№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Андрей ГРОЗИН: «В Кыргызстане за последнее десятилетие сложилась такая система власти, когда любой может управлять чем угодно и при этом ни за что не отвечать»Интервью с заведующим отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андреем ГРОЗИНЫМ (Москва). – Андрей Валентинович, насколько эффективна система госуправления в КР? – На мой взгляд, она малоэффективна. С одной стороны – недостаточный уровень подготовки управленческих кадров, отсутствует серьёзная школа. Всё, что пытались сделать, осталось на уровне прожектов. С другой стороны – отсутствует механизм ротации. На руководящие посты очень часто назначаются люди, не соответствующие своей подготовкой занимаемой должности в кабмине КР. И это я говорю очень мягко. И третья проблема – это отсутствие механизма спроса за провал и поощрения за успехи. – Почему же? Наворовал, уйди в отставку и живи спокойно. Тут вам и мотивация, и поощрение одновременно… – В Кыргызстане за последнее десятилетие сложилась такая система власти, когда любой может управлять чем угодно и при этом ни за что не отвечать. Отсутствие ответственности – это основной момент, девальвирующий все попытки наладить хоть какой-нибудь порядок в сфере госуправления. Я уже не говорю о коррупции, непотизме, клановости, партийности, а говорю об элементарных вещах. В итоге получается ядовитый коктейль. Большинство людей не соответствуют, мягко говоря, своим должностям, причём даже в самых высоких коридорах власти. В этом-то и заключается проблема. Если министр, премьер или президент страны не соответствуют требованиям, которые предъявляет ситуация, то он и команду, к сожалению, подбирает не по уровню профессионализма, а по принципу личной преданности, личных материальных интересов, на основе общего бизнеса, может, кто-то вместе учился или кто-то кого-то возил и так далее. Отсюда и получается такая система, которая имеет место быть. В этом смысле Кыргызстан мало чем отличается от соседей. Если, например, брать работу системы госаппарата в Узбекистане и Казахстане, то и там хватает проблем. Но там спрос с чиновников жёстче. Посмотрите на того же будущего президента Узбекистана. Человек тринадцать лет проработал на посту премьер-министра страны. Поэтому он понимает больше, чем многие из премьеров Кыргызстана. Если человек сидит на посту меньше года и прекрасно знает об этом, то чем он будет заниматься на этой должности? Разумеется, чем угодно, но только не государственными важными делами. А если и занимается ими, то по остаточному принципу, а в остальное время он готовится к тому времени, когда он перестанет быть премьером. То же самое касается всех остальных министров и руководителей департаментов. Вот этакая система воспроизводит себя. В соседних странах тоже хватает чиновников, которые стараются отщипнуть от госбюджета или поддержать свой бизнес, но там за это спрос жёстче. Я говорю о самом принципе. Что касается Кыргызстана, то как может человек организовывать какую-то серьёзную стратегию с плечом в десять лет, если он не знает, что с ним будет через месяц. Опять соберутся отдельные представители определённых партий, поговорят кулуарно, а потом распадётся коалиция и надо будет формировать новое правительство. Все постоянно сидят на чемоданах в ожидании… – Около года осталось до выборов нового главы государства. Возможна ли операция «преемник» в данном контексте? – С трудом себе представляю, как Алмазбек Атамбаев может эту операцию провернуть практически. Он передаст пост кому-то из близких коллег по работе? – Технологически этот процесс может выглядеть так: выбирается кандидатура в узком кругу, затем все ресурсы СДПК начинают встраиваться в работу над этой фигурой… – Теоретически это возможно. Кто-то из администрации или партийной верхушки может оказаться таким преемником. Другой вопрос, сейчас мы видим формирование серьёзного полюса, который будет работать против подобного сценария внутри республики. Я думаю, все крики вокруг референдума никаким образом не связаны с практическим содержанием этого мероприятия. Всем глубоко начихать на содержание конкретных статей, которые предполагается поменять. Дело в том, что сам по себе подобного рода шаг способствовал консолидации всего протестного элемента. Ясно, что преемник в данном случае, если он начнёт проявляться, создаст очень серьёзный полюс конфликтности. К тому же найти человека, устраивающего всю команду действующего президента равнозначно, вряд ли получится. Там ведь собраны люди с разными взглядами на будущее страны и своё личное будущее. У меня складывается ощущение, что там нет даже минимального единства, которое требуется для полноценной поддержки фигуры преемника. Здесь не Узбекистан, где собралось десять человек, поговорили, сделали несколько звонков за границу и на этом нашли компромисс в течение быстрого времени. В Кыргызстане так не получится. Плохо это или хорошо, я не знаю. Очень большое количество игроков на поле, и консолидировать всех просто не получится. Я вообще не припоминаю в новейшей истории Кыргызстана такого момента, когда основные политические игроки в поле власти, не говоря уже об оппозиции, были консолидированы и чётко отстаивали одну позицию. Даже при расцвете в период Аскара Акаева подобного не наблюдалось. По большому счёту, и первый, и второй политические режимы похоронили сами себя. Заслуги оппонентов в том, что свергли А. Акаева и К. Бакиева, были минимальными. Как А. Акаев, так и К. Бакиев проиграли власть не оппонентам. Например, К. Бакиев проиграл власть не Розе Исаковне и не – И действующая власть в этом смысле не отличается? – Вполне возможно. Я не знаю, каких мнений придерживаются Ф. Ниязов или И. Илмиянов, или кто-то ещё. Но то, что единство внутри президентской команды отсутствует, это, повторяюсь, медицинский факт. А найти фигуру для операции «преемник» без опасения того, что он сожрёт тех, кто его выдвигает, просто невозможно. – Это же хорошо, в силу вступает закон естественного отбора. – Компромисса по узбекскому типу в Кыргызстане пока не просматривается. К тому же сам – Вот-вот... Прецедент ведь всем известен? – Другое дело, сам-то он, может, и не будет этим заниматься, а люди, которые не хотят уходить вслед за ним, попытаются что-то предпринять. Скажем обобщённо, что в силу разнородности интересов у них ничего не получится, как не получится это и у товарищей, противодействующих им. Сейчас говорят, что якобы О. Текебаев может превратиться в фигуру, которая консолидирует все оппонирующие силы. – Не сможет, причём однозначно. Мандата доверия уже нет. – Да, потому что это было бы слишком просто, а в Кыргызстане так не бывает. В том углу политического спектра «товарищество» ещё похлеще тех, которые находятся у рычагов власти. Те, кто рулит страной, всё-таки пытаются припрятать свои взаимные недовольства и претензии. А тут через «ушаки» и всё остальное часто доходит то, что люди, пытающиеся противопоставить себя официальной власти, мягко говоря, далеко не едины, там взаимное подозрение и ревность, амбиции. Вот этот «коктейль» в конечном итоге не позволяет создать серьёзный полюс, который мог бы цивилизованно оппонировать власти. Люди, которые, в принципе, могли бы сыграть роль цивилизованных оппонентов, к сожалению, не могут пробиться через толпу профессиональных оппозиционеров. В этом плане в Кыргызстане такая же ситуация, как и в России, где один и тот же человек руководит политической партией уже третий десяток лет, и партия демонстрирует один и тот же уровень электоральной поддержки на фоне стареющего лидера, который хуже и хуже играет. – Деградирует? – Да, это же возраст. При всём уважении к господину О. Текебаеву, сколько же можно так активно заниматься политикой? Но это проблема граждан Кыргызстана, избирателей страны. В России В. Жириновский и Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ 27 октября 2016 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |