ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
28 ноября 2021, 13:52

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:49
Раздел: Политика

«Легендарный» парламент

(апрель 1990г. — сентябрь 1994г.)

Время от времени полезно оглядываться назад

В июле 2008 года исполнилось 70 лет со дня начала деятельности Верховного Совета Киргизской ССР — прародителя кыргызского парламента.

С приданием в декабре 1936 года Киргизской АССР статуса союзной республики и принятием 20 марта 1937 года собственной Конституции, началось формирование структур государственной власти, в том числе, и своего представительного органа. 24 июня 1938 года прошли выборы в Верховный Совет Киргизской ССР. И уже 18 июля 1938 года состоялось первое заседание Первого созыва Верховного Совета.

Однако, в обществе не заметили этой важной исторической даты. И только в октябре прошлого года председатель Комитета Жогорку Кенеша по этике и регламенту А.Сабиров, поддержанный впоследствии, заместителем Торага Жогорку Кенеша К.Исабековым и председателем Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству З.Курмановым, «забил в колокола» и внес в повестку дня парламента данный вопрос.

В августе 1989 года профессор Левитин Л.И. представил автора данной  статьи, недавно закончившему с отличием юрфак КГУ, народному депутату Киргизской ССР и СССР,( ныне покойному) Т.Окееву, которому нужен был помощник по правовым вопросам. С тех пор, моя профессиональная биография прямо или косвенно была связана с законотворческой деятельностью кыргызского парламента, соответственно, имел возможность наблюдать, и не только, за развитием парламентаризма в стране. Учитывая, разворачивающуюся сегодня в обществе дискуссию о месте и роли Жогорку Кенеша на современном этапе государственного строительства, считаю необходимым, обратить внимание заинтересованного читателя на некоторые аспекты становления и развития отечественного парламентаризма.

Время от времени полезно оглядываться назад. В эпоху перемен взгляд назад может оказаться даже более плодотворным, чем напряженное разглядывание неясных и постоянно ускользающих очертаний будущего. Оглядываясь в прошлое,  перенимая уроки истории, мы должны впитывать все лучшее, все полезное, что оставил нам опыт предшествующего поколения политиков и управленцев. Нельзя огульно перечеркивать или очернять прошлое. Тем более, что тернистый путь становления парламентаризма в нашей стране может быть очень даже поучительным не только для действующего депутатского корпуса, но и всего общества. В этой связи, актуальными остаются размышления одного из основоположников коммунизма Ф.Энгельса: «Во всякой революции неизбежно делается множество глупостей, также как и во всякое другое время, и когда наконец, люди успокаиваются настолько, чтобы вновь стать способными к критике, они обязательно приходят к выводу:» мы сделали много такого, чего лучше было бы не делать, и не сделали многого, что следовало бы сделать…». Это точно!

О понятии парламентаризма

Во второй половине 20 века возникло обобщающее понятие «парламентаризм», под которым понимается система политической организации государства с четким разграничением функций законодательной и исполнительной властей, при привилегированном положении парламента в качестве представительного органа народовластия. Это понятие, весьма объемно. С одной стороны, оно отражает положение парламента в механизме разделения государственной власти, а с другой, принципы функционирования и устройства парламента и взаимоотношений с другими государственными органами.

В обществе, зачастую, отождествляют понятия «парламент» и «парламентаризм». В действительности же, наличие парламента в системе органов государственной власти еще не означает существования в государстве парламентаризма. Например, за более чем полувековое существование в Киргизской ССР представительного органа — Верховного Совета, парламентаризм в стране так и не утвердился, поскольку, реальная власть находилась в руках республиканской парторганизации КПСС, законы рождались в недрах партийных органов и подконтрольных им Президиуме Верховного Совета, и формально утверждались на пленарных заседаниях Верховного Совета, в лучшем случае, собиравшемся по два раза в год.

Парламентаризм возникает и существует тогда, когда в государстве действует многопартийная политическая система, парламент наделяется полномочиями не только по  принятию законов, но и полномочиями по контролю за исполнением законов, формированию правительства и других государственных органов, осуществляет контроль за деятельностью правительства. Как известно, суть демократии заключается в том, что члены общества могут иметь, и как правило, имеют различные взгляды, практически, на каждую серьезную общественную проблему, причем, в решении важных вопросов участвуют представители всех слоев общества, представляющие различные взгляды. Именно парламентаризм,  создает возможность на принципах гласности и свободы принимать законодательные решения по воле большинства, не умаляя при этом права меньшинства.

Утверждение парламентаризма в Кыргызстане было трудным, извилистым, и на самом деле, мы находимся только на начальном этапе ее развития. Большая роль в этом процессе принадлежит Верховному Совету Киргизской ССР 12 созыва, впоследствии, названному «легендарным парламентом».

«Легендарный» парламент

Трудно переоценить ту созидательную роль, которую сыграл на заре независимости Верховный Совет Киргизской ССР двенадцатого созыва (с мая 1993г. — Жогорку Кенеш), работавший с апреля 1990 года по сентябрь 1994 года. Избранный в условиях, и по законам позднего советского периода, он вобрал в себя многие противоречия своего времени, но сумел принять немало судьбоносных решений, закрепивших правовой фундамент функционирования Кыргызстана в качестве суверенного государства. И остался в нашей истории как «легендарный парламент».

Наверное, в первый и последний раз, в законодательном органе собрались, действительно, лучшие 350 представителей народа Кыргызстана: начиная от простых (зато прославивших себя в соцсоревнованиях, и увешанных наградами) чабанов, доярок, рабочих и заканчивая элитой тогдашней партийно-хозяйственной, научной и творческой интеллигенцей. Следует отметить, что политическую закалку в «легендарном» Верховном Совете прошли Президент Кыргызской Республики Бакиев К.С., заместитель Торага Жогорку Кенеша действующего созыва Баекова Ч.Т., экс-премьеры Чынгышев Т., Джумагулов А., Муралиев А.М., Кулов Ф.Ш., экс-спикеры Жогорку Кенеша Шеримкулов М., Эркебаев А.Э., Текебаев О.Ч., общественные деятели Акматов К., Ааматов Б., Сааданбеков Ж., Усубалиев Т. и многие другие, которые затем успешно работали на руководящих должностях в государственных органах.

Уже на первой сессии, состоявшейся 10 – 15 апреля 1990г., были сделаны решительные шаги в утверждении политического плюрализма. Сегодня, даже 30-летним людям трудно понять, что это было за событие. За телетрансляциями заседаний, глубоко за полночь, следила вся страна. И было на что посмотреть и послушать!

Одним из важнейших вопросов повестки дня первой сессии Верховного Совета Киргизской ССР двенадцатого созыва стал вопрос 7 повестки — «Об изменениях и до-полнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР (о предложениях ЦК Компартии Киргизии по статьям 6 и 7, и по другим статьям Конституции Киргизской ССР)». Напомню: в статье 6 действовавшей тогда Конституции Киргизской ССР 1978г. было закреплено, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. По результатам горячей дискуссии, 12 апреля 1990г. Верховный Совет утвердил новую редакцию указанной нормы, положившей конец безраздельной монополии на власть КПСС: «Коммунистическая партия Киргизии, профсоюзные, комсомольские, другие общественно-политические и иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке государственной политики, в управлении государственными и общественными делами».

Те дни показали, что в Верховном Совете оказалось, довольно много свободно и трезво мыслящих, и независимых парламентариев, которых мы сегодня назвали бы оппозиционными. Несмотря на малочисленность, они сумели взять инициативу в свои руки и повлиять на драматургию первого и последующих сессий сильнее и убедительнее, чем растерянное, так называемое «агрессивно-послушное большинство».

Через полгода, внеочередная вторая сессия Верховного Совета 24 октября 1990г. принимает решение об учреждении института Президента республики, и включает в повестку дня вопрос о проекте Декларации о государственном суверенитете.

Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан, принятая на третьей сессии Верховного Совета 15 декабря 1990г. открыла новую страницу в истории страны. Кыргызстан встал на путь конституирования себя, в качестве суверенного демократического государства. Причем,Верховный Совет не только объявил о государственном суверенитете после прибалтийских республик и России, но и, фактически отказался от идеологии марксизма-ленинизма, убрав из названия республики термин, характеризующий политический режим – «советская социалистическая». Особенностью Декларации стало закрепление в ней принципов правового государства: верховенство Конституции Республики Кыргызстан на своей территории; осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви; осуществление политической жизни на основе принципа идеологического плюрализма.

В 1991-1994 г.г. «легендарный парламент» принял следующие судьбоносные для кыргызской государственности решения: Декларацию о государственной независимости и постановление о запрете деятельности Коммунистической партии и национализации ее собственности (31 августа 1991г.); новую Конституцию Кыргызской Рес-публики (5 мая 1993г.); о введении национальной валюты (3 мая 1993г.); о принятии государственной символики Кыргызстана: герба (14 января 1994г.), гимна (18 декабря 1992г.) и флага (3 марта 1992г.).

На мой взгляд, принятие «легендарным парламентом» указанных, исторически значимых решений объясняются не только выдающимися дарованиями и стойкостью тогдашних народных избранников, но и общественно-политической ситуацией в целом, сложившейся на тот период в СССР. Чтобы понять, почему все это оказалось возможным, надо вспомнить времена, когда они захотели и смогли это сделать.

То было время, гражданского и национального подъема. Советское общество находилось на переломе, тоталитарный политический режим трещал по всем швам. 22 мая текущего года исполнилось 20 лет со дня начала работы первого (и как оказалось впоследствии — последнего) Съезда народных депутатов СССР. Уже после первого заседания за его работой начала внимательно следить вся страна. Тем более, что в рамках модной тогда политики гласности, центральное телевидение в течение тех двух недель показывало прямые трансляции заседаний Съезда. И это, полагаю, стало началом конца СССР. Во всяком случае, яркие, проникновенные выступления на съезде главного критика советской системы, прославленного физика-ядерщика Андрея Сахарова, «партийного» диссидента Бориса Ельцина, известного экономиста Гавриила Попова, юристов Анатолия Собчака. Алексея Казанника, Тельмана Гдляна, Николая Иванова, прибалтийцев Витаутаса Ландсбергиса, Казимеры Прунскене и многих десятков других депутатов показали, что единого народа в Советском Союзе как такового нет, как нет и единой идеологии, и единого политического режима. Во всех уголках Союза, люди с удивлением и восхищением смотрели, как с официальной трибуны в присутствии Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева народные избранники (на 99 процентов — члены партии) в пух и прах развенчивали коммунистическую идеологию, правоохранительные органы и армию, которые сцементировали союзное государство — будучи при этом практически защищенными от всяких преследований. После этого, национальным республикам уже ничего не оставалось, как пойти своим путем.

То есть, можно утверждать, что именно Съезд народных депутатов СССР образца 1989г., и его яркие представители «разбудили» наше самосознание, и оказали решающее морально-психологическое воздействие на деятельность Верховного Совета республики XII созыва.

Между тем, уже осенью 1991г. перед властями молодого независимого государства, со всей остротой, встали вопросы определения стратегии социально-экономических реформ и характера политического режима. Кроме того, имело место вполне объяснимая, в условиях переходного периода, борьба за портфели и «теплые места» в верхних и средних эшелонах власти, и связанные с ней политические интриги, создание всевозможных блоков, группировок, отстаивающих различные, вплоть до клановотрайбалистских, интересы. Все это, перманентно создавало напряженную ситуацию во всех ветвях власти, снижало практическую значимость их деятельности, тормозило проведение жизненно важных реформ. Причем негативные процессы разворачивались на фоне нарастающей экономической катастрофы, обнищания значительной части населения, психологического шока, вызванного распадом СССР, начавшегося отъезда из страны части русскоязычного населения.

Противоречия между Президентом и Правительством, с одной стороны, и парламентом (Жогорку Кенешем) с другой, достигли высокого накала с принятием 5 мая 1993г. новой Конституции Кыргызской Республики. Конституция закрепила такую систему организации власти, которая по основным параметрам соответствовала общепринятым демократическим принципам парламентаризма. Попытки парламента реализовать на практике контрольные функции, привело к известному парламентскому кризису в июне — сентябре 1994г. и уходу «легендарного парламента» с политической арены (о причинах и последствиях кризиса — в следующей статье). Поистине, Верховный Совет XII созыва стоял на разломе эпох, сам стал средоточием борьбы за власть и пал жертвой этой борьбы. Весь опыт его деятельности, и негативный, и позитивный — хороший урок для отечественного парламентаризма.

(продолжение следует) 

Мурат УКУШОВ
заслуженный юрист КР

Фото из фонда ЦГАКФФД КР

18 июня 2009 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:44 // Общество
Остерегайтесь мастеров — лохотронщиков
10:41 // Спорт
«Дордой-Динамо» вышел в финал Кубка президента АФК
10:40 // Спорт
Скоро бой Владимира Кличко и Руслана Чагаева
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg