№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: СЛОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ»В своё время Редьярд Киплинг назвал борьбу Британской и Российской империй за контроль над Центральной Азией «Большой игрой». С тех пор обе державы канули в Лету, Афганское королевство превратилось сначала в социалистическое, потом – в исламское государство, а на месте среднеазиатских ханств появились национальные республики. Но «Большая игра» продолжается до сих пор. Только игроков за столом прибавилось. Часть I. Влияние влиятельных В последнее время вошло в моду рассуждать о развернувшейся на фоне кризиса борьбе великих держав за влияние над Центральной Азией. В доказательство обычно приводятся рассуждения в стиле «кто с кем подружился» или «кто с кем вместе обедал». А между тем, речь часто идёт о буднях дипломатии – её тактических уловках, совпадении или несовпадении интересов, стечениях обстоятельств, взаимовыгодных сделках. Судить о влиянии мировых лидеров на регион Центральной Азии следует не только по встречам глав государств или правительств. Есть более осязаемые и устойчивые показатели. Россия — это безусловный лидер и законодатель мод для большинства государств на постсоветском пространстве. Её культурноинформационное доминирование в Центральной Азии нельзя отрицать. Если касаться экономики, то ключевыми факторами влияния выглядят массовая трудовая миграция жителей этого региона в Российскую Федерацию и ключевая роль официальной Москвы в определении ценовой и экспортной политики, в вопросах горюче-смазочных материалов и энергоносителей, как экспортируемых, так и импортируемых в Центральную Азию. А в случае успешной реализации проектов Рогунской и Камбар-Атинской ГЭСов Россия получит хороший рычаг влияния на политику государств региона через водную и гидроэнергетическую составляющую. А остальной цивилизованный мир, то бишь Соединённые Штаты и Евросоюз осу-ществляют своё участие в жизни региона через содействие институциональному развитию государств Центральной Азии. При этом программы и проекты такого содействия охватывают большинство жизненно важных для нас сфер, от отраслей сельского хозяйства и промышленности до медицины, образования, институтов гражданского общества и госуправления. Помимо этого, в силу своего доминирующего положения в самых авторитетных международных (в т.ч. финансовых) организациях США и ЕС обеспечивают интеграцию стран ЦА в мировые политические и культурные процессы. Они попросту контролируют канал, который оберегает государства Центральной Азии от международной изоляции. И это тоже важный рычаг влияния на политэлиты этих республик. Влияние же Китая на Центральную Азию вначале не очень бросается в глаза, но на деле оно весьма впечатляюще. Как известно из истории, дипломатия этого государства строится в расчете не на десятки, а на сотни лет вперед. И это регион будет еще долго ощущать. Между тем, метод влияния Китая — это не только дипломатические усилия и межправительственные соглашения, но и продолжительная «товарная ассимиляция». Меньше чем за два десятилетия КНР превратился в главного торгового партнёра стран региона. Сейчас почти всё, чем пользуется среднестатистический «центральноазиат», производится в Поднебесной. Продукты питания, электроприборы, посуда, одежда, мебель, канцтовары, компьютеры, DVD-проигрыватели и диски, мобильные и стационарные телефоны — этот неполный список товаров китайского производства на рынках региона, который можно продолжать почти до бесконечности. Причём, в силу своего масштаба экономика Китая менее зависит от рынка ЦА, чем ее потребители зависят от их китайских товаров. К тому же, в социальной структуре почти всех здешних стран уже сформировалась значительная прослойка людей, жизнь и благополучие которых напрямую связано с китайско-центральноазиатской торговлей. Снижение, а тем более, прекращение товарного потока из Поднебесной вполне может привести к социальному взрыву. «Товарная ассимиляция» региона дала нашему восточному соседу серьезный рычаг влияния, действия которого теперь почти невозможно избежать. Один из последних шагов в этом направлении — екатеринбуржское заявление лидера Китая Ху Цзиньтао о выделении странам, входящих в ШОС 10 млрд. долларов США в качестве кредитов для преодоления последствий экономического кризиса. То есть кри-зис преодолеем, но останемся должны… Китаю. * * * Одновременное присутствие в Центральной Азии крупных мировых игроков (РФ, КНР, США и ЕС) не означает обязательной конфронтации между ними. Напротив, ни одному из них дестабилизация региона не выгодна. США «завязаны» в Афганистане и нестабильном Пакистане. Россия нуждается в стабильном и мирном приграничье. Китаю ни к чему милитаризация «ближнего» к синьцзянским сепаратистам окружения. Евросоюзу требуется туркменский газ и ограничение наркотрафика, что в условиях конфликта будет невозможно. Поэтому, крупные игроки постараются удержать центральноазиатский регион от потрясений. Однако теперь в «Большую игру» втягиваются новые силы… И не все из них настроены так же миролюбиво. Продолжение в следующем номере. Н. Ракымбай уулу 18 июня 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |