№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Данияр АЙТМАН: Опасность дедолларизации в Кыргызстане![]() НБКР и правительство с некоторых пор озаботились высоким уровнем долларизации экономики и, по сообщениям прессы, разрабатывают ряд мер, призванных решить эту проблему. Долларизацией называют использование доллара вместо национальной валюты в качестве средства платежей, измерения и сохранения стоимости. Однако в данной статье я коснусь более узкой темы долларизации финансовой системы страны, которая прежде всего выражается в высокой доле финансовых активов и обязательств в иностранной валюте. Банковская система Кыргызстана сильно долларизована: доля кредитов в иностранной валюте в общем кредитном портфеле составляла на конец сентября 2015 года 55%, доля депозитов в иностранной валюте в общей сумме депозитов — 68%. НБКР в последнее время предложил ряд мер по снижению долларизации банковской системы страны. Эти меры включают запрет на ипотечное и потребительское кредитование физических лиц в иностранной валюте, а также ограничение процентных ставок по депозитам в иностранной валюте (проект дополнения в постановления 50/7 и 52/4). Я считаю данные административно-командные методы НБКР опасными и вредными, и вот почему. Высокая долларизация действительно представляет собой проблему, так как она делает экономику и банковскую систему страны уязвимой к резким колебаниям обменного курса. Так как доходы большинства местных заемщиков, имеющих кредиты в иностранной валюте, номинированы в сомах, обесценение сома увеличивает их долговую нагрузку. Увеличение долговой нагрузки заемщиков повышает вероятность существенных потерь для банковской системы, а также в целом негативно влияет на экономику страны через снижение потребления и инвестиций. Тем не менее проблему долларизации следует решать рыночными, а не административно-командными методами, как это предлагает сделать НБКР. Фундаментальной причиной, лежащей в основе долларизации, является отсутствие в стране достаточного объема финансовых ресурсов (особенно долгосрочных) в национальной валюте. Это обусловлено целым рядом фундаментальных факторов, таких как низкий уровень сбережений, неразвитый финансовый рынок, нестабильный обменный курс, непоследовательная денежно-кредитная политика, фискальный дефицит, политическая нестабильность, недоверие экономических агентов к национальным институтам. В силу дефицита сомовых ресурсов банки вынуждены использовать финансовые средства, номинированные в иностранной валюте, привлеченные как за рубежом, так и внутри страны. Разумеется, чтобы минимизировать свои риски, банки должны соблюдать примерное соответствие между объемом своих обязательств и активов в иностранной валюте. Таким образом, долларизация обязательств банков приводит к долларизации их кредитного портфеля. Что будет если просто запретить банкам выдавать кредиты в иностранной валюте? Они просто сократят объемы кредитования, если у них не будет ресурсов в национальной валюте, чтобы заменить долларовые кредиты сомовыми. Понимая это, НБКР предлагает ограничить процентные ставки по депозитам в иностранной валюте, чтобы снизить их привлекательность. Однако в условиях, когда сом обесценивается на 20-30% в год, очень наивно ожидать, что вкладчики переведут свои средства с долларовых депозитов на сомовые из-за снижения процентных ставок. Вкладчики хранят свои средства на долларовых счетах, прежде всего, чтобы сохранить их ценность, а не для того, чтобы заработать процентный доход. Это подтверждается и тем, что за два последних года долларизация депозитов выросла с 51% до 68%. Вот почему меры НБКР не сработают: банки не станут выдавать кредиты в сомах вместо кредитов в долларах, потому что у них нет сомовых ресурсов (особенно для долгосрочной ипотеки), а эти сомовые ресурсы не появятся, только потому что НБКР выпустит такое постановление. Столкнувшись с данной проблемой, НБКР может пойти дальше по пути административно-командной борьбы с долларизацией и запретить депозиты в долларах. Разумеется, после такого запрета вкладчики не конвертируют свои долларовые депозиты в сомовые, а просто изымут их из банков. Долларизация — это своего рода «внутренняя эмиграция» финансового капитала страны. Первой альтернативой «внутренней эмиграции» является эмиграция внешняя. Неаккуратные, административно-командные меры борьбы с долларовым капиталом приведут к тому, что он просто покинет страну. Эти же соображения применимы и к другим проявлениям долларизации. Если люди предпочитают использовать доллар в качестве меры стоимости в своих сделках, то никто не может заставить их не делать этого. Никто не может заставить людей думать по-другому. Если правительство запретит указывать долларовые суммы в контрактах, то люди и бизнесы перейдут к неформальным договоренностям со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Последние заявления и предложения НБКР и правительства вызывают обоснованную тревогу, что государство собирается вступить на путь прямого административно-командного регулирования финансового рынка. Этот путь опасен тем, что каждый маленький шаг по необходимости требует следующего шага. Сначала запрет долларовых кредитов. Потом запрет (включая ограничение доступа к или конвертацию в сомы уже имеющихся) долларовых депозитов. Потом валютный контроль (чтобы сдержать отток капитала и поддерживать обменный курс). Потом контроль и рационирование импорта (кстати, вчера замминистра экономики уже заявил о разрабатываемых мерах по «импортозамещению»). И так далее, и так далее, пока не рухнет вся экономика. Это не мои измышления, а реальный путь, по которому прошли многие страны Латинской Америки и Африки, доказавшие своим горьким опытом, что административно-командные методы борьбы с долларизацией приводят к бегству капитала, резкому сокращению объемов кредитования, дестабилизации финансовой системы и экономики. Я не говорю, что это предопределенный результат. Были страны, которые относительно успешно осуществили де-долларизацию, применяя в том числе административные методы (например, страны Восточной Европы). Но они добились успеха, только обеспечив необходимые фундаментальные предпосылки: низкие и стабильные темпы инфляции, стабильный курс валюты, развитый внутренний рынок капиталов. Достижение таких предпосылок требует от НБКР и правительства долгого и кропотливого труда, но они, похоже, предпочитают простые методы решения очень сложной проблемы. Данияр АЙТМАН, 17 декабря 2015 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:57 // Политика
Роберт ЗАПАДИНСКИЙ: «Ваш президент А. Атамбаев, по моей информации, встречался c Владом Плахотнюком! Но это другая история…» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |