ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
28 марта 2024, 18:29

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:26
Раздел: Политика

Армен ГАСПАРЯН: «Что касается непосредственно коллаборантов из числа республик Средней Азии, то они, конечно были. Существовало специальное формирование, которое называлось «Туркестанский легион»»

Интервью с политологом, членом центрального совета Российского военно-исторического общества Арменом ГАСПАРЯНОМ.

– Армен Сумбатович, Минобрнауки РФ отказалось от присуждения степени доктора исторических наук историку из Петербурга Кириллу Александрову, защитившему в 2016 году диссертацию о власовском движении. В своей работе Александров разбирался в том, кто, как и почему примыкал к коллаборационистам из «Власовской армии», воевавшим против СССР во время Второй мировой войны. А был ли коллаборационизм в период Второй мировой с центрально-азиатским лицом?

– Да, действительно, сложный вопрос. Давайте разберём по пунктам. Бесспорно, в защите докторской диссертации Александрову отказали, так как там было найдено много несоответствий. Сам же Александров с этим категорически не согласен. Я читал его докторскую диссертацию и действительно возникает целый ряд закономерных вопросов. Но он писал не в целом о коллаборации граждан СССР в период Второй мировой войны, а исследовал офицерские кадры вооружённых сил Комитета освобождения народов России. Это именно то, что в обществе принято называть как «Власовская армия». О самой коллаборации граждан СССР вне всякого сомнения он очень много писал в своих книгах. Что касается непосредственно коллаборантов из числа республик Средней Азии, то они, конечно были. Существовало специальное формирование, которое называлось «Туркестанский легион». И здесь немцы использовали то определение, которое бытовало ещё в годы Российской Империи, я имею ввиду «Русский Туркестан». В «Туркестанский легион» входили казахи, узбеки, туркмены, киргизы, татары и многие другие народы из числа республик как сейчас бы мы сказали Центральной Азии. Причём здесь тоже очень много любопытных нюансов. Во-первых, тюркские народы, естественно не считались арийскими с точки зрения расовой доктрины Третьего рейха. Изначально их вообще не планировали использовать. Но свою роль в этом сыграли немецкие спецслужбы, в том числе представители Ост-Министериума (Министерство по делам оккупированных территорий), в отдельности Альфред Розенберг. Они считали, что полезно использовать возможные межнациональные противоречия ради того, чтобы расшатать моральный дух и облик Рабоче-крестьянской Красной армии. Людям из числа политических иммигрантов Центральной Азии, которые выразили готовность к сотрудничеству, пообещали что будет создан сначала Рейхскомиссариат Туркестан; а потом будет некое независимое государство, конечно абсолютно пронемецкое и в своей внутренней и внешней политике во многом ориентированное на Турцию...

...После начала Великой Отечественной войны в лагерях отбирали людей, выходцев Центральной Азии, предлагая им присоединиться к «Туркестанскому легиону». Кто-то действительно соглашался из-за невыносимых условий в лагерях, кто-то по политическим мотивам поддерживал «Туркестанский легион» против СССР. Но, здесь крайне важно понимать, что эти люди составляли критическое меньшинство. Особо много добровольцев на предательство найти было достаточно сложно. Тем более, кто-то записывался в «Туркестанский легион» и при первой же возможности потом сбегал из него, давал достаточно подробные сведения обо всём происходящем органам советской военной контрразведки. При этом, естественно, как и полагалось в Третьем рейхе, «Туркестанский легион» назывался Добровольческой частью (Freiwilliger). Командный состав, разумеется, составляли только военнослужащие немецкой армии. То есть он, по сути, ничем не отличался от других коллаборационистских частей. После окончания Великой Отечественной войны, те, кто из числа военнослужащих «Туркестанского легиона» был передан Советскому Союзу союзниками или попал в плен, потом прошли инфильтрационные комиссии, а многие получили тюремные сроки за сотрудничество с Третьим рейхом. С этой точки зрения история никак не отличается от общей картины сотрудничества советских граждан с немцами в годы Великой Отечественной войны.

– Кем персонифицированы коллаборационисты?

– Здесь надо назвать имя небезызвестного канцлера Третьего рейха Адольфа Гитлера, так как он ещё в декабре 41-го года отдал приказ о формировании в немецкой армии подразделений из числа бывших граждан Советского Союза неславянских национальностей. То есть вот как раз представители «Туркестанского легиона» туда подходили. Первым руководителем штаба формирования Восточных легионов стал майор Майер-Мадер. Также многие другие немцы принимали довольно активное участие в этой деятельности. Были и политиммигранты, по сути, те же, кто и до этого момента занимался борьбой против СССР. Поэтому все они в той или иной степени принимали участие либо в идеологической обработке военнослужащих «Туркестанского легиона», либо, так сказать, в боевом порядке старались подавать личный пример как надо сражаться за новый независимый Туркестан.

– Каким был в численном отношении «Туркестанский легион»?

– До одиннадцати тысяч человек. И это максимальная численность. Но, необходимо понимать, что сведения тоже являются достаточно разрозненными по причине безвозвратных потерь и текучки. Поэтому считается максимальной отметкой – одиннадцать тысяч человек.

– В описании деятельности «Туркестанского легиона» фигурирует имя Каюм-хана. Неоднозначная персона…

— Он был последовательным врагом существовавшего в СССР политического строя. Здесь я ничего принципиально нового я вам не скажу. Каюм-хан – один из основателей Национального комитета объединения Туркестана, но это то политическое формирование, которое, по большому счёту, руководило с идеологической точки зрения тем самым «Туркестанским легионом». После окончания Второй мировой войны он был арестован американцами и не долго просидел у них, около полутора лет. Затем Каюм-хан остался в ФРГ, занимался политической деятельностью, входил в состав небезызвестного Антибольшевистского блока народов. Он, кстати, пережил распад СССР и даже потом успел побывать в Казахстане и Узбекистане. Так что у него такая вот достаточно серьёзная политическая биография.

– Если «Туркестанский легион» был также ориентирован на Турцию, то с какой турецкой политической силой выстраивалось взаимодействие?

– По сути дела всем этим занимался сам Каюм-хан. Он и коммуницировал со Стамбулом по данному поводу. Кроме того, следует понимать, что у политической иммиграции Центральной Азии такие связи были весьма крепкими. В этом контексте достаточно вспомнить Мустафу Шокая, который вполне себе устанавливал контакты с немцами, турками. Для них это было совершенно понятная система координат – Германия побеждает в войне, они ориентируются на Турцию, создают некое независимое государство. Понятно, что в определённом смысле это была бы такая лимитрофная конструкция под очень сильным немецким влиянием. И многие другие деятели иммигрантских структур занимались ровно тем же самым, выполняя видные роли внутри этого движения, но на внешнем контуре они не сильно отличились.

– Какое влияние оказала Великая Октябрьская социалистическая революция на международное положение?

– Вне всякого сомнения «Красный проект» оказал ключевое влияние на мировую историю, это и с точки зрения политический борьбы, дальнейшей политической конфронтации. Страны капиталистического мира были вынуждены под вилянием «Красного проекта» во многом пересматривать условия жизни пролетариата той эпохи. Надо понимать какое гигантское влияние оказал «Красный проект» на развитие культуры в 20-30-е годы прошлого столетия. Да и вообще Советский Союз в конце 30-х годов, как и в последующие годы, был определённого рода маяком для всего мира. Ведь невероятно популярными стали идеи равенства, справедливости, тем более помноженные на победу во Второй мировой войне. Другой вопрос состоит в том, насколько критично многие люди тогда относились к этому «Красному проекты». Ведь огромное число мифов разной степени достоверности бытовало тогда и они перетекают в день сегодняшний. А это означает, что осмысление как таковых многих факторов, эпизодов до сих пор не сделано. Конечно, сказанное вызывает огорчение. Может быть столетний юбилей данных событий заставит многих по-новому взглянуть на происходящие в ту эпоху события.

– Одним из постулатов «Красного проекта» стало такое понятие как социальная справедливость. Я, например, довольно часто задаюсь вопросом, что есть общественная справедливость? Это безукоризненно работающие законы? Это соблюдение равноправия? Справедливая система распределения народных благ?

– Вы знаете, в моём понимании справедливость — это нравственные духовные основы общества, которые включают в себя верховенство права, соблюдение законов для всех без исключения и многое другое. Во многом, конечно, это постулаты революции 1917 года. Иной вопрос, мы прекрасно понимаем какими перегибами всё сопровождалось и сколько людей погибло ради благой цели. Потери были достаточно серьёзными. К великому сожалению, революция не совершается в белых перчатках. Революция – это всегда кровь, всегда террор, всегда смерть. Да, постулат состоял в построении нового принципиального общества, построенного на справедливости. Во многом эта доктрина была реализована. Другое дело, что Советский проект не сделал в последующем второй ключевой шаг. Но это уже не вина создателей, ведь все они к тому моменту умерли. К большому разочарованию, последователи оказались не способными осуществить второе развитие «Красного проекта». Именно по этой причине он начал стагнировать, потом всё закончилось крахом.

– Так остались ли в наших обществах принципы социальной справедливости?

– Чтобы сказать есть ли социальная справедливость в Киргизии, мне надо пожить некоторое время в вашей стране. Поэтому я могу делать суждения из разговоров с коллегами по этому поводу. Мне кажется, относительно всё это, конечно, есть. Надо помнить, что в мире не существует ничего идеального, всегда хочется стремиться к большему, лучшему. Что же означает социальная справедливость для меня, то считаю, следует начинать с себя, с отдельно взятого человека, окружающих людей. Таким образом, будет складываться картина в рамках государства. Проще говоря, надо понимать, если ты нарушаешь законы, то это путь отнюдь не в социальную справедливость, а дорога к бандитизму. Мы живём в государстве, а не в банде, о чём необходимо всегда помнить. Есть ещё масса других аналогичных построений, гарантирующих некую социальную справедливость.

– Видя насколько часто чиновничья рать безнаказанно нарушает законы, то можно сделать вывод, что мы живём в обществе социальной несправедливости.

– Я бы здесь поспорил. Знаете, она есть, что очевидно на примере многих других людей. Другой момент, что она может не работает в той доктрине социальной справедливости, которая изначально складывалась первыми большевиками, это верно. Но, здесь надо понимать, что во многом они были романтиками своей эпохи. И столкнувшись с некоторыми циничными проявлениями жизни, вынуждены были пересматривать свои собственные политические воззрения. У меня есть традиционное пожелание ко всем читателям. Всегда надо помнить, что никто и никогда не страдает от избытка знаний. Люди всегда страдают от их недостатка. Поэтому следует читать серьёзные книги и слушать профессиональных экспертов. Это полезно для понимания политических процессов, протекающих на внутреннем и внешнем контурах и саморазвития. Человеческие мозги без смазки всегда покрываются жирком.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

9 ноября 2017 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg