№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
ДЕЖАВЮ: СТРАНЕ НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ![]() Зайнидин КУРМАНОВ: «Невольно возникает вопрос: «А что тогда было у нас в апреле 2010 года: демократическая народная революция или очередной госпереворот в интересах Интервью с доктором исторических наук, профессором Зайнидином КУРМАНОВЫМ. – Зайнидин Карпекович, каким вам видится нынешний политический ландшафт в стране? – За годы независимости у нас сложилось неэффективное бюрократическое государство постсоветского типа, где правящим классом выступает ростовщическо-компрадорская бюрократия, выросшая из недр партийно-номенклатурной системы. Поэтому все рвутся на госслужбу, в чиновники. Там можно быстро и без труда разбогатеть. Вот вам диагноз страны и всего нынешнего политического ландшафта. Строили демократию, а получили обратный результат. Это паразитическое государство после революции полностью восстановило себя и жирует на теле народа. Живёт ради себя и одновременно пожирает себя, так как у такого государства очень ограниченный ресурс для развития. Он сейчас полностью исчерпан, поэтому не видно динамики изменений. Нынешний госаппарат стал тормозом для модернизации. От смены персон в политике мало что зависит. Если, конечно, к власти не придёт какая-то выдающаяся личность. «Кто на руку ловок да разумом скор, – писал тысячу лет тому назад наш великий предок Жусуп Баласагунский, – пригнёт до земли он вершины всех гор». Большинство глав государств, премьер-министров в мире ведомы бюрократией, послушно следует её рекомендациям и советам, а потому никто не помнит ни их имён, ни их дел. Такие правители целыми днями гоняют балду и бездельничают – открывают садики, читают какие-то речи, проводят пустые встречи, закладывают капсулы, подписывают справки… Обычную рутину и бюрократическую текучку выдают за бурную государственную деятельность. Другие управляют бюрократией, вьют из неё веревки, жёстко контролируя, требуя и добиваясь достижений. Их имена у всех на устах: в СНГ это Назарбаев, Путин, в дальнем зарубежье – Рузвельт, де Голль, Черчиль, Тэтчер, Коль, Эрдоган... Для наших политиков и обывателей открою один секрет. Жизнь может стать лучше, а деятельность власти более эффективной не столько от смены персон, сколько от характера и уровня взаимодействия и сотрудничества между собой различных систем – экономических, политических, общественных, экологических, партийных, идеологических, избирательных и так далее. Не будет проведена работа в этом направлении – все попытки будут тщетны! Речь не идёт просто о смене формы правления, мирной передаче власти или честных выборах. А о создании системы, которая будет воспроизводить положительные перемены, идеи, кадры, когда успехи и достижения примут необратимый характер. Именно созданием такого политического дизайна, архитектуры политической системы будущего, важность которой состоит в том, что посредством её осуществляется политическая власть, занимались такие великие реформаторы, как Пётр Великий, Ататюрк, Рузвельт, Дэн Сяопин, Мохатхир Махамад, Ли Куан Ю, Пак Чон Хи и другие. Своей целенаправленной деятельностью они заложили институциональные основы для перемен, которые продолжаются, несмотря на отсутствие своих творцов. В этом я вижу главный смысл деятельности нынешней кыргызской власти – в организации перемен. О чрезвычайной актуальности этой цели свидетельствует, например, опубликованный 21 апреля 2014 года доклад – очередной Индекс верховенства права, проведенный международной организацией World Justice Project. По нему Кыргызстан в этом году занял 78-е место из 99. В прошлом году у нас было 76-е место. Причём, Кыргызстан идет далеко позади Узбекистана и Казахстана, где демократических революций не было. Невольно возникает вопрос: «А что тогда было у нас в апреле 2010 г.: демократическая народная революция или очередной госпереворот в интересах небольшой кучки? Если первое – то почему мы опять в конце списка? Если второе, то всё понятно. Перемен можно не ожидать. Сделать сказанное – трудно, но можно. Успехов добились десятки и сотни, их имена золотыми буквами вписаны в Историю. Провалились десятки и сотни тысяч правителей. Последних никто не помнит. Принципиально кыргызскую жизнь, действительность изменить сложно в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, в которых находится наша страна. Мы не стоим на месте, это надо признать, но развитие идёт очень медленно, как-будто в запасе у нас есть ещё время. Мы даже в СНГ аутсайдеры. Демократию могут построить только её истинные носители. У нас же во власти всегда квазидемократы, поэтому ничего не получается. Механически, искусственно, как сейчас, демократию не внедрить. Надо адаптировать демократические ценности к нашим специфическим условиям, чтобы они работали и приносили пользу. За годы независимости у нас созданы почти все демократические институты – парламент, местное самоуправление, судебная власть, партии, оппозиция, СМИ, НПО, Конституция, законы… Но все они слабые, плохо работают, особенно на общественный интерес и развитие страны. А всё потому, что демократия – это продукт городской цивилизации и христианской религии. Невозможно за раз, без подготовки политики перемен, кавалерийским наскоком построить демократию в бедной крестьянской стране. До сих пор это никому не удавалось и не удастся. В таких странах может родиться только ханство, тирания и диктатура, что мы и видим в реальности. Вот африканские страны раньше нас лет на 50 обрели независимость, и с тех пор там мало что изменилось. Да, наконец-то к власти пришли местные правители, но не изменилось отношение ни к людям, ни к стране. Тирания, бедность, нищета, коррупция, безработица, эпидемии, войны и этнические конфликты давно стали привычными. Люди рождаются и живут с ними всю жизнь без каких-то надежд на серьёзные перемены. Мир сейчас живет в условиях глобализации, когда жизнь везде кипит, идет мощная энергетика, динамика. Страны борются за ресурсы, за своё будущее. А в Кыргызстане пассив, статика, полусонный дрем, что-то немного побулькивает. Активно борются только за власть, деньги и собственность. И с теми, кто это хочет отнять. – У нас тоже всё это происходит. И в чём же выход? – Мы живём в прекрасной стране. У нас есть то, чего нет у многих народов, и не надо тратить на это лишние деньги. Чистая вода, свежий воздух, прекрасная природа. Радушные и наивные люди. Один Иссык-Куль чего стоит! Дети ходят в школы, работают больницы. Функционируют вузы, театры, библиотеки, городской транспорт. В регионах многого названного уже нет. И если активно не развиваться, то всё это может остаться в прошлом. Сейчас мы проедаем остатки советского наследия, и в этом наше относительное благополучие. А что потом? Какой видится наша страна через 20, 40, 100 лет? Что надо делать стране в условиях глобализации и роста конкуренции? Какую нишу в мире мы займём? Но власть играет в молчанку, а незрелое общество вместе с ней. Что мы имеем во внутренней и внешней политике? Особенность Кыргызстана состоит в том, что мы переживаем период демократического транзита, переходное состояние между авторитаризмом и демократией. Мы живём в условиях деградирующей цивилизации, недостаточно развитых демократических институтов и доминирующего общинного мышления, отрицающего индивидуализм. В стране с достаточно сильным традиционным и советским наследием, инстинктами. Поэтому, что мы ни делаем, прошлое снова и снова возвращается. В политике снова все те же уставшие и измождённые лица, ну, может быть, немного помолодевшие. Cнова актуальны дураки и ленивые! То же безразличное отношение к стране! Снова люди разделены на «патриотов» и «предателей». Писатель Салтыков-Щедрин говорил, если начинают взывать к патриотизму, значит своровали. Бюрократия привычно рубит «бабло». Гаишники, налоговики и иные надзиратели снова вымогают взятки. Снова у власти олигархи. Снова народ занимается самовыживанием. Снова наглеет преступность (по критерию «личная безопасность» Кыргызстан занял 52-е место в отмеченном выше международном рейтинге. Узбекистан – 5-е, Казахстан – 32-е). Снова митинги и шествия. Снова бесхозная молодежь. Снова украинский майдан как предвестник перемен. Богатые становятся богаче, бедные – беднее. Снова кошмарят Кумтор, казино и хозяев праворульных автомашин. Снова одни «воры в галстуках» сажают чужих воров, называя это борьбой с коррупцией (по критерию «отсутствие коррупции» у демократического Кыргызстана 96-е место из 99. Казахстан на 60-м месте, Узбекистан – 71-м). За нами нищий Афганистан. Власть снова, как в прежние времена, с гордостью рапортует об очередных успехах, которые никак не отражаются на жизни простых людей. Законы вообще перестают работать (по критерию верховенство права демократический Кыргызстан на 78-м месте из 99, Казахстан на 71-м, Узбекистан – 73-м). Снова чиновничий беспредел и бюрократизм! Снова интриги, ложь, ненависть, двойная мораль. Снова дороги в колдобинах и дырах. Бишкек снова завален мусором (хотя каждую неделю власти обязывают проводить субботники). Снова много пустых слов и обещаний... Снова хотят запретить митинги и шествия. Снова борются с журналистами и НПО. Снова слабое правительство и слабый парламент. Снова слабые и аморфные политические партии, не способные компетентно служить народу. Снова хотят повысить тарифы на электроэнергию. Снова невнятная многовекторная внешняя политика. Снова во всём виновата оппозиция, империалисты и колонизаторы, которые мечтают только о том, чтобы нас продать, захватить или поработить. Снова нет вдохновляющих идей, целей, программ. Снова поголовная безответственность. Снова народ и патриотизм для красного словца. Снова ощущение безысходности, чувство вечных неудачников, тупика. Снова восстановлена несправедливая бюрократическая система, у которой нет будущего. Снова, снова, снова нет справедливости, о которой часто вспоминает и говорит президент Атамбаев. Вопиющим актом отчаяния людей от этой несправедливости стало обращение группы граждан к «вору в законе» Камчи Кольбаеву в поисках защиты от творимого чиновничьего и правового беспредела. После этого вопиющего акта недоверия к власти должны были полететь головы многих министров, прокуроров и судей. Но – тишина, так как бюрократическая система глуха к внешним сигналам и протестам. Она внимательна только к интересам власти. Такова особенность кыргызской модели квазидемократии! Все снова надеются, что новый премьер-министр Джоомарт Оторбаев, как и предыдущие 25, вытащит страну из кризиса. В 26-й раз возлагают на премьера ответственность, не давая при этом прав и, тем самым, нарушая принцип единства прав и обязанностей. Итог такого правления заведомо известен… Хотя надежда умирает последней. Снова всё это было и было не раз. – Поистине, вы правы! Какие политические партии, представленные в парламенте будут иметь наибольший электоральный рейтинг на следующих парламентских выборах? – Те партии, которые завоюют доверие населения, а также те, у которых будет административный ресурс. На постсоветском пространстве заранее известны итоги почти всех выборов, так как по наследию от Советского Союза итоги подводят не те, кто голосует, а те, кто считает. Хотя президент Кыргызстана обещает провести честные выборы. Но нельзя при этом забывать глубокие слова Черномырдина, отражающие нашу реальность: хотели, как лучше, а получилось как всегда. – Какие политобъединения, находящиеся в орбите политического процесса, могут выйти на авансцену? – Которые сформулируют актуальную повестку дня и будут активно работать над её выполнением. Не обманут народ и его ожидания. Почитайте те обещания, которые нынешние партии давали своим избирателям, – доступные кредиты, доступное жильё, достойное будущее, низкая ипотека, рабочие места и прочее. Где всё это? Четыре года прошло, что-то же малюсенькое можно было сделать! Пришло время спрашивать обещанное: каковы итоги их деятельности, чего добились? – И могут ли они составить политконкуренцию партиям, представленным в парламенте? – В наших условиях возможно всё. Наши системы шатаются, рушатся, исчезают, возникают, все находится в неустойчивом положении. В этой обстановке любой человек, партия, компания, если они обладают харизмой, если у них есть энергия и идеи, могут стать всем. Я в науке человек опытный, но до сих пор не могу понять, в чем же отличие оппозиционной партии «Ата Журт» от пропозиционной партии «Ар Намыс»? Это относится и к другим. Везде одно и то же. Склоки, расколы, распады, борьба за личные интересы. Одним словом, театр. Но замечу, в театре актеры играют лучше. В политике же, наоборот, сперва должна идти борьба идей, альтернатив. Тогда бы политическая жизнь страны наполнилась смыслом. В этом задача партий. И кто с этим лучше справится, та партия и будет конкурентоспособна. – Новая коалиция провозгласила постулат – укрепление государственности. По каким направлениям должно происходить данное укрепление? – Первое – с себя лично и своего отношения к государству, обществу и личности. Второе. Должны быть КАРДИНАЛЬНО пересмотрены взаимоотношения государства, общества и личности внутри существующих систем. – Изменения и поправки выборного законодательства – ваши комментарии? – Много законов у нас пишется «под себя». Как зашаталось кресло, так сразу бросаются переписывать избирательный кодекс. Хотя дело не в этом, а в кропотливой работе с избирателями и на избирателей, на страну. Бишкек, например, не спасут субботники. Проблема в соответствующем воспитании горожан, граждан. В Берлине, Лондоне, Токио не проводят субботников. Просто не надо сорить и чаще убирать. Я думаю, что в основу реформы избирательной системы должен быть положен принцип «выбрать лучшего», а не «выбрать своего». 20 лет независимости мы выбираем «своих» и потому плохо живём. В Европе давно поняли, что в политике надо выбирать лучших, и поэтому процветают. Если нет лучших, они никого не выбирают. Мы же всегда выбираем лучшее из двух зол. Вот и результат. Выбрали бы в Украине лучшего главу государства – не было бы никаких майданов, революций и взаимной нетерпимости и вражды. А ведь предупреждали. Теперь расплачиваются. Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ 24 апреля 2014 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |