых ГЭС, общая суммарная мощность которых в республике может составить около 250–270 мегаватт. Это порядка 1 млрд. кВт-ч электроэнергии в год. При вводе данной мощности республика сможет дополнительно сэкономить не менее 1 млрд. куб. м воды на Токтогульской ГЭС. Вопрос этот реально решаемый, если не будут мешать чиновники-коррупционеры и будет грамотно выстроена тарифная и экспортная политика.

В-шестых, провести структурную перестройку. В настоящее время юридически ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭСК» являются частными компаниями. Поэтому необходимо преобразовать их в ГАО или создать на их базе одно Государственное акционерное общество, что исключит двойственность положения и поставит государственные интересы, как и подобает, на первое место. И только в этом случае не какой-то «непонятный» (это еще очень мягкое определение) совет директоров акционерного общества будет отстаивать интересы народа, а государство.

В-седьмых, использовать нетрадиционные источники электроэнергии.

На данный момент наиболее технически подготовленными для широкого использования являются разработки: по теплоснабжению — за счет солнечной радиации и биогазовых технологий; по электроснабжению — на основе использования энергии ветра, малых водотоков и солнечных фотоэлектрических панелей. Конечно, их внедрение не выведет страну из энергетического кризиса, однако, несомненно, будет иметь некоторые плюсы. Например, на Иссык-Куле их применение для подогрева воды в пансионатах и домах отдыха существенно снимет нагрузки на электросети и не сильно отразится на уровне комфортного отдыха туристов в периоды веерного отключения света. Использование же электроламп для уличного освещения на солнечных батареях не только и не столько сэкономит электроэнергию (хотя и это тоже немаловажно), сколько повысит качество и безопасность жизни наших сограждан. Решить данный вопрос просто: при новом строительстве объектов обязывать владельцев устанавливать необходимое количество таких ламп для наружного освещения вокруг своих участков. В конечном итоге, на различные согласования по электрической части затраты будут не меньше, если не больше, принимая во внимание коррупционные преграды.

Таковы в тезисном изложении наши конкретные предложения по некоторым актуальным вопросам.

Материал подготовила Гульнара КАЛЫГУЛОВА

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:52 // Политика
Принцип отделения властей, или О моде на негосударственное правление
10:45 // Политика
В ожидании «Первого»...
10:41 // Политика
Феликс Кулов: «Выход из кризиса = честная власть + электрификация!»
10:31 // Экономика
Зачем сидеть на долларах?
10:29 // Общество
Неухоженное наследство
10:24 // Общество
Когда деревья станут большими
10:22 // Общество
«Цивилизация шумеров и древних кыргызов»
10:07 // Интервью
Марина Ким: «Журналистику нельзя объять, даже если тратишь на нее всю жизнь»
10:05 // Общество
Авто ревю. Caterham
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg